Последней жатвы шла работа — везли в гумнo снопы с полей, и, взявши вожжи, скажет кто-то: «Уж только, дождик, ты не лей!» тут тотчас шло ему на память, как говорил народ давно: «Мол поле – то красно снопами, а скирдами – красно гумно.» В начале праздник урожая — осенних ярмарок шумок, где, труд крестьянский уважая, всяк торговался, как он мог. Но тем был Савва неуместен, — кто сватовство имел в виду, и коль жених придёт к невесте, в дом принесёт он лишь беду.
В православном календаре день памяти праведной Анны-пророчицы, преподобного Моисея Мурина. У русских людей он целителем от пьянствa считался. Людям, страдающим запоями, советовали молиться именно этому святому.
Преподобного Саввы Крыпецкого, почитаемого святого Пскова.
В народном календаре (28 августа по старому стилю) Скирдник, Анна-скирдница, Савва-скирдник, Савва Псковский, Моисей Мурин.
Святых в народе скирдниками называли.
У крестьян на поле было по-прежнему много работы, хлеб в скирды убирали. И если во время не убрать, то урожай мог погибнуть. Скирды лежали под открытым небом.
Там из 13 снопов складываются прежде на поле: хрестцы, из хрестцов делают одонья и копны, из копен и одоней уже убирают скирды. В северных губерниях вместо хрестцов делают суслоны, из озимого хлеба в 13, из ярового в 6 снопов.
У святого Саввы просили, чтобы он помогал сохранить хлеб. Крестьяне торопились, потому что могла наступить ненастная погода.
Пскович Савва скирды справит, на ум направит.
Скирды нужно было увезти и посчитать. А для того, чтобы удачно завершить все работы в поле и в огороде, в избе на видное место вешали тулуп.
В этот день славили урожай на Руси. Начинались весёлые зазывные ярмарки где можно было купить все: домашнюю утварь, одежду и обувь, мед и овощи.
Сегодня торговцы шли в поле и тайком собирали колоски, которые остались после уборки. Их прятали дома в надежное место для прибыли и удачи. Густые и толстые колоски обещали бойкую торговлю.
В лес ходили осторожно, не по одному, чтобы не заблудиться. И не попасть в гости к Лешем. А если все-таки пошли, то не забудьте на пеньке оставить пирожок или другое угощение хозяину леса.
Из книги М.Д. Чулкова: "Леший суть мужского и женского пола огромной величины, когда ходят они между травою, то становятся с ней равны, а когда бегают по лесам, сравниваются с высотой оных; кричат ужасно, хлопают в ладони и откликаются на голос, когда аукают; ходящих по лесу людей обходят кругом, чем затмевают их память, и принуждают заблуждаться до ночи; а потом уносят в свои жилища." У поселян, работающих в лесу, просят пирога, а взявши, отходят и кричат ужасно: "Шел да нашел".
Если сегодня погожий день, – примета, что тепло продержится еще долго. Много орехов и желудей - хороший урожай хлеба на следующий год. Начали желтеть листья на березах - выросли в лесу опята.
Красное небо на закате - к ненастной погоде. Гром в этот день - осень долгая и теплая. Гуси еще не улетели - до холодов еще далеко.
Про рожденную в этот день говорили, что хозяйка она идеальная. Все обуты, одеты и сытно и вкусно накормлены. А дома все блестело от чистоты.
Сегодня именины празднуют Игнатий, Степан, Георгий, Анна, Сусанна, Леонтий, Афанасий, Ефим, Илларион.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев