496 прочтений
Вчера
Вопрос очень интересный. От подписчицы канала. Как относиться к тем, кто предал, причинил боль? Знаю, что нужно прощать, но стоит ли их пускать потом в свою жизнь? Или давать вторые, третьи шансы?
Я хочу сказать о том, что вообще находиться рядом с каким-то человеком, означает терпеть то, что он тебе причиняет.
А он, находясь с тобой, тоже терпит то, что ты ему причиняешь.
Вот есть такой очень хороший советский фильм, он, конечно, атеистический, то есть там о Боге ничего не говорится, но смысл этого фильма очень близок к христианским ценностям. Этот фильм называется «Влюблен по собственному желанию». И там приводится прекрасная цитата, которую очень хорошо помню, часто вспоминаю.
Главный герой фильма, говорит другому главному герою: «Человечество похоже на стаю дикобразов, которые идут по холодному пустынному полю, им холодно и страшно, и они, пытаясь как-то ободриться и согреться, сожмутся друг к другу и колют друг друга своими длинными иглами».
Как это похоже на нас людей! Нам холодно и страшно, мы жмёмся друг к другу, колем друг друга своими иглами. А эти иглы – это наши грехи.
Человек всё время грешит. Каждый день грешит. Грехов очень много. Душа человека совсем не та, которую создал Бог. Если сравнивать с иглами, то она вся в иголках.
Ближе всего мы друг к другу в семейной жизни. При этом часто мы просим друг у друга прощения?
Каждый хорош по-своему, у каждого свои способности немощи.
Библия говорит, что женщина немощный сосуд, более слабая, чем мужчина. То есть более подвержена страстям. Если мужчина где-то может постоять, сопротивляться страстям, женщина слабее, духовно слабее. Может быть поэтому женщин в церкви намного больше, чем мужчин. Она ищет духовную помощь у Бога и ее обретает. Она нуждается в помощи, в защите, в первую очередь, Божьей. И поэтому женщина интуитивно быстрее приходит ко Христу.
Например, такой грех, такая страсть, как обида. Мы знаем из опыта жизни, что женщины обижаются больше, чем мужчины. Чаще. Правда или нет? Я думаю, да. И даже есть такой интересный юмор, как жена спрашивает мужа после трое суток молчания: «напомни мне, пожалуйста, на что я на тебя обиделась». То есть она не помнит, на что обиделась и обижается.
И когда мужчина просит прощения, мужчины часто это делают, чтобы не мучилась любимая, супруга, то женщины иногда, я слышал, говорят, "ну сколько тебя можно прощать? Ну ты не исправляешься, сколько тебя можно прощать?" То есть женщина хочет мужчину исправить так, чтобы не получать от него никаких ран и обид.
Это невозможно. Невозможно, потому что мужчина как бы ни старался физически, духовно, душевно не совершать грехи, это не удается. Даже великие святые свершали грехи. Не будем сейчас перечислять. Кто? Но и великие святые не могли жить без греха. Без греха только один и Бог.
Что же нужно делать в этой ситуации, например, женщине или мужчине, чтобы меньше мучиться? Что грехи все равно будут, как бы мы ни старались.
Исправлять своё отношение.
Как даже говорят психологи. Они говорят, что не можешь исправить ситуацию, измени своё отношение. То есть, будь менее обидчивым, будь менее самолюбивым. Значит, ходи чаще на исповедь. Кайся в том, что всё время обижаешься. Старайся меньше обижаться. Оправдывай ближнего своего.
Ну вот он прогневался, ну устал, наверное, на работе. А может я что-то недопоняла…То есть оправдание – это добродетель, противоположная осуждению.
Можно осудить – ах, он такой-сякой, или она такая-сякая, и от этого мучиться, злословить, и тебе еще будет больнее, тяжелее от осуждения. А потом осуждение приведёт к ненависти, ну в том числе и к разводам. Когда ты наосуждаешь человека, ты уже человека не видишь, а видишь сплошное чудовище, сплошной негатив, демона во плоти.
Так вот, не надо осуждать, надо оправдывать людей всех. Оправдывать, что бы он ни сделал. И стараться прощать.
Примеры у нас, начиная с Господа, Который своих убийц и распинателей вымаливал на кресте. Господь, не поставил им греха, а вымаливал. Они стали святыми и мучениками за Христа вместе с Корнилием Сотником, офицером, который казнил Господа.
Точно так же Архидиакон первомученик Стефан, которого забивали камнями, молился за своих мучителей, убийц. Не просто, потому что его обидели, не просто, потому что ему конфеты не подарили, не просто, потому что ему внимания не уделили или не сказали, что его любят он обиделся. Его убивали и убили, но он молился за них.
Поэтому, мои хорошие, надо каяться в своих обидах, тогда будет менее больно.
Человек тебе сделал что-то неприятное, а ты не обиделся. Это же прекрасно! Ты со смирением принял, не обиделся. Каяться в этом, оправдывать Божий суд.
И переделать человека под себя нельзя, чем многие женщины любят заниматься, переделать под себя, исправить, еще что-то. Человека невозможно переделать, только Бог его может переделать, и то то, если сам человек захочет, и будет очень много, и очень слезно об этом просить, и очень подвязаться сильно.
Как и говорится в книге «Невидимая брань» Никодима Святогорца, что можно победить и с маленьким отрядом огромную армию, взять с небольшой группой солдат неприступную крепость. Это достойно чести, похвалы и наград. Но более этого, то есть еще больше достойно наград, если человек победил маленький свой недостаток. То есть победить маленький свой недостаток – это величайшая победа. Больше, чем какая-то героическая.
А мы предъявляем претензии ближнему такие, что он должен и то, и то исправить. А он не может физически, и ты не можешь. Но ты грехов своих не видишь, видишь только грехи ближнего.
Об этом тоже надо подумать, что я тоже грешу, но грехов своих не вижу и тоже колю своими иглами ближнего. А он терпит. При этом он гораздо меньше, чем я обижается, не наказывает меня многодневным молчанием, игнорируя меня и так далее.
То есть это работа духовная, которую мы должны производить со своей душой, и тогда отношения наши будут налаживаться. Но в первую очередь, главным образом, это покаяние и исповедь.
Помоги всем, Господи!
священник Игорь Сильченков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1