ОБСТРЕЛ НОВОРОССИЙСКА ГЕРМАНО-ТУРЕЦКИМИ КРЕЙСЕРАМИ В 1914 ГОДУ. Тревожные события на Балканах летом 1914 года волновали и граждан Новороссийска. Телеграмма о проведении мобилизации в Новороссийске была получена утром 18 июля, а на следующий день поступило известие о начале боевых действий с Германией. В городе прошла патриотическая манифестация со знаменами, иконами и портретами царя, в церквях отслужили молебны за победу русского оружия и отправили на фронт первых «призванных под знамена запасных чинов армии и флота». Однако война шла далеко на Западе. Новороссийск находился в глубоком тылу и тягот военного времени пока не испытывал. Турция выжидала, проливы Босфор и Дарданеллы были открыты, и международная торговля продолжалась. В порт заходили иностранные суда за зерном, цементом,нефтепродуктами и другими грузами. Однако уже был назначен начальник охраны Черноморского побережья, он же военный генерал-губернатор Черноморской губернии генерал-майор Бабыч, в городе начала формироваться 39-я пехотная бригада государственного ополчения во главе с командиром генерал-майором Соколовским, он же являлся начальником гарнизона. В состав ее входили 229-я пешая, 582-я Кубанская дружины и Новороссийская местная команда. Имелась и артиллерия: батарея из шести орудий, стоящая на развалинах турецкой крепости Суджук-кале, на входе в бухту, под командованием прапорщика Дельцова. 10 сентября начальник Новороссийского порта М. Гирш получил приказ начальника охраны Черноморского побережья о задержке с 11 сентября всех судов, находившихся в Цемесской бухте и в нее приходящих, «для возможности применения их в военном деле». Были задержаны семь пароходов, две паровые шхуны, парусные и моторные суда и двадцать один песочный баркас, принадлежащие разным владельцам. Из всех задержанных только один «Цементкруг», принадлежащий пароходству Э.С. Ди-Полонне и Ф.К. Звороно в Мариуполе, был «занесен в список судов, поступивших в распоряжение военных властей», да еще пассажирский пароход «Князь Оболенский» пароходства А.А. Феофани в Новороссийске совершил по требованию военных властей с 17 по 23 сентября рейс в Туапсе и обратно с грузами военного ведомства. Возмущенные судовладельцы стали писать жалобы и требовать от управления порта возмещения убытков, вызванных вынужденным «простоем, расходами на топливо и оплату судового состава». К ним присоединились и владельцы песочных баркасов, так как они зарабатывали от 15 до 30 рублей за вояж (рейс) на перевозке песка для нужд порта и города. Дело дошло до высоких инстанций, и, видимо, автор приказа получил соответствующее внушение, после\ чего поступила следующая телеграмма: «Главнокомандующий приказал немедленно выпустить из Новороссийска задержанные пароходы. На будущее время задерживать пароходы только по распоряжению командира Черноморского флота адмирала Эбергарда». После этого генерал Бабыч в портовые дела не вмешивался. А в это время в пока еще нейтральный порт Константинополь, ныне Стамбул, прибыли два германских крейсера — линейный «Гебен» и легкий «Бреслау» — под общим командованием контр-адмирала Сушона. Формально германское правительство подарило их Турции. 16 августа на обоих крейсерах, получивших турецкие названия «Султан Махмуд Явуз» и «Мидилли», подняли турецкие флаги и даже назначили турецкие команды. Фактически же на кораблях оставались германские команды и командиры при номинальных турецких. Такое пополнение турецкого флота двумя современными крейсерами сразу же повысило его боеспособность. Это обстоятельство было использовано для того, чтобы убедить турецкое правительство вступить в войну на стороне Германии путем внезапного удара по Черноморским портовым городам России. 14 октября корабли турецкого флота вышли из Босфора. Они имели приказ «энергично начать военные действия против России». Конкретно в приказе говорилось: «Минному крейсеру “Берк” на рассвете 3-го дня операции сообщить властям Новороссийска, что через 4 часа турецкий флот уничтожит нефтяные цистерны, зерновые элеваторы и суда в том случае, если к указанному времени не будут выведены на рейд и сданы турецкому флоту все пригодные для военных надобностей плавучие средства. Дальнейшие указания “Берк” получит от “Бреслау”. Крейсеру “Бреслау” на рассвете 3-го дня операции поставить мины перед входом в Керченский пролив. После этого совместно с “Берком” уничтожить в Новороссийске нефтяные цистерны и зерновой элеватор так же, как и неприятельские суда. УТРО 16 октября в Новороссийске было обычным, рабочим. Ни одного военного корабля в бухте не было, и никто не знал, что начальник управления Новороссийского порта М. Гирш в 7 ч. 30 мин получил весьма короткую, но выразительную телефонограмму (радиограмму) от начальника штаба Черноморского флота: «Новороссийск. Начальнику порта. Война с Турцией началась. Плансон».
    0 комментариев
    7 классов
    Какие известные люди родились в городе Новороссийске? Анищенко Елена Александровна — заслуженная артистка получила звание в 23 года.Снялась в более 15 фильмах и сериалах Родилась 25 октября 1975, Новороссийск.
    3 комментария
    14 классов
    На улице Новороссийской Республики(Старые фото)
    10 комментариев
    73 класса
    Помнит ли кто-нибудь такой магазин "Военная книга"? "Военная книга" — это был уникальный магазин, который привлекал любителей военной тематики,истории,любителей приключений, коллекционеров и просто интересующихся обилием литературы. В его ассортименте можно было найти огромное количество литературы на тему истории, войны, военной техники, истории армий разных стран,а также редкие издания, документы и даже мемуары ветеранов. Магазин стал настоящим центром притяжения для людей, увлеченных историей и военной тематикой. В магазине иногда проводились не только встречи с авторами книг, лекции, выставки и даже презентации новых изданий. Многие приходили сюда не только за покупками, но и для общения с единомышленниками, обсуждения интересных тем и обмена мнениями. С течением времени "Военная книга" завоевала репутацию надежного источника знаний. Многие вспоминают этот магазин с ностальгией, ведь он стал частью их жизни, местом, где они могли найти вдохновение и удовлетворить свою жажду знаний о истории. А вы что-нибудь помните о "Военной книге"? Расскажите о своих воспоминаниях и впечатлениях!
    14 комментариев
    134 класса
    Кто помнит аэропорт в Новороссийске? Аэродром в Новороссийске появился в 1940 году. Он располагался в районе поселка Мысхако.
    40 комментариев
    288 классов
    Фото Новороссийска 1980 годов.(Часть 2-я)
    4 комментария
    65 классов
    Первые велосипеды в Новороссийске.
    0 комментариев
    17 классов
    Новороссийск. Улица Советов фото 70х годов.
    2 комментария
    33 класса
    Легендарное кафе "Бочка" в Новороссийске, каким оно было в советское время. Легендарное кафе "Бочка" в Новороссийске в советское время стало настоящим культовым местом среди любителей пенного напитка в Новороссийске. Открытое в 1969 году, оно быстро завоевало популярность благодаря своей уникальной атмосфере и меню. Здесь собирались местные жители, туристы и даже артисты и музыканты приезжающие в город. Люди приходили тюда, чтобы провести время с друзьями, обсудить новости или просто отдохнуть после трудового дня. 4 июля 1969 года местная газета «Новороссийский рабочий» опубликовала репортаж об открытии нового специализированного бара на городском пляже. В газете сказано, что в новом торговом заведении созданы все условия для культурного обслуживания посетителей. Здесь можно выпить кружку холодного свежего напитка. Но только одну. Для тех, кто не знает меры, вход в бар будет закрыт, писала газета. Интерьер "Бочки" был простым, но уютным. Время, проведенное в кафе, запомнилось многим как яркое и счастливое. С уходом советской эпохи кафе изменилось, но его дух остался прежним и память о той старой "Бочки" осталась у всех тех, кто там бывал. Сегодня, проходя мимо нового здания, многие вспоминают с ностальгией те чудесные моменты, которые они провели в этом кафе.
    11 комментариев
    233 класса
    Как раньше проходили праздники и праздничные демонстрации в Новороссийске. 1970 год Новороссийск. Водный праздник
    5 комментариев
    57 классов
  • Класс
  • Класс
Показать ещё