На фото 1) Казаки уходцы начала XX в.; 2) Казаки уходцы 50-е гг. XX в. 3) Современные казаки уходцы. Все фото сняты на территории современной Каракалпакии. Прилагается Аудио-файл – песня Уральских казаков уходцев «На Дарье мы братцы долго жили» записана И.Е. Коротиным в станице Круглоозерной Уральской области (нынче пос. Круглоозерный Западно-Казахстанской обл.)
Очевидцы из русского офицерства отмечали, что ««уходцы» перенесли с Урала все свои обычаи, весь жизненный обиход, который до сих пор (А.Ф.: до 1905 года), не смотря на крайне неблагоприятныя условия разселения среди инородческого населения, они сохраняют в полной чистоте, начиная с мелочей в одежде и кончая религиозными обрядами. …Семейный строй жизни уходцев сохраняет типичные черты уральской семьи и что особо борсается в глаза – это забота о грамотности: все дети, достигая десяти –двендцатилетняго возраста поголовно грамоты, и в каждом форту, где лишь поселена кучка уральцев, у них непременно есть своя школа. Делом обучения, исключительно по «старым книгам», занимаются у них начетчицы – казачки, старицы, почитающие такое занятие богоугодным подвигом. … чувство взаимности и товарищества, необыкновенно развито между уральскими уходцами. «Выселенцы, говорит Вс. Крестовский – имеют какими-то своими собственными путями постоянные сношения между собою, какие бы разстояния ни отделяли их друг от друга, и все, что делается в каком-нибудь Пянджикенте или Нукусе, очень хорошо известно товарищам по несчастью (изгнанию) в казаинске и Перовске и обратно».
Администрация Туркестана долгое время пыталась обязать «уходцев» к записи в мещане, но казаки всячески этому сопротивлялись, скрывая свои имена, отказываясь от предлагаемой в этих случая выплат и помощи продуктами питания если таковые сопряжены с регистрацией их в качестве мещан.
В 1881 году последовало «всемилостивейшее прощение: уральцам-уходцам разрешили вернуть на родину… Но практически никто из уходцев не сделал этого! Вопрос: почему? Жить в войске нужно было бы по тем самым «новинам», которых эта часть уральских казаков не приняла. И уходцы остались на местах своего выселения и веры своей казаки «уходцы» старообрядцы в Каракалпакстане не поменяли и мещанами не стали, а при неизбежных записях писались «уральцами» . Казаки общины объединялись вокруг молельного дома — Собора. Во главе семьи стоял «старшой» — отец семейства, власть которого переходила к старшему сыну. Старшая в семье женщина управляла хозяйством. Выбор невест для сыновей оставался беспрекословным правом родителей. Староверие прочно сохранялось у уральских казаков Туркестана, стремившихся, во что бы то ни стало поддержать прежнее устройство общины, прежние порядки и обычаи и кровные связи казачьего народа.
Уральские казаки «уходцы» к началу XX века жили уже не только на Аму-Дарье, но и по Аралу. Они первыми создали на Дарье рыбный промысел. С тех пор основным занятием их было привычное для них дело добыча, заготовка и продажа рыбы. Более того природная предприимчивость и казачья смекалка к началу XX помогла «уходцам» сконцентрировать в своих руках нет только основные рыбные промыслы в регионе, но они завоевали рыбные рынки в Оренбурге, Самарканде, Чарджуе, Карки, Асхабаде, Мерве и Маргелане. Мало-помалу выработался тип казака-предпринимателя. «С правого берега Дарьи перекинул он свои торговые обороты в Хивинское ханство… торгуют они всем … начиная с крупных операций с хлопком, они захватили в свои руки торговлю чаем, сахаром, керосином, сырьем мануфактурой. Эти торговцы несомненно оказывают заметное влияние на экономическуюжизнь всего края, оживляя не только в смысле товарообмена, но и содействуя широкому кредиту, в котором особенно нуждается местная промышленность».
Однако государственный переворот 1917 года привел к новым потрясениям жизни «уходцев». Опять же, как в пословице «раньше не жили хорошо и не хрен привыкать к хорошему»…
Ниже приводится краткая хроника событий борьбы уральских казаков - уходцев с большевиками.
После государственного переворота 1917 года когда большевики захватили власть в крае, то они начали национализацию рыбных промыслов Аральского бассейна, подрывая экономическую основу общественной жизни уральцев. Так 8 декабря 1918 г. приказом ЦСНХ ТАССР и 20 марта 1919 г. декретом ТурЦИК предприятия рыбной промышленности в дельте Амударьи и на островах Аральского моря, принадлежащие казакам уходцам были объявлены достоянием Туркестанской республики. Казаки рыбопромышленники М. Фильчев, А. Гутарев, Т. Свешников, И. Мордвинов, Л. Шапошников и другие подав жалобу Муйнакскому Совдепу на конфискацию их рабочего скота и имущества и одновременно, как и многие другие рыбопромышленники-уральцы, спасая свои товары, рабочий скот и капиталы, перекочевывали на территорию поселка Заир под защиту третьей Заирской казачьей сотни, где командовал М. Фильчев. В свою очередь Амударьинский Совдеп обложил контрибуцией рыбопромышленников, создав для ее взыскания специальную комиссию. Кроме того советские узурпаторы в Туркуле запретили уральцам проведение молебных служб, празднование пасхи и т.п. Это произошло одновременно с запретом уральским казакам ловить рыбу в Амударье. Тем самым их обрекали на голодную смерть. В конце июня 1919 г. в Заир была направлена специальная военная комиссия в составе штаба Хивинской группы войск Нукусского гарнизона для взыскания контрибуции, а попросту грабежа казачьих хозяйств. Тогда же командир большевистского артиллерийского дивизиона С. Агапова, расстрелял уважаемого среди населения уральца А. Парадиева. Постановлением Амударьинского Совдепа в Чимбайский участок 29 июля 1919 г. была послана Чрезвычайная комиссия от ТурЦИК, и Хивинского правительства которая, 10 августа запросила из Петро-Александровска военное подкрепление. В Чимбай был отправлен отряд карателей.
Таким образом, можно констатировать все признаки политики геноцида, осуществляемого узурпаторами в отношении казаков уходцев.
Вполне естественно, что казаки третьей Заирской сотни, не желая подчиняться, ушли в Чимбай, где сгруппировали до 200 казаков. Собравшиеся уральские казаки во главе М. Фильчевым 14 августа разгромили Чрезвычайную комиссию, а посланный из Петро-Александровска отряд карателей 15 августа в местечке Тазгара под Чимбаем, взяли в плен. Командный состав отряда тут же был расстрелян по приказу М. Фильчева. Далее уходцы выставили до 1000 казаков, которые блокировали крепость Нукус. Совдеповцы, вынуждены были уйти в открытое море, а казаки, провозгласили власть Временного правительства. 27 августа десантная экспедиция первого Северного коммунистического полка сводной дивизии Реввоенсовета Актюбинского фронта восстановила высадилась на полуострове. А уральские казаки, объединившись с местными каракалпаками, установили в северных районах Амударьинского отдела свою власть. М. Фильчев избирается главой «правительства» Чимбайского участка. Атаман М. Фильчев привлек на свою сторону наиболее влиятельных лиц каракалпаков Чимбайского участка и Джунайд-хан признает «правительство» М. Фильчева «единственно законной властью» на правом берегу Амударьи. 30 сентября 1919 г. адмирал Колчак посылает из Омска письмо, в котором говорилось, что «с целью оказывать помощь и содействие при создании вооруженной силы с большевиками… мною командируется особая военная миссия в Хиву». Миссия во главе с полковником Худяковым численностью 8 офицеров и 130 казаков была послана в октябре 1919 г. Присоединился к этому союзу и командующий белой уральской отдельной армии генерал Толстов. В письме из Гурьева 2 октября 1919 г. генерал сообщает о желании «как можно скорее свергнуть, уничтожить ненавистное иго народных комиссаров». По указанию Толстова к Фильчеву присоединился отряд казаков из Гурьева численностью 120 человек.
Таким образом, с ноября 1919 г. на правом побережье Амударьи закрепилась самостоятельная власть казаков «уходцев». И даже занятие крепости Нукус совдепом, не отразилось на общем военно-политическом полжении в Хорезмском оазисе. И тогда большевики пошли на переговоры со старейшинами уральских казаков. На словах были отменены все религиозные запреты. Разрешилась рыбная ловля в реке Амударья. Посетив Уральский поселок, проводив там собрание жителей, коммунисты попытались убедить уральцев послать делегацию старейшин к М. Фильчеву с просьбой о прекращении военных действий. Старейшины казаков уходцев, не послав делегацию, между тем приняли нейтралитет. Тем самым совдеп получил возможность перегруппировать силы. 6 декабря 1919 г. третий батальон Туркестанского полка совершил нападение на союзников казаков – джунаидовских каракалпаков. Были назначены перевыборы Советов Амударьинского отдела на 8-20 декабря 1919 г. и проведена реорганизация войск Амударьинского отдела. Это, безусловно, подействовало на поведение уральских казаков. Дипломатические действия, изоляция союзника Джунайд-хана, создали условия для мирных переговоров между советской властью и казаками уходцами. Рядовые казаки, начали требовать прекращения военных действий. Старики-уральцы выступили посредниками между атаманом Фильчевым, Хан-Максумом и советской делегацией во главе с Г.Б. Скаловым, Н.М. Щербакова, Н.А. Шайдакова и 18 февраля 1920 г. было подписано мирное соглашение. В приказе по Петро-Александровскому гарнизону от 24 февраля были изложены условия этого мирного соглашения. Уральские казаки и каракалпаки Чимбайского участка совместно стали формировать Революционный комитет, временно до установления нормальной жизни. Во всех волостях участка населением, то есть казаками и каракалпаками избирались комитеты из пяти человек, которые управляли волостью. Соглашение предусматривало восстановление нормальной жизни и выборы на основании Конституции РСФСР, в которой в это время предусмотрены были советы казачьих депутатов. Соглашение предусматривало освобождения от ответственности всех участников вооруженной борьбы. Заирская сотня в дальнейшем должна была использоваться исключительно для охраны побережья Амударьи. Мирное соглашение подписали Г.Б. Скалов и представители от казаков уходцев – В. Егоров, Конов, К. Гущин, Шапошников, от каракалпаков Чимбайского участка – Багли Ахун Мухаммедов, Мулла Хасан Осалиев.
