ГЕРМАНО-ТУРЕЦКИМИ КРЕЙСЕРАМИ В 1914 ГОДУ.
Тревожные события на Балканах летом 1914 года волновали и граждан Новороссийска. Телеграмма о проведении мобилизации в Новороссийске
была получена утром 18 июля, а на следующий день поступило известие о начале боевых действий с Германией. В городе прошла патриотическая манифестация со знаменами, иконами и портретами царя, в церквях отслужили молебны за победу русского оружия и отправили на фронт первых «призванных под знамена запасных чинов армии и флота».
Однако война шла далеко на Западе. Новороссийск находился в
глубоком тылу и тягот военного времени пока не испытывал. Турция выжидала, проливы Босфор и Дарданеллы были открыты, и международная торговля продолжалась. В порт заходили иностранные суда за зерном, цементом,нефтепродуктами и другими грузами. Однако уже был назначен начальник охраны Черноморского побережья, он же военный генерал-губернатор Черноморской губернии генерал-майор Бабыч, в городе начала формироваться 39-я пехотная бригада государственного ополчения во главе с командиром генерал-майором Соколовским, он же являлся начальником гарнизона. В состав ее входили 229-я пешая, 582-я Кубанская дружины и Новороссийская
местная команда. Имелась и артиллерия: батарея из шести орудий, стоящая на развалинах турецкой крепости Суджук-кале, на входе в бухту, под командованием прапорщика Дельцова.
10 сентября начальник Новороссийского порта М. Гирш получил приказ начальника охраны Черноморского побережья о задержке с 11 сентября всех судов, находившихся в Цемесской бухте и в нее приходящих, «для возможности применения их в военном деле». Были задержаны семь пароходов, две паровые шхуны, парусные и моторные суда и двадцать один песочный баркас, принадлежащие разным владельцам.
Из всех задержанных только один «Цементкруг», принадлежащий
пароходству Э.С. Ди-Полонне и Ф.К. Звороно в Мариуполе, был
«занесен в список судов, поступивших в распоряжение военных
властей», да еще пассажирский пароход «Князь Оболенский» пароходства А.А. Феофани в Новороссийске совершил по требованию военных властей с 17 по 23 сентября рейс в Туапсе и обратно с грузами военного ведомства.
Возмущенные судовладельцы стали писать жалобы и требовать от управления порта возмещения убытков, вызванных вынужденным «простоем, расходами на топливо и оплату судового состава». К ним присоединились и владельцы песочных баркасов, так как они зарабатывали от 15 до 30 рублей за вояж (рейс) на перевозке песка для
нужд порта и города. Дело дошло до высоких инстанций, и, видимо, автор приказа получил соответствующее внушение, после\ чего поступила следующая телеграмма: «Главнокомандующий приказал немедленно выпустить из Новороссийска задержанные пароходы. На будущее время задерживать пароходы только по распоряжению командира Черноморского флота адмирала Эбергарда». После этого генерал Бабыч в портовые дела не вмешивался.
А в это время в пока еще нейтральный порт Константинополь,
ныне Стамбул, прибыли два германских крейсера — линейный
«Гебен» и легкий «Бреслау» — под общим командованием контр-адмирала Сушона. Формально германское правительство подарило их Турции.
16 августа на обоих крейсерах, получивших турецкие названия «Султан Махмуд Явуз» и «Мидилли», подняли турецкие флаги и даже назначили турецкие команды. Фактически же на кораблях оставались германские команды и командиры при номинальных турецких.
Такое пополнение турецкого флота двумя современными крейсерами сразу же повысило его боеспособность. Это обстоятельство было использовано для того, чтобы убедить турецкое правительство вступить в войну на стороне Германии путем внезапного удара по Черноморским портовым городам России.
14 октября корабли турецкого флота вышли из Босфора. Они имели приказ «энергично начать военные действия против России». Конкретно в приказе говорилось: «Минному крейсеру “Берк” на рассвете 3-го дня операции сообщить властям Новороссийска, что через 4 часа турецкий флот уничтожит нефтяные цистерны, зерновые элеваторы и суда в том случае, если к указанному времени не будут выведены на рейд и сданы турецкому флоту все пригодные для военных надобностей плавучие средства.
Дальнейшие указания “Берк” получит от “Бреслау”.
Крейсеру “Бреслау” на рассвете 3-го дня операции поставить мины перед входом в Керченский пролив. После этого совместно с “Берком” уничтожить в Новороссийске нефтяные цистерны и зерновой элеватор так же, как и неприятельские суда.
УТРО 16 октября в Новороссийске было обычным, рабочим. Ни одного военного корабля в бухте не было, и никто не знал, что начальник управления Новороссийского порта М. Гирш в 7 ч. 30 мин получил весьма короткую, но выразительную телефонограмму (радиограмму) от начальника штаба Черноморского флота: «Новороссийск. Начальнику порта. Война с Турцией началась. Плансон».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев