На рис. в коллаже «Свою прежнюю молодость, а я вспоминаю» использованы фотографии 1966, 1982, 2002 годов жизни Анастасии Захаровны Никулушкиной казачки некрасовки - песельницы посёлка Новокумский Левокумского района Ставропольского края.
Анастасия Никулушкина — яркая и самобытная представительница певческой традиции казаков-некрасовцев. Ее голос завораживает слушателя. Интонации, узорчато переливаясь, напоминают щебетание райских птиц. В Россию она приехала в 1962 году из Турции в числе 215 живших там семей некрасовцев общим числом 1000 человек. Анастасия Захаровна Никулушкина провела свое детство и молодость в одном из самых больших казачьих поселений в турецкой Малой Азии селе Коджагёль вблизи г. Бандармы на Мраморном море. С переезда до последних дней жила в поселке Новокумском Ставропольского края. В 1963 году музыковед И.К. Свиридова с группой студентов Московской консерватории впервые побывала у казаков-некрасовцев. Именно тогда было записано на самобытное и завораживающее пение Никулушкиной.
Анастасия Захаровна истинная преемница традиционного эпосного пения казаков-некрасовцев. Такие же былины играли казаки некрасовцы, переехавшие в Россию в начале XX века, задолго до переселения последней партии некрасовцев в Ставропольский край. Знакома она были с былинами сохранившихся давних звукозаписей тех времен. Особенно известной стала в ее исполнении былина «Добрыня и Маринка», зачало которой, звучит в аранжировке «Ивана Купала» в клипе:
«Заиграю, заиграю, сам да заплачу
Свою прежнюю молодость, а я вспоминаю
Ой ты свет моя молодость, она молодая
Как ушла от меня моя молодость, она не сказалась
А пришла моя старость, она не спросилась…
Сейчас же, предлагаем прослушать эту былину в непосредственном исполнении знаменитой песельницы. В манере исполнения Никулушкиной, посторенной на пентатоническом интонировании с «цветистостью» и обилием мелизматики, сохраняются основы древней казачьей музыкальной культуры. Бисерная мелизматика и узорчатая ритмика напевов всегда принадлежала казачьему звуковому пространству. То что, это не столько индивидуальные, сколько этнические особенности, указывают следующие факты. По утверждению ее односельчан, Анастасия Захаровна использовала те же приемы в пении, которым она училась от матери. Фрагменты этой древней вокальной традиции казачьего народа фиксируются в исторических местах его традиционного проживания. Так в певческих традициях некоторых станиц Хопра, Донца, и пусть сегодня и расказаченных районов Белгородской, Брянской и Курской областей, широко представлены такие особенности орнаментики и узорчатой ритмики традиционного вокала.
Все это указывает, на непрерывность бытования древней национальной вокальной культуры казачьего народа. Она жива и будет жить дальше, пока жив наш народ. Известный музыковед исследователь казацкого эпоса А.Н. Иванов утверждает, что вокальная «Орнаментика Никулушкиной — это взгляд в будущее. Здесь фиксируются потенциальные возможности, которые могли бы быть реализованы в песне». Можно и даже необходимо добавить, что эту характеристики можно отнести к истинной живой казачьей культуре, которая не только сохраняятся в настоящем, но и будет развиваться в будущем, при условии опоры на свою традицию.
В этом ей поможет песенное наследие некрасовской казачки Анастасии Захаровны Никулушкиной из поселка Новокумский Левокумского района Ставропольского края. Она ушла в мир предков в январе 2003 года, но с нами живет ее нематериальное культурное наследие. За годы жизни в России песельница— казачка-некрасовка одарила отечественную культуру своим безмерным талантом. И в эти дни - среда масленицы – время гульбы и беседных песен, она с нами, как и другие предки казаки и казачки… Все вместе они с нами … До той поры ПОКА МЫ ИХ ПОМНИМ И ХРАНИМ ИХ НАСЛЕДИЕ!!!
Нет комментариев