Этот танец в огне.
#Отечественные_записки #Наша_история #ВеликаяОтечественная #Блокада_Ленинграда #Подвиг_Советского_Народа Шёл 1942 год, блокада Ленинграда была в самом разгаре. Голод, вражеские обстрелы и бомбёжки ежедневно уносили тысячи жизней. И в это время политотдел 55-й армии, штаб которой располагался в селе Рыбацком, принял решение о создании агитвзвода. Командиром его был назначен лейтенант Аркадий Обрант.
Аркадий Ефимович Обрант был опытным балетмейстером. До войны он был одним из руководителей детского танцевального коллектива Ленинградского дворца пионеров. Занятия прекратились с началом войны, когда Обрант ушёл на фронт, став командиром взвода лыжников. Теперь, получив приказ о формировании агитвзвода, он первым делом вспомнил о своих юных воспитанниках, оставшихся в блокадном городе.
Правда, в политотделе его идею поначалу встретили в штыки: – Ведь здесь же фронт! – говорили Обранту. – А в Ленинграде разве легче? – отвечал он. – Вероятность погибнуть там не меньше.
В конце концов, с его доводами согласились, и он отправился в город разыскивать своих танцоров. Тех, кто пережил первую и самую страшную блокадную зиму.
Отец Нелли Раундсепп умер 13 марта и теперь, который уже день, Нелли с мамой тщательно отделяли от скудных блокадных пайков кусочки хлеба, потому что хоронить за деньги могильщики отказывались. Появление Обранта было для них полной неожиданностью.
– Отпустите со мной дочку, – сказал он матери Нелли, – тогда и другие родители тоже согласятся…
Утром 25 марта Нелли похоронила отца и, взяв с собой альбом с вырезками, который отец завёл ещё в тридцать пятом году, когда «Ленинградская правда» впервые написала о том, как его девятилетняя дочка лихо исполнила лезгинку на сцене Таврического дворца, отправилась к Дворцу пионеров, где её ждали остальные участники нового ансамбля.
Дорога к Московскому вокзалу показалась бесконечной – если сама Нелли и Феликс Морель ещё сохранили какие-то силы, и недавно выписавшаяся из госпиталя, где её лечили от истощения, Валя Лудинова тоже могла идти сама, то Гену Кореневского пришлось вести под руки, а Валю Клеймана по очереди везли на куске фанеры.
– Через пять дней концерт, – сказал Аркадий Ефимович, когда по приезде в Рыбацкое ребята сгрудились возле раскалённой печурки. Ответом ему были недоуменные улыбки – какой уж тут концерт.
Наутро Обрант вывел их к Неве, на зарядку. Он видел насколько они слабы, но считал необходимым заставить их совершить невозможное – начать репетировать. И это его решение оправдало себя.
Ребят заботливо, осторожно подкармливали, лечили. А вскоре они надели военную форму, правда гимнастёрки оказались не зелёного, а чёрного цвета, зато шинели сшили из тонкого офицерского сукна. У девочек были тёмно-синие плиссированные шерстяные юбки. Жили они в полуподвальном этаже бывшей Рыбацкой школы.
Труднее оказалось с костюмами для выступлений. Но выход нашёлся – по инициативе Обранта их сшили матери танцоров. В качестве оплаты за труд и материал начальство выделило для мастериц кое-какие продукты.
Обрант не бросал слов на ветер – через пять дней состоялся первый концерт, перед участницами слёта ленинградских сандружинниц. Исхудавшие, едва державшиеся на ногах подростки, на сцену, тем не менее, вылетели, как танцорам и положено, вихрем! Но внезапно, во время исполнения «Гопака», Нелли увидела, что Гена Кореневский не может подняться, выходя из присядки. Она подскочила, рванула его вверх – откуда только силы взялись! Снова присядка – и снова мальчик не в силах справиться со слабостью.
Сандружинницы плакали и кричали: «браво, бис!» Нелли решила повторить танец «Яблочко», но тут с места вскочил бригадный комиссар Кулик: – Запрещаю! И, повернувшись к залу, добавил: – Товарищи, это же блокадные дети… И в дальнейшем зрителям строжайше запрещалось вызывать танцоров на «бис».