Чтобы не потерять контроль над ситуацией, красным комиссарам пришлось пойти на уступки и дипломатические уловки, всего лишь отложив репрессии. Но даже коллективизация и террор 30-х годов не разрушили целостности казачьих общин уходцев. Стойкое бытование старообрядческого вероисповедания среди уральцев, этническое самосознание уральских казаков, обособленность помогли выходцам с берегов Яика не потерять свою веру и свою национальную самобытность. Эти факторы сыграли определяющую роль в сохранении уникальной, традиционной культуры уральских казаков старообрядцев на берегах Арала и Амударьи, утраченной в самой России. Казаки уходцы уберегли потомство, сохранили в целости традиционный образ жизни и, проживая на иноверных территориях, выработали механизмы сотрудничества с людьми других наций, обычаев и вероисповеданий, сохранив при этом свою веру и уклад жизни казачьего народа.
В некотором смысле можно провести аналогию в судьбе уходцев с донскими казаками некрасовцами, до их, как они думали возврата в Россию, а на самом деле в эсэсэсэрщину, ставшей для них капканом ассимиляции.
Скорее всего, сегодня жизнь казаков уходцев на территории современной Каракалпакии подверглась новым серьезным испытанием и это не только национально-политические последствия развала эсэсэсэрщины. Нет, думается, что прежде всего это последствия разрушения экологии края от реализации безумных проектов советского времени, которые привели к фактическому стремительному уничтожению Аральского моря, а в месте с ним и природных ресурсов традиционного обеспечения жизни казаков уходцев. Да поможет им бог сохраниться и не раствориться в море современной жизни. Братья казаки помните вы не одиноки … Слава богу что мы Казачий народ.
P.S. Да, прав был Шолохов , когда вложил в уста Григория Мелехова слова: «Хорошо, что веселый народ мы, казаки. Шутка у нас гостюет чаще, чем горе, а не дай бог делалось бы все всурьез — при такой жизни давно бы завеситься можно». Слухаем песню уральских казаков уходцев из тех , часть которых вернулась в 1883 году на Урал. «На Дарье мы братцы долго жили» записана И.Е. Коротиным в станице Круглоозерной Уральской области (нынче пос. Круглоозерный Западно-Казахстанской обл),
См.
- Степное гнездо «Санкт-Петербургские Ведомости» №№ 62,66, 72. 1884 г.
- «Уральцы в Туркестанскомъ краѣ. Русское богатство. Литературный и научный жкрнал. 1905 №6 Июнь
- Татьяна Ефремова «Уходцы» в документах, воспоминаниях и рассуждениях. Досадная страничка из истории Уральского казачьего войска и государства Российского
- Нина Лукьянова. Рецензия на книгу Т. Ефремовой об уральских казаках-старообрядцах
- Досумов Я.М. Каракалпакия в годы гражданской войны. Он же, Очерки истории Каракалпакской АССР(1917-1927гг.) Ташкент: Изд-во АН Узбекистана, 1960.
Капустин, Г. В низовьях Амударьи. Нукус, Каракалпакстан, 1967.
Скалов, Г.Б. В низовьях Амударьи // Они боролись за Советскую власть. Сб. восп. Нукус, 1977.
Щербаков, Н.М. Таким было начало: Воспоминания о боевом походе в Амударьинский отдел в 1919-1920- годов. – Ташкент, 1964.
Д.К. Жуманиязов , Д.К. Турениязова. Чимбайское восстание // ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ НИЗОВЬЯ АМУДАРЬИ ЗА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Нет комментариев