Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона… (Мф. 1:1-4)
Затем, что Бог пришёл освятить всего человека.
Мы не всегда этого хотим сами, чтобы нас Бог освятил полностью: нашу душу, наш дом, нашу маму и нашу бабушку. Нам страшно остаться с Богом наедине. И скучно.
Часто приходят в храм и говорят:
– Я бы из храма век не выходил.
– А что так?
– Дома скучно. Они там к вере равнодушны.
– Дома скучно? Я одна? А Бога дома нет? Это значит, что «дома никого нет». А Бог? Он ушёл на работу? Как может быть скучно с Богом. А дети не считаются?
Решаем уравнение.
Бог + храм = хорошо
Бог + дом = скучно
Вывод – дело не в Боге, а в том, что скучно. В том, что пришёл в храм не к Богу. Не увидел Бога дома, в семье, в работе по дому, в своей душе.
Я боюсь людей, которым скучно. Это какая-то заразная болезнь. Какая-то глубинная травма отношений с Богом. Таких людей большинство есть и будет. Эту норму установил Бог.
Что ищет человек в храме, если ему скучно?
Бабушка спасается от внуков и едет на Новый год в монастырь. И я на её стороне. У человека должно быть личное пространство, где она может выдохнуть и закрыть глаза в тишине на молитве.
Офицер приходит в храм не нервничать. На работе его всё раздражает. Я так понимаю, взрослого мужика на работе ничего не должно раздражать, волновать. Только цвет чая.
В храм приходят попеть-послушать, освятиться и дать совет по святости. Погрузиться в романтику монастырской жизни.
Я сам так делал 20 лет подряд. Отменял свои дни рожденья, уезжал в Данилов монастырь и там таскал доски, кирпичи и смотрел как работает Зинон. Там спасался от рязанской скуки.
Я много раз встречал с монахами Новый год в храме. И меня ничего не раздражало. Прекрасные службы. Романтика во Христе. Разве только какой-то невроз и странная радость подпольщиков: мы – не такие, как эти мытари под ёлочкой.
Я много раз с семьёй молился весь день и давал советы на телевизоре, как православно провести Новый год и зачем ёлочка. Недавно нашёл советы профессора Осипова как встретить Новый год и можно ли шампанское? Богословие говорит, что немножко можно))) Всё замечательно.
Но однажды догадался, что всё это – Ветхий завет. А лучшая копия Ветхого завета – старообрядчество. Уж там закон как закон.
И понял, что Европа 2000 лет усваивает и не может усвоить этот Ветхий закон. Все Вселенские соборы по сути – борьба Нового Завета со Старым. В самом деле нельзя вот так сразу переварить этой пласт духовной жизни. Это технически невозможно. Либо благодать Святого Духа должна сойти как на Павла, либо человек должен пропитаться обрядом, правилами, чтением, ночными литургиями, паломничествами, романтизмом и подвигом.
Человек должен начитаться так Псалтыря, что вода дошла до глаз. Так намолиться с монахами на Новый год, чтобы нет-нет, да и захотелось сделать доброе дело. Особенно в своей всегда скучной семье. Так наиграться в ритуал, обряды и народные благочестивые обычаи, чтобы стало наконец-то скучно. Так погрузиться в проблемы иконописцев, чтобы захотелось обнять старую маму и детей. Чтобы Господь дал пресыщение и отвёл уже от Ветхого завета.
Этот этап нужен. Стать благоговейным фарисеем. Исполнить закон, держаться праведности, любить справедливость, службу, ритуал и церковное искусство. Это фундамент веры – ритуальная праведность. Она как вода укрепляющая корни дерева.
И смысл этого подготовительного периода только в том, чтобы за ночными литургиями, чтением Псалтыря, ношением длинных юбок и платков и всех «батюшкаблагословите» внезапно открылся Христос.
Лицом к лицу.
Везде.
В скучном доме. В скучной маме. В скучном муже. В детях, которые достали вытягивать деньги на свои займы и ипотеки. В погонах, в службе на войне и на городской ёлке, и даже на ночной новогодней службе.
Чтобы дошло, что Бог не пришёл освятить нашу еду за столом, ни благословить семью, ни найти дзен в погонах и развеселить того, от кого вся семья уже вешается, так достал своей духовностью и невыносимой болтовнёй.
Чтение родословной читается не только для того, чтобы аргументированно спорить с иудеями. Типа, видите, наш Христос задокументировано правильной крови из правильной семьи. Не для того, чтобы подтвердить принадлежность Христа к одному интересному восточному племени.
Смысл глубже.
Он пришёл освятить ни еду, ни нас, ни ночные или утренние службы. Он пришёл соединить весь мир с Богом новым союзом Духа. И бабушек и дедушек. В монастыре и на вахте в общежитии. Живых и мёртвых. В скучном месте и в весёлом. Христу чаще всего приходилось бывать в скучных местах. Что такого?
Сегодня воскресенье. Народ пришёл в храм. Нам священникам это дорого. Они пришли к Богу с нашей помощью. К сожалению, не все. Есть кому дома тошно, те, кого никто не любит, те, кто сам никого не любит, те, кого достали дети, и те, у кого нет детей, те, кого достала болезнь, а праздника хочется, особенно ночью. Но это не повод. Есть те, у кого Псалтырь ещё не поднялась как вода до глаз. У кого впереди встреча не с иконописцами и интересным батюшкой, а со Христом. Это повод и аванс, но никак не цель.
После встречи Христа лицом к лицу, начинается настоящее, а не обрядовое православие. Человек рождается в духе так, как то было обещано Никодиму на ужине со Христом. И до человека доходит, что любовь – это не намерения, не медитация, не чтение, не пост, не служба, а ДЕЙСТВИЕ.
Открывается знание, что судить нас на Страшном суде будут не по тому, как мы читали Псалтырь, со славами или всё подряд на русском языке, а по тому, что ты успел сделать сегодня для Христа?
Не людям просто так, а ближнему Христа ради. Ради того, чтобы человек получил твою милость, сделал шаг навстречу Христу, быть может, и на ночной романтичной, красивой, таинственной службе, а, может быть, дома за новогодним ужином дрогнул сердцем о Христе.
Сегодня прекрасный день, который очень удобен для добрых дел. Можно делать сколько хочешь, и это не будет выглядеть навязчивым или фамильярным. Дари мандарины, желай добра, помогай благодарить Бога за прожитый год, угости, прими, улыбнись и обними. Бог за тем пришёл, чтобы всех обнять и привести к Отцу. Это очень хороший повод дать на Страшном суде дорогую цену искупления ДЕЙСТВУЮЩЕЙ любовью.
Богу всё равно делал ли ты добро на Пасху, в будний день или на Новый год. Пасха без доброго дела не нужна Богу. Ему главное, чтобы праведность Ветхого завета поднялась до макушки, человек нашёл Бога рядом с собой и захотел стать как Бог. Чтобы в нём были те же чувства, что у Христа. Те же евангельские мысли. То же желание покинуть мир служебного созерцания и стать помощником Христу. Не потому что скучно, не потому городской сумасшедший, которому пойти некуда, и где принимают, там и рад. А потому что невыносимо носить в себе благодать и Духа и не делиться ими. Не вкладывать их в рост любви.
Христос не делил мир на храм и нехрам. Вселенная у Бога едина, един пастырь и едино стадо. В этом стаде есть овечки, которых он поручил нам. Да, они идут не туда, разбегаются, кричат. Но ЭТО ТВОЯ БОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА – быть учеником Пастыря.
Пойдём и принесём теплоту веры тем, кого нам дал. Порадуем Христа дружелюбием. Заготовим на Страшный суд не громы и молнии «Голубому огоньку», телевизору и оливье с шампанским, а свет фонаря Пастыря. Конечно, мы никого спасти не можем. Спасает один Бог. Но своим милосердием и миролюбием Христа ради мы можем создать ту тёплую атмосферу, в которой тают заледенелые сердца.
Причём тут Новый год? У нас каждый день Новый год – живы и слава Богу, как в первый раз. Да угости ты хоть кого-нибудь. Делай добро хоть каждый день. Бабушке, и офицерам, и солдатам. Дома и в храме. Рядом с городской ёлкой улыбнись незнакомому человеку и положи подарок внуку под домашнюю ёлку. И всегда молись. Бог рядом. Бог везде смотрит на тебя. Христос смотрит на нас и ждёт не жертвы, а милости. Потому что Сам такой.
священник Константин Камышанов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев