Поединок состоялся 19 марта 1860 года в Санкт-Петербургском университете. Вход был платный. Билеты стоили дорого: от трёх до пяти рублей. Но за час до начала перепродавались уже за 50. Публика не разочаровалась: оппоненты легко переходили от научных аргументов к шуткам и возвращались к науке. Погодин утверждал, что аргументы норманистов невозможно переломить, как веник, а Костомаров сравнивал их с театральными декорациями, убедительными лишь из зрительного зала.
Если говорить о содержательной части, то Погодин защищал классическую норманнскую теорию. В свою очередь его оппонент отстаивал скорее экзотическую, чем научную версию: варяги — это литовцы, которые на самом деле те же славяне. Их имена похожи на варяжские, кроме того, у Немана есть приток — Рось. Благодаря мощной поддержке зала, очевидным проигравшим выглядел Погодин.
Какое-то время после окончания диспута его участники полемизировали печатно, а темой происхождения Рюрика интересовались самые популярные журналы страны. В дальнейшем, всю вторую половину 19-го века, в приоритете оказались историки, отвергавшие норманнскую теорию, — Иван Забелин, Степан Гедеонов и автор многих школьных учебников Дмитрий Иловайский. Любопытно, что Костомаров, несмотря на победу в дискуссии, сам отошёл от литовской (или «жмудской») гипотезы.
На сцену выходит обком
К началу 20-го века уже отрицание норманнов выглядело официальной казёнщиной. Труд Алексея Шахматова «Древнейшие судьбы русского племени» был написан в пользу норманнской теории. Такую же позицию занимал и лидер советской историографии её первого периода Михаил Покровский, видевший в отрицании норманнов «великодержавный шовинизм».
Однако позже в историю вмешалась политика. С одной стороны, Иосиф Сталин осудил «школу Покровского» и придал советскому патриотизму второй половины 1930-х годов сильный привкус славянофильства. С другой, — Адольф Гитлер предположил, что славяне не способны создавать государства. Он считал, что после того, как большевики уничтожили «германскую» правящую элиту, Россия будет легко завоёвана.
Адольф Гитлер в своей книге «Майн кампф», сам того не ведая, преподнёс славянофилам шикарный подарок, заявив: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе своё умение создавать государство». До наших дней противники норманнской теории используют это высказывание фюрера, а также схожие утверждения представителей нацистской номенклатуры. Ведь после 1945 года любые утверждения Гитлера и его соратников воспринимаются резко негативно.
Всё это привело к тому, что со второй половины 1940-х годов советскому историку было так же небезопасно защищать норманнскую теорию, как находить преимущества частного земледелия перед колхозным. Историк Владимир Мавродин в 1949 году призывал отказаться от предания о призвании варягов из-за моря, как от Всемирного потопа и Ноя с сыновьями. Что характерно, это не защитило самого Мавродина от обвинений в космополитизме и временного изгнания из Ленинградского университета.
В 1950-е годы советская историческая наука отвергала влияние любых заморских народов на генезис Древнерусского государства, хоть норманнов, хоть балтийских славян. Изначально Древняя Русь появилась на Днепре, а Новгород был окраиной.
После отмены культа личности Сталина вернулись возможности для научных дискуссий, пусть и с неизбежным использованием советских идеологических штампов, среди которых был не только «безродный космополитизм», но и «великодержавный шовинизм». К тому же на теоретические споры влияла археология.
Самый убеждённый антинорманист мог прочитать отчёт об очередной летней экспедиции, обнаружившей сугубо скандинавские захоронения, а в них — оружие и украшения, в том числе женские. А это означало, что на Руси жили не только знатные воины, но и их жёны.
В декабре 1965 года в Ленинградском университете произошёл третий публичный диспут отечественной историографии по норманнскому вопросу. Норманистом являлся аспирант Лев Клейн, его оппонентом — Игорь Шаскольский. Полемика оказалась живой и интересной, хотя наряду с сугубо научными аргументами привлекались идеологические, например, цитаты из малоизвестных работ Карла Маркса. Важным козырем сторон, невозможным во времена Погодина и Костомарова, были фамилии «реакционных» историков-эмигрантов, поддерживавших норманнов или славян.
Независимо от итогов диспута, победителем которого оказался Клейн, выработался своеобразный компромисс в советской исторической науке. Первое славянское государство всё же было создано на Днепре, но одновременно с этим на формирование Древней Руси повлияли и варяги. Любые версии, что эти варяги могли быть кем-то кроме выходцев из Скандинавии, то есть норманнов, в поздней советской историографии рассматривались как анекдотические и маргинальные.
Пожалуй, отдельно следует упомянуть академика Бориса Рыбакова, авторитетного сторонника антинорманистской теории. Его труд «Киевская Русь» с 1960-х по 1980-е во многих советских вузах считался базовым в вопросах доказательства славянского происхождения основателей государства.
Реванш вагров и роксоланов
В 1999 году Клейн опубликовал статью «Норманизм — антинорманизм — конец дискуссии». Однако подводить итоги пока ещё рано. В какой-то степени антинорманизм возродился в 1970-е благодаря историкам Аполлону Кузьмину и Вячеславу Фомину. Они вернулись к позиции времён Ломоносова и считали варягов балтийскими славянами.
С 1990-х годов и позже стало возможным опубликовать не только в печати, но и в качестве видеодокумента практически любую теорию. Тот, кому не нравятся варяги-скандинавы, может вывести их из любого славянского племени, от вагров до ободритов, а само слово «Русь» в очередной раз произвести от роксоланов. В такой полемике любые археологические и лингвистические аргументы не имеют веса, зато появляются откровенные политические доносы — «сторонники норманизма работают в угоду русофобскому Западу».
Спор норманистов и славянофилов не прекратится никогда. У каждой из сторон существует собственный корпус доказательств, и ни одна из них никогда не согласится признать его ущербным, хотя позиция норманистов подтверждена обоснованными летописно-археологическими свидетельствами. Остаётся надеяться, что полемисты будут считать эталоном этикет научных дискуссий середины 19-го века, когда спорили Погодин и Костомаров. И тем более воздержатся от идеологических оскорблений и высказанных вслух злых надежд, что точку в дискуссии должны поставить правоохранительные органы.
Валерия Брагинская
Источники
«Дилетант» №81 (сентябрь 2022)
Нет комментариев