Над головою месяц тонкий рогами в небо будто врос. Так значит – ждать в родной сторонке под утро крепенький мороз. Сильвестров день – куриный праздник, а для хозяев – день хлопот, лишь петуха мальчонка дразнит, других не ведая забот. Курятник чистят тут до пота и девясилом окурят. Сторицей станется забота для кур и маленьких курят.
А в довершенье – камень чёрный подвесят здесь – «куриный бог», чтоб лихоманки прочь проворно быстрее скрылись за порог. Шло жутковатое поверье, из глубины веков тот слух, что семилетний, в чёрных перьях, в тот день яйцо сносил петух. А в день четвёртого июня, издав гортанный, резкий писк, скорлупку тонкую проклюнет змей пресловутый, Василиск.
В православном календаре день памяти святого Сильвестра Печерского, игумена Михайловского монастыря в Киеве.
Память одного из самых почитаемых святых на Руси Серафима Саровского, в миру Прохора Мошнина.
Святой был наделен даром прозорливости, чудотворения, исцеления недугов душевных и физических. Сотни людей приходили к нему каждый день за помощью. Исцелял он всех молитвой.
В народе сегодня (2 января по старому стилю) Сильвестр, Селиверстов день, Куриный праздник, День Кура и Курки.
«Страшные вечера», нечисть колобродит. Верная от нее оборона - петушиный крик.
В народе Сильвестр считался покровителем домашней птицы, а день называли куриным праздником.
Сегодня особенно тщательно наводили порядок в курятниках, поправляли, если нужно было, насесты.
Чистились, можжевеловым дымом окуривались курятники.
Стены окуривали девясилом, крапивой или полынью. Делали все тайно, чтобы никто не видел. Так защищали птицу от недоброго глаза, от нечистой силы, да еще от Домового нерадивого.
В курятнике всегда подвешивали куриного бога - черный камень с отверстием посредине. Размером примерно с гусиное яйцо, который обычно в земле находили. В некоторых местах это был старый лапоть или вообще глиняный горшок без дна.
Во Владимирской губернии наряду с продырявленным камнем (отверстие должно быть естественным, а не сделанным рукой человека) в роли куриного бога мог выступать обыкновенный истоптанный лапоть. Его обычно «перебрасывают через нашест, на коем сидят куры», для устранения неприязненных отношений к курам домового.
Куриного бога подвешивали в курятнике, чтобы куры неслись хорошо, потомство у них было большое и здоровое, а также защищал птицу от Кикимор и Лихоманок.
Селилась эта нечисть в курятнике, курам спать не давала, перья у них выдирала, да по ночам с насестов сталкивала. Такой же оберег и в хлеву подвешивали для защиты домашних животных.
Сегодня люди не только защищали птицу, но и себя. Было поверье, что морозы гнали из-под земли сестер-лихоманок.
Называли их в народе Сестрицы-Трясовицы. Было их 12 и насылали они на добрых людей хвори разные. И имена-то у них по признакам хворей были.
Да говорили старики, в это время за околицей у белого бора, у дорог на семи ветрах, стоит лихоманка – нечистая сила. О трех клювах она, желта с лица, рукаста, зоб набит, а глаза голодны, куролапая она. Пройдет по следу человека – тот след перевалится. Порченой немочью, куриной слепотой, болезнью зовут её. Где она пройдет, там 3 года куры нестись не будут. Насылает она куриную слепоту, ощипывая перо с кур.
Бродили сестры-лихоманки по дорогам, сворачивали в села, в дома просились, да обманом прокрадывались. Худые и страшные, в оборванной грязной одежде, искали себе место в теплых избах.
В этот день не ели мясо птицы, потому как счастье могло быстро упорхнуть. Детям дарили свистульки из глины в виде петушков, чтобы они своими трелями отпугивали нечисть.
Сегодня не обрезали волосы, потому что они вообще тогда могли "убежать" с головы.
Наблюдали за погодой. Яркие рожки у месяца - к ветру, крутые - к морозу. А если рога отлогие, то ненастье на улице будет. Воробьи расчирикались - к теплу.
Именины у Марка, Сергея, Кузьмы, Модеста, Василия, Петра.
О петухе в народе так сложено: «Два раза родился, ни разу не крестился, а черт его боится!», «Два раза родился, ни разу не крестился, а первый пророк!», «Петух-воин. Он стоит на страже белого света.»
Петух поёт 3 раза. Первый раз – в полночь, всему миру о крестной силе возглашает. Колдунам да ведьмам о Страшном суде напоминает. Во второй раз перед зарёй поёт: «Крестная сила – по домам идет! Всякому отродью злому, завистникам, чёрным чародеям от святого воинства архангела Михаила не уйти!» В третий раз – на заре о крестной силе возглашает, и бесовским козням приходит конец. Под пни, под колоды, в щели чердачные пытается нечисть уйти, да сам Господь у неё на пути.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1