КАЛЕЙДОСКОП РАЗНОЦВЕТНЫХ ХРАМОВ. ЧАСТЬ 2 Начало в части 1 ( https://ok.ru/group54116196024553/topic/157429840182761 )
В 1й части я рассказала об истории Саввино-Сторожевского монастыря, о памятнике Савве Сторожевскому, о Колоколе монастыря, о Трапезной палате и об одном из старейших храмов России - Рождественском соборе монастыря.
МОНАСТЫРЬ.
Заходить в Монастырь сейчас можно только в единственно открытые сейчас Северные проездные ворота. Они небольшие и очень скромные.
Территория обители небольшая, но богата на всевозможные постройки. Они выкрашены в разные цвета, от чего создаётся ощущение, будто находишься среди древних расписных теремов из русских сказок. С правой стороны- проход к Провиантской башне.
ПРОВИАНТСКАЯ БАШНЯ носила свое «вкусное» название с момента ее строительства и изначально выполняла функцию продовольственного склада.
Сейчас здесь находится небольшая хлебная лавка и на втором этаже- кафе.
Сам боярин сидит в углу зала за столом с важным гостем, за самоваром с баранками — искусно сделанные в человеческий рост бородатые манекены непременно вызывают восторг у всех посетителей кафе от мала до велика.
ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
В монастыре есть где отдохнуть
Пройдя мимо Трапезной палаты и полюбовавшись на Рождественский собор, проходим вправо от него.
Трапезная палата
Рождественский Собор
Там возвышается величественный дворец Алексея Михайловича. Вообще, многие московские цари любили этот монастырь и часто приезжали сюда на богомолье всей семьёй.
Дворец Алексея Михайловича был возведен в 1650-х годах и неоднократно перестраивался . Для своего времени дворец были крупным зданием - до 100 метров длиной. Царь ведь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой.
В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи.
Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии.
Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.
В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.
БРАТСКИЕ КОРПУСА. Идем дальше вокруг собора.
За Рождественским Собором – длинные белоснежные здания – Братские корпуса. Корпуса для братии обители располагаются вдоль южной монастырской стены. В эпоху расцвета Лавры в середине XVII в. в обители было до 300 монахов, поэтому помещения для них имели немалые размеры.
Частично сооружения XVII в. сохранились: это — нижний этаж Большого братского корпуса и открытая галерея — гульбище, на которое выходили двери келий верхнего деревянного этажа. По фасаду можно видеть такую же строгую и стройную систему членения стены на отсеки (по три окна в каждом), как и в царских хоромах.
В начале XIX века был построен двухэтажный Малый келейный корпус. В настоящее время в корпусах — кельи братии обители. Обойдя Рождественский собор выходим к Царицыным палатам.
ЦАРИЦЫНЫ ПАЛАТЫ
Наверное самым заметным и ярким строением обители после Рождественского собора являются так называемые Царицыны палаты. Палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века.
В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа
В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.
Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения.
Главный вход украшен уникальным белокаменным резным порталом с одноглавым орлом в центре, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских, и двуглавыми орлами - русскими гербами - по сторонам.
В центральной части располагались покои царицы. .
Сегодня в Царицыных палатах размещаются музейные экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В северной части на основании письменных источников и аналогий восстановлены интерьеры боярских покоев с включением артефактов эпохи: предметов мебели, посуды, тканей, женских украшений XVII века. Особая гордость реставраторов - воссозданные в палатах изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными - «муравлеными» и многоцветными изразцами.
Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом царицы.
НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ.
Одной из первых построек семнадцатого века в монастыре считается Надвратная церковь Живоначальной Троицы.
Троицкая надвратная церковь в Саввино-Сторожевском монастыре построена в 1651 году, за время своего существования она претерпела ощутимые изменения.
По окончании строительства его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского (деревянную Сергиевскую церковь незадолго до этого разобрали); Троицким он стал в 1825 году.
В приезды на богомолье царской семьи церковь становилась домовым храмом царицы. Троицкий храм можно отнести к одному из последних шатровых типа «восьмерик на четверике»: в 1652 году патриархом Московским становится Никон, запрещающий строить шатровые храмы, как несоответствующие церковному канону.
Вид на храм со двора
Храм стоит у Красной башни, через которую когда-то был парадный въезд в монастырь. Сегодня он закрыт для туристов и попасть на территорию через него нельзя.
Высокий подклет церкви удачно использован для оформления лестницы, ведущей на парадный двор - прием, не имеющий повторений в русской архитектуре. Первоначально у церкви имелась лишь одна апсида (сейчас их — три). С двух сторон шла галерея.
(Апсида- алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, полукруглый или многоугольный) По ступеням надо спуститься – и вы окажетесь во внутреннем дворике у Красной башни.
Конечно, парадный вход в обитель не мог быть не украшен: над аркой въезда и сводом проходной части сохранились росписи.
Вид на церковь от Красных ворот
Вход в ворота не сквозной, а изогнутый. Такие ворота невозможно пробить с наскока.
Избранные сначала поднимались по дороге по склону, проходили через ворота,а за воротами - мощная Красная башня, что их защищала.И в башне - еще и свои ворота, которые тоже закрывались.То-есть, чтоб пройти внутрь, надо было пройти через две башни. Хорошая система защиты входа внутрь!
Красные ворота со стороны подъема со склона
Затем пришедшие поднимались по крутому каскаду ступенек, встроенных под церковью. Из глубины подклета виден только Рождественский собор, с каждой ступенькой как бы вырастающий из холма, увеличивающийся в размерах и приближающийся к идущему.
Таким оригинальным способом зодчие подчеркнули доминанту монастырского ансамбля — собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Интересная деталь: эта лестница, рядом с парадным входом по виду из дальних веков, упирается в стену трапезной, пристроенной к Троицкой церкви, но посмотрев фотографии прежних дет, обнаруживаю, что здесь была дверь! А теперь здесь окно, и двери как и не бывало.. Странно, для чего так было сделано?
2024г
2019г
В 1807 году иждивением Наталии Владимировны Шереметевой к церкви пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (родители Наталии Владимировны были погребены под нижним сводом трапезной). Здание желтого цвета.
В храме и трапезной после реставрационных работ открыли росписи девятнадцатого столетия.
Да, немного "инородное тело" по сравнению с постройками времён первых Романовых, но также гармонично вписанное в общий комплекс монастыря здание. Здесь же у фасада трапезной находится "язык" знаменитого 35-тонного Большого Благовестного колокола.
ЗВОННИЦА Монастырская звонница напоминает сказочный терем — впору на ее фоне фильм-сказку снимать.
Звонница Сторожевской обители, возведенная с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной — еще два яруса и башенки появились в XVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо
Звонница построена в 1650-е годы. Она замыкает кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкает к трапезной палате и играет большую роль в организации ансамбля монастыря XVII в.
Эпоха Алексея Михайловича - это время расцвета искусства в России. После Петра архитектура храмов стала намного более типовой и однообразной лет на сто.
Симметрию нарушает башня - часозвон, пристроенная к звоннице для военных трофеев - часов и часового колокола. В центральном пролёте звонницы висел знаменитый 35-тонный Большой Благовестный колокол. Теперь там висит колокол - копия древнего колокола, отлитого в г.Тутаеве в 2023г (см. 1 часть) .
Единственный на монастырской звоннице исторический колокол, сохранившийся до наших дней, — часовой, отлитый в Голландии. Его вывезли из резиденции польского короля Сигизмунда в 1654 г. как трофей и разместили вместе с часами на специально пристроенной к звоннице башенке — часозвоне.
Колокол, диаметром основания чуть более метра, украшен орнаментом с переплетенными цветущей ветвью фигурками амуров и рогами изобилия. Латинские надписи на нем гласят: «Меня отлил в Камписе Килиан Вегеварт. Год 1636», «Если Бог за нас, кто против нас».
здесь можно набрать святую воду
Звонница монастыря родственна псковским звонницам - стенам-башням с проемами для колоколов. Знаменитый путешественник XVII в. Павел Алеппский свидетельствовал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» она превосходила колокольни столицы. Многоярусная, поставленная на высокий постамент (включающий подвалы и два этажа), она имеет четыре ассиметричные башенки с шатровыми покрытиями.
На звонницу ведет широкая лестница с парадным крыльцом, являющаяся одновременно входом в большую трапезную палату.
Со среднего яруса начинается лестница, ведущая к колоколам. На первом ярусе звона висит Большой колокол Благовест. Продолжение лестницы в следующие ярусы звонницы идет из правой башни в толще задней стены. На верхнем ярусе звонницы помещены все вновь отлитые колокола.
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь во имя Преображения Господня сооружена в 1650-е годы в царствование Алексея Михайловича. Она примыкает к трапезной с восточной стороны.
Вот такой небольшой кусочек церкви виден с центральной площади монастыря
Одноглавая,бесстолпная, двухапсидная с чертами московского барокко, она поставлена на высокий подклет с таким расчетом, чтобы ее западный портал выходил в столовую палату. Храм перекрыт глухим сомкнутым сводом.
вид со двора
Интересны многоцветные изразцовые наличники окон церкви, увенчанные двуглавыми орлами. Поливные изразцы выполнены в мастерской известных зодчих Осипа и Ивана Старцевых. В XIX в. Преображенская церковь была храмом при Звенигородском духовном училище. В иконостасе этой церкви было много древних икон. В советскую эпоху помещение церкви занимал военный санаторий, здесь была радиорубка клуба. Интерьеры храма были сильно искажены перестройками.
Реставрация церкви осуществлена возрожденным монастырем. Вместе с притвором, помещающимся в бывшей трапезной палате, Преображенская церковь в настоящее время — самый большой действующий храм обители. Преображенская церковь составляет со звонницей и Трапезной единый комплекс.
Вообще, все эти здания - надвратная церковь, пристроенная к ней трапезная, звонница, Преображенская церковь и еще Трапезная палата и Царицыны палаты так переплелись между собой, что с первого взгляда и не поймешь, где заканчивается одно здание и начинается другое.
сверху немного понятнее
Невозможно разглядеть этот комплекс с противоположной стороны, тк там проход закрыт.
Но разглядывать древние каменные детали зданий монастыря- отдельное огромное удовольствие. В тени деревьев можно любоваться разноцветными куполами, толстыми колоннами входа в Царицыны палаты, дышать свежим воздухом местности, которую уже пару веков называют "Подмосковной Швейцарией". На территории монастыря много цветов, красивых и разных.
Но красоты не только внутри монастыря, но и снаружи. Идем прогуляться вокруг стен монастыря.
СТЕНЫ МОНАСТЫРЯ Внизу течёт речка Сторожка, а дали неплотно застроены частными домами, что вид совсем не портит. У стен есть специально огороженная смотровая площадка, с удивительными видами на просторы вокруг.
В 1650–1656 гг. были построены крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6.
Строительство велось накануне войны России с Польшей за потерянные во время польско-литовской интервенции в начале XVII в. Украину и Смоленск. Готовясь к войне, Московское царство укрепляло свои западные рубежи. Городовое укрепление Звенигорода было перенесено из обветшавшего деревянного городского кремля (так называемый Городок) во вновь отстроенный монастырь, где стали хранить ключи от города и запасы пороха.
Все башни имели шатровое завершение, крытое тесом В плане стены и башни образуют неправильную трапецию, вытянутую с севера на юг параллельно руслу речки Сторожке и перпендикулярно Москве-реке.
Они имеют три ряда бойниц: верхний предназначен для дальнего боя, средний — для подошвенного, в бойницах нижнего ряда стояли пушки. В толщу крепостной стены уступами уходят ниши и арки.
Поверх арок идет галерея боевого хода, по которой перемещались стрельцы. Стены монастыря укреплены сторожевыми башнями.
Покрытие на башнях неоднократно менялось: первоначально оно было исполнено из дерева (на Красной башне — из лемеха), позже их покрыли железом, в настоящее время — восстановлено первоначальное покрытие.
Стены и башни выглядят очень мощными , такое ощущение, что здесь в первую очередь думали именно о строительстве укрепленного пункта, а монастырь был немного второстепенной целью. Все башни явно строились только для практического применения. Они по форме или граненые, или с квадратным основанием.
Подпорки нужны, чтоб стена не заваливалась. Дело в том, что она строилась не просто отвесной, а под отрицательным углом, чтоб на нее было сложнее забраться.
Поэтому со временем она могла бы рухнуть. С трех сторон от монастыря очень крутые склоны, штурмовать было бы их сложно. Сразу видно, что место для его строительства выбиралось не просто так, по воле Божией, но с учетом выгодных природных особенностей.
Кроме того, высокий берег реки делал монастырь очень заметным издалека. Это было не только красиво, но и полезно: монастырь мог служить ориентиром для кораблей. А еще, проплывая мимо, путники могли обращать к нему свои взоры, снимать шапки, креститься и молиться, выказывая тем самым свое уважение.
ПРОВИАНТСКАЯ БАШНЯ Первой мы видим Провиантскую башню, которую мы видели изнутри. Она четырехгранная, приземистая и не слишком изящная.
А вот и спуск к колодцу преподобного Саввы.
Но эти 50метров мы преодолеть не решились.
Решили посмотреть на колодец сверху..
Вот так он выглядит вблизи. Фото от тех, кто дошел...
Пройдя всю западную стену видим Житную башню
вид на житную башню из монастыря
Южная стена заканчивается Башней Южной(Усова башня).
А это Юго-Восточная башня.
Ну и в середине восточной стены Красная башня.
КРАСНАЯ БАШНЯ Я уже немного упоминала эту башню в связи с надвратной церковью. Немного повторюсь.
Над Красной башней, в которой ещё находится церковь святого Алексия, не так давно восстановлен двуглавый орёл, бывший здесь до революции.
Главный вход в обитель - Святые ворота - находится под Красной башней, которая вместе с надвратной Сергиевской (ныне — Троицкой) церковью, была включена зодчими в ансамбль Святого хода. Два разной величины сводчатых проезда ворот вели во внутренний дворик, который соединен с подклетом надвратной церкви.
С наружной стороны Красную башню украшают сохранившиеся с XVII в. киоты с изображениями Богоматери, преподобных Сергия и Саввы. Башня сооружена по всем правилам фортификационного искусства: имела несколько рядов ворот и опускающуюся металлическую решетку.
вид красной башни из монастыря
В воротной башне два входа - один для конных путников, другой для пеших. Сама башня впечатляет силой!
Чтобы пройти дальше, поднимаемся по лестнице, тут уж никак ее нельзя обойти.
Заканчивается обход стен Северо-восточной башней.
северо-восточная башня из монастыря.
Смотришь на красоты и начинаешь понимать Антона Павловича Чехова, как-то написавшего супруге: "В Звенигороде в самом деле хорошо. Я работал там в больнице когда-то. Непременно поедем… Из церкви укатить бы не домой, а прямо в Звенигород. Или повенчаться в Звенигороде…".
Напоследок еще раз насладимся видами округи... Скоро я напишу о самом Звенигороде, в котором мы были полных 2 дня...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев