На Агафона крестьяне наводили порядок в бане (чистили печь и ёмкости для воды, заменяли сгнившие доски и лавки), настаивали целебные травы на полке протопленной парилки, и конечно, устраивали банный день. Говорили, что, подливая настои целебных трав и пропариваясь с помощью веника, избавлялись от болезней, укрепляли здоровье, что и позволяло пережить суровую зиму без недугов. Очень часто 26 октября парили в бане людей, больных падучей – эпилепсией. Верили, что в бане живет травяной дух, помогающий преодолеть хворь.
В народе считали, что банный дух это существо, которое никогда не показывается человеку, но может напомнить о себе шумом. Он прогоняет посетителей, которые ему неугодны, может стучать и даже бросаться камнями в человека. Также верили, что банного духа можно увидеть, если он обратится, например, в зайца, собаку, кошку, веник или лягушку. Называли его Банником и поговаривали, что он тоже любит купаться, делая это обычно в третий, четвертый, седьмой пар, то есть после 2-3 смен людей, которые побывали в бане.
Обычно оставляли для Банника воду, веник и мыло на ночь, чтобы он мог спокойно попариться. Сами же крестьяне избегали ходить в баню ночью и после захода солнца. Никогда не оставляли в бане никаких икон, а мылись, предварительно сняв нательный крест. Наши предки старались входить в баню с оглядкой, а при входе просили разрешения у Банника, извиняясь, что потревожили его: «Господин хозяин, пусти в баню помыться, попариться».
Нет комментариев