Впрочем, новые выступления начались не сразу, после первого концерта танцоры оказались в госпитале. После выписки вновь начались репетиции. Коллектив увеличился: неугомонный Обрант разыскал работавшую на заводе токарем Веру Мефодьеву, потом Мурика Авакова и Володю Иванова. А вскоре друзей разыскала Валя Сулейкина. Похоронив родных, она ушла добровольцем в зенитно-артиллерийский полк, а теперь была откомандирована в ансамбль Обранта.
Вскоре Обранту удалось восстановить свою довоенную хореографическую постановку «Краснофлотскую пляску», потом «Казачью пляску» и «Солдатский перепляс». А затем и знаменитую свою «Тачанку», вызывавшую бурный зрительский восторг, ещё до войны, в Аничковом дворце.
Но не меньший успех у бойцов вызывали «мирные» танцы народов СССР, например, «Цыганская пляска».
Летом 1942 года, во время артобстрела была тяжело ранена Валя Сулейкина. Осколок снаряда попал ей в бедро, грозила ампутация. Обрант начал доказывать врачам, что ногу юной танцовщице необходимо сохранить, он так беспокоился и хлопотал о ней, что медики сделали почти невозможное, хотя Валя пролежала в госпитале больше года и танцевать в ансамбле больше уже не могла.
А после выступлений усталые танцоры усаживались за учебники. На этом особо настаивал Аркадий Ефимович: «Кем бы вы ни стали в будущем, а школу надо заканчивать». Когда в Ленинграде открылась заочная школа, Обрант добился, чтобы его подопечные получали увольнительные для её посещения раз в месяц. Не зря его иногда называли в шутку «киндербалетмейстером».
За время войны ансамбль Обранта дал три тысячи концертов! А девятого мая 1945 года встретили на Дворцовой площади в Ленинграде, исполнив «Марш победы», задуманный ещё в 1943.
И после войны ансамбль Обранта продолжал радовать зрительские сердца. Появились девушки из ансамбля и на большом экране - в фильме «Небесный тихоход» Нелли и её подруги исполнили пляску девушек-лётчиц. Все балетные номера в этом фильме ставил Аркадий Обрант.
В 1980 году на «Ленфильме» была снята картина «Мы смерти смотрели в лицо», по повести Ю. Яковлева «Балерина политотдела». Роль Обранта в ней сыграл Олег Даль. К сожалению, сам Аркадий Ефимович её не увидел, он умер в 1973 году.
В 2002 году решением учёных Института прикладной астрономии РАН и Крымской астрофизической обсерватории, малой планете номер 8471 было присвоено имя – Obrant.
Комментарии 1
Молодой рабочий Иван Ковалев отправляется в пионерский лагерь в качестве пионервожатого, но завоевать любовь и уважение ребят непросто.
31 августа. Семья Нелидиных только что вернулась из Москвы, где глава семейства получил новое назначение на пост главного инженера комбината. Его супруга, врач, покупала оборудование для поликлиники, где она работает, а их младший сын просто гулял. Все события пьесы происходят в этот единственный день. Производственные и нравственные проблемы перекликаются с личными неурядицами, сложными взаимоотношениями отцов и детей…
Саша Ермоленко, догоняя понравившуюся ему девушку, становится виновником дорожного-транспортного происшествия. Пострадавший в аварии сценарист Огоньков, выяснив причину случившегося, соглашается не брать с него денег на ремонт машины при условии: Саша должен помочь ему придумать увле
...ЕщёМолодой рабочий Иван Ковалев отправляется в пионерский лагерь в качестве пионервожатого, но завоевать любовь и уважение ребят непросто.
31 августа. Семья Нелидиных только что вернулась из Москвы, где глава семейства получил новое назначение на пост главного инженера комбината. Его супруга, врач, покупала оборудование для поликлиники, где она работает, а их младший сын просто гулял. Все события пьесы происходят в этот единственный день. Производственные и нравственные проблемы перекликаются с личными неурядицами, сложными взаимоотношениями отцов и детей…
Саша Ермоленко, догоняя понравившуюся ему девушку, становится виновником дорожного-транспортного происшествия. Пострадавший в аварии сценарист Огоньков, выяснив причину случившегося, соглашается не брать с него денег на ремонт машины при условии: Саша должен помочь ему придумать увлекательный сюжет для рекламного ролика, заказанного Госстрахом. Дальнейшие события связаны с развитием отношений между Сашей и его новой знакомой Леной.