И поскольку вопрос не только сложный, но и важный, вкратце изложу здесь свои мысли по данному поводу.
Обычно, когда заходит разговор на эту тему, то сразу вспоминается рассуждение апостола Павла о том, что верующей жене не стоит без какой-то крайней нужды расставаться с неверующим мужем, поскольку нередко неверующий муж освящается и спасается верующей женой. Ну, или, наоборот, неверующая жена – верующим мужем.
Однако это совершенно различные ситуации. В одном случае двое людей вступили в брак, а уже затем кто-то из них пришел к Богу, а кто-то еще нет. И тут апостол Павел увещевает первого подождать второго и по возможности помочь ему, позаботиться о нем духовно – если получится. В другом же случае речь идет о соединении узами брака человека, уже верующего, и человека, еще не верующего. И именно тут возникает сомнение: правильно ли это? Получится ли в результате что-то хорошее?
Прежде всего, на мой взгляд, важно – любят ли эти два человека друг друга, ощущают ли они – один другого – как бесконечно близкого, родного человека? Понимают ли они, что их взоры устремлены в одну сторону, что их объединяют, помимо чувств, общие идеалы, общие цели, общие ценности?
Это все очень и очень важно.
Но нельзя игнорировать и тот факт, что вера – это не просто значимая часть, а подлинная основа жизни верующего человека. Это то, что должно быть для него главнее всего – причем не на уровне убеждений и установок, а на уровне его личных отношений с Богом. Среди всех ценностей, которые могут у человека быть, ценности, связанные с его верой, выделяются особым образом: это ценности высшего порядка.
Между тем, есть такая вещь, как ценностно-ориентационное единство. И чем выше его коэффициент, тем гармоничнее, тем крепче, тем счастливее брак (при условии, опять же, что основа его – любовь). В случае же, когда речь идет о верующем и неверующем, значительная часть этого «блока» оказывается не совпадающей, единства в самом главном нет. И игнорировать этот факт, не видеть в этом определенной сложности было бы неблагоразумно.
Это то, что обязательно нужно принимать во внимание. И… думать, рассуждать, слушать свое сердце и – молиться. О том, чтобы Господь помог принять верное решение, помог не ошибиться, не жалеть о сделанном выборе позже. Чтобы помог… Но вся ответственность, тем не менее, будет лежать на самом человеке и последствия решения нести будет он сам.
Сказанное выше – лишь сумма того, что обязательно нужно учесть, что крайне значим само по себе. Но не ответ на вопрос, как «можно» поступать и как «нельзя».
Относительно того, чего делать «нельзя», могу сказать совершенно определенно одно: ни в коем случае не стоит решаться на брак с человеком, который относится к вашей вере без уважения, который вообще не готов уважать то, что для вас важно. Из этого точно не получится ничего доброго.
Однако и тут «нельзя» носит условный характер. Если человек чего-то хочет, то кто же ему может это запретить? А мне нередко случалось встречать тех, кто говорил в таких случаях: «Ну и что же? Пусть это будет моим крестом – жизнь с таким человеком. У христианина ведь должен быть крест!».
Не часто приходилось, правда, видеть, как человек подобный крест, взятый на себя добровольно, с достоинством несет.
Это, наверное, в силу того, что крест такой весьма тяжек, и люди, способные с ним справиться, редки.
В заключение скажу: брак может становиться крестом и нередко становится им. Но в брак все же нужно вступать не для того, чтобы нести крест. А для того, чтобы утешаться тем, что рядом – близкий, любящий и любимый, поддерживающий и понимающий человек. Единодушный и единомысленный.Игумен Нектарий (Морозов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев