Молясь, Артемия просили: «Не дай случайно умереть и сохрани нас в полной силе отныне и до века впредь!» Коль кто родился на Артемья, о нём особо говорят: «Его судьба целует в темя. Ему и волк – почти что брат. Защитой служит мать-волчица, а зверь лесной – по духу свой, и птица всякая – сестрица, и в лес идёт он, как домой. Ему покорен волчий корень. Его улыбка на устах, — как волчье лыко. Он проворен, как стайка быстрых, лёгких птах.» Завыли волки в одиночку — тут жди и вскорости мороз, а стаей коль тревожат ночку, так год грядущий гoлод нёс.
В православном календаре день памяти святого Артемия Антиохийского – покровителя воинов и атаманов, а также защитника от различных недугов.
Дмитриевская родительская суббота. В православном календаре эта дата плавающая, но всегда она выпадает на субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. День был установлен благоверным князем Дмитрием Донским.
День был установлен для поминовения ушедших воинов, погибших на Куликовом поле. Впоследствии, стали поминать всех почивших православных. Сегодня ходили в храмы, ставили свечи за усопших, служили панихиды.
В народном календаре (20 октября по старому стилю) - Артемия день, а где-то его называли Волчий день или День Атаманов.
В субботу перед днём св. Димитрия на Руси справляют прощальные (в отличие от весенних) поминки-тризны по усопшим. Поминают родных, близких, знакомых, воинов, а также тех, за кого некому молиться.
Торжественный поминальный ужин длится долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.
У Артемия крестьяне просили избавить от хворей и смeрти напрасной. Ходили в храмы, подавали нищим, которые стояли у ворот.
На улице становилось все холоднее и к деревням подбирались волки. И если волки пошли стаями, то можно было ждать скорых морозов.
Кто-то считал волка проводником между миром живых и миром ушедших. Было даже поверье, что если произнести имена трех ушедших родственников при встрече с волком, то он тебя не тронет.
Верили, что колдуны да ведьмы превращаются в волков, потому как они боялись колокольного звона и огня. Поэтому и вешали ямщики колокольчики на упряжь лошади. Крестьяне же обходили все дворы, звоня в колокольчик.
И если волк перебежит дорогу, то это к удаче.
Крестьяне сегодня чинили заборы, потому что чем крепче забор, тем урожайнее следующий год будет. А еще прочная ограда, по поверьям, притягивала в дом благополучие и достаток.
Потому что через дыры утекают не только финансы, но и счастье семьи.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Сегодня надо бы следить за своими словами. Лучше произносить что-то хорошее во благо не только вам, но и всем окружающим.
Вой волков предвещает морозы. Если же сильно и надрывно воют – к голоду.
На деревнях иней утром - к скорому снегопаду. Лиственница без иголок стоит - снег выпадет и не растает долго.
Именины у Александра, Артема, Михаила, Павла, Петра, Николая.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев