Посетить Музей Церетели мы решили по рекомендации подруги. Относилась я к его творчеству, прямо скажем, скептически, видимо имело значение отношение к его творчеству социума. Слишком наслышана о протестах людей против постановки его памятников. Видела я памятников Церетели немного, о некоторых не знала, что это его творения.. Сама я привержена больше к классике, поэтому и некоторые его творения вызывают у меня вопросы.
Хотя я видела и другие скульптуры, других авторов современности, к которым вопросов было гораздо больше. Вообще творчество Церетели неоднозначно. В стилях и направлениях искусства я, в общем-то, небольшой знаток. Поэтому оцениваю любое творчество по ощущениям..
Забегая вперед, скажу, что многие скульптуры и картины в музее не подписаны, найти в просторах интернета удалось тоже далеко не все.Когда, кому и по какому поводу писалась картина или лепилась статуя тоже выяснить чаще всего не удавалось. Но ,посетив музей, взгляды на его творчество у меня изменились в лучшую сторону. И сам музей мне понравился..
Но .. ближе к делу.
Музей Зураба Церетели располагается по адресу: р-н Пресненский, улица Большая Грузинская, 15. Ближайшие станции метро "Краснопресненская", "Баррикадная", "Улица 1905 года".
Ориентир от "Краснопресненской" - от ул.Красная Пресня мимо Московского зоопарка, вдоль его ограждения - это и есть улица Большая Грузинская.
Заблудиться там негде - дорога приведёт к скверу с табличкой - "Георгиевский сквер", он немного закрывает несколько зданий позади себя - церковь "Георгиевскую" и Музей-мастерскую З.Церетели Режим работы: Вт-вс: 12:00 - 21:00; касса: вт-вс 12:00—21:00. Входной билет- 250руб, льготный для пенсионеров, инвалидов, студентов- 100руб Касса музея - на улице, справа от входа.
Какими бы ни были его произведения, о самом З. Церетели одно можно точно сказать, что это один из плодовитейших скульпторов нашего времени. В это трудно поверить, но Церетели - автор свыше 5000 (!) произведений живописи, графики, скульптуры и монументально-декоративных творений. Помимо России, величественные работы находятся во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Франции, Испании, Японии, Бразилии и т.д. Но когда говорят об этом невероятно плодовитом мастере, то часто вспоминают высоченный, 98-метровый памятник Петру Первому, который был воздвигнут в 1997 году, во времена Юрия Михайловича Лужкова, в самом центре российской столицы.
Для этого даже был насыпан искусственный остров на Москва-реке. Несмотря на несколько волн бурных протестов общественности, высоченный монумент до сих пор стоит напротив Третьяковской галереи на Крымском Валу, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Когда скульптура устанавливалась, это был заказ от военных в честь 300-летия Российского флота. Состоялся конкурс. А в итоге выиграл Зураб Константинович.
Сейчас речь о демонтаже уже никто не поднимает. Тем более что рядом очень удачно разместился Парк скульптур "Музеон". Получилась своего рода единая экспозиция( в Музеоне собраны скульптуры-отказники со всей Москвы , особенно в ходе декоммунизации). Сама фигура Петра( то бишь изначально Колумба) вызывает сомнения, но сам памятник, видимый издалека впечатляет, особенно потоки воды с бортов корабля. Теперь на эту достопримечательность приходят посмотреть многие.
Под руководством Церетели строили и Храм Христа Спасителя.
А несколько лет назад было наконец найдено достойное место и для Колумба. Правда, не в США, а в Порте-Рико.
В 1996 году в Московском зоопарке была установлена скульптурная композиция, названная руководством зоосада "Деревом Сказок". Мы были в зоопарке, видели эту скульптуру, но я не знала, что она принадлежит Церетели. Хотя скульптура больших размеров, но в зоопарке смотрится вполне уместно.
Монумент Зураба Церетели "Добро побеждает Зло" перед зданием ООН в Нью-Йорке установлен в 1990 году.
В 1997 году Церетели разработал общее художественно-дизайнерское решение Манежной площади.
Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, а также в ряде других архитектурно-монументальных проектах в Москве конца XX века.
В музее очень много копий скульптур, установленных в других городах и странах.
О ПЛОЩАДКЕ
Грузинский народ в этой части Москвы обосновался с середины XVIII века, когда в 1725 году грузинский царь Вахтанг Леванович со свитой приехал в Москву. На пожалованные Петром II деньги был построен царский дворец, около которого и выросла грузинская слобода (Грузины).
По этой причине и появились названия улиц - Большая Грузинская, Малая Грузинская.
В 1897 году архитектор Василий Барков возвел каменный дом для купца Василия Горбунова и его жены Екатерины, дочери знаменитого промышленника Викулы Морозова. После революции особняк был национализирован. В 1932–1954 годах здесь базировалось Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), его посещали многие известные деятели политики и искусства, как советские, так и иностранные. С 1956 года и вплоть до объединения Германии в здании располагалось посольство ФРГ. Впоследствии здание получило статус памятника архитектуры федерального значения.
Особняк Горбуновых построен ассиметрично. Правая часть двухэтажная, с изысканными балконами, кованой решеткой и монограммами владельцев.
Все окна особняка, входы, крыши, пилястры богато, но с изящной тонкостью декорированы лепниной. Нежный бело-зеленый цвет дома придает ему дополнительную легкость и воздушность.
По краям двухэтажного объёма устроены балконы с кованой решёткой, над которыми расположены треугольной формы фронтоны. Во фронтонах размещены картуши с монограммами хозяев, а венчают фронтоны два вазона.
Внизу под балкончиками расположены ниши так же с вазонами.
В 1993 году Особняк передан Зурабу Константиновичу Церетели для организации собственной мастерской. Эклектичный облик дома в начале XXI столетия дополнила современная пристройка с яркими фигурами клоунов на фасаде (Большая Грузинская, 15).
С 3 ноября 2009 года здесь на трех этажах размещается музей художника. Пространство перед двумя домами, часть Грузинской площади, также оформляют авторские скульптуры.
В залах на Большой Грузинской представлено свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры Зураба Церетели. Экспозицию дополняет Парк скульптур во внутреннем дворе – собрание монументальных работ, моделей памятников, мозаичных и витражных композиций под открытым небом. Экспозиция Музея-мастерской формируется самим художником и регулярно обновляется, меняясь вместе со временем.
Здание бросается в глаза издалека. И своими изящными архитектурными формами, и скульптурами, которыми богато украшено пространство перед фасадом. Огромные, ярко раскрашенные клоуны веселятся над входом – честно говоря, если бы я просто случайно проходила мимо, подумала бы, что этот дом как-то связан с цирком.
Но клоуны здесь не случайно, ведь клоунов на Цветном Бульваре рядом с цирком творил именно Церетели.. Эти огромные, ярко раскрашенные скульптуры придали обычному зданию очень своеобразный вид
В общем, знакомство с музеем начинается ещё на улице - помимо клоунов там установлено большое количество разных скульптур.
Моя любимая скульптура из "фасадной" группы - "Сила и Справедливость России" состоит из двух аллегорических образов. Справедливость держит в одной руке меч (как символ силы) и весы в другой (обозначение неподкупности и беспристрастности) Французский писатель Жозеф Жубер говорил, что "справедливость без силы и сила без справедливости - одинаково ужасны".
Некоторые работы мастеру особенно нравятся, и он повторяет их по несколько раз.
Например скульптура "Фемиды" точная копия скульптуры установленной у Музейно-выставочного комплекса Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» (ул. Пречистенка, 19).
Апостол Павел. Оригинал стоит в Греции.
Чарли Чаплин
Патриарх Никон
Миклухо Маклай с женой
Памятник Бродскому Бронзовый памятник был создан в 2004 году и называется "Прощай". Не понятый и не принятый в России, поэт вынужден был эмигрировать и именно за пределами родной страны нашел всемирную славу, понимание, почитание и был удостоен Нобелевской премии. Именно эту главную трагедию жизни Бродского и запечатлел З. Церетели. Поэт стоит в полный рост в торжественной мантии лауреата Нобелевской премии с традиционной «ньютоновской» шапочкой в руке. Мантия накинута на грубый ватник, в каких работали ссыльные в сталинских лагерях.
Предполагаю, что это памятник Екатерине:
Но прежде, чем попасть в Музей мы попали в Георгиевский сквер.
Зимой всю красоту сквера понять невозможно, но скульптуру Шота Руставели мы рассмотрели хорошо.
Памятник был открыт в 1966 году в центральной части сквера (скульптор: Мераб Бердзенишвили, архитектор: Иосиф Ловейко).в честь 800-летия со дня рождения грузинского поэта.
На постаменте памятника высечены стихотворные изречения поэта: "Зло сразив, добро пребудет в это мире беспредельно" "Кто себе не ищет друга, самому себе он враг" В наши дни городские власти тоже о сквере не забывают: В 2011 году сквер был комплексно благоустроен, здесь появились новые скамейки, фонари и указатели, были разбиты газоны и цветники. У входа в сквер установлена информационная табличка с историей сквера и близлежащими туристическими объектами.
Инфографика довольно неплохая. Применены QR коды для быстрого нахождения информации по интересующему объекту и загрузке карты местных достопримечательностей
Любопытно, что вплоть до 2011 года название "Георгиевский сквер" было не в ходу у москвичей: его чаще называли сквером Шота Руставели. Вообще Георгиевскому скверу более ста лет, он был разбит аж в 1898 году в честь дружеских отношений передовых людей Грузии и России. Сегодня сквер прячется за кованной оградой, центральный вход оформлен своеобразными воротами и вывеской под ними.
Рядом со сквером на Большой Грузинской улице стоит храм святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Сквер так же назван в честь этого святого - небесного покровителя Грузии.
Церковь св. великомученика Георгия располагалась в самом центре грузинского поселения в Москве, вблизи дворца царя Вахтанга VI у пересечения Георгиевской площади и речки Кабанихи (ныне -Зоологический переулок).Она была построена на месте церкви Иоанна Богослова, открытой по повелению Алексея Михайловича и сгоревшей в середине XVIII века. С просьбой о выдаче разрешения на ее постройку обратился к московскому архиепископу Платону сын Вахтанга VI — царевич Георгий. В ноябре 1749 г. разрешение было дано. Богослужение в церкви велось на грузинском языке. Через 30 лет — в 1779 г. деревянная Георгиевская церковь сгорела, однако ризница была спасена. На месте деревянной церкви было начато строительство каменной церкви, которая была освящена в 1800 г. В течение всего XIX в. церковь св. Георгия расширялась и обустраивалась. Сегодня при ней есть отличная пекарня, где всегда вкусно пахнет свежей и ароматной выпечкой.В 1897 г. к старой церкви, которая уже не могла вместить всех прихожан (в связи с ростом населения в этом районе Москвы) было построено новое здание в псевдо-византийском стиле (архитектор Сретенский)
ВХОД В МУЗЕЙ
Не случайно по обе стороны от входа установлены скульптурные композиции, посвященные великим художникам — предтечам современного искусства. Это дань памяти благодарного ученика своим учителям. Слева Зураб Церетели запечатлел в бронзе Марка Шагала и Пабло Пикассо, с которыми ему посчастливилось быть лично знакомым, а также Анри Матисса, Амедео Модильяни и Винсента Ван Гога.
Мэтры рассматривают на мольберте картину с героями произведений Нико Пиросмани и Анри Руссо — гениальных примитивистов, чье творчество открыло двери в искусство наивным художникам и также породило целое художественное направление.
Пиросмани и Руссо посвящена также скульптурная композиция, расположенная справа от входа. Оба они оказали влияние и на автора памятника Церетели.
В композиции представлены не только скульптурные портреты признанных мастеров, но и предметы их живописного мира.
персоналии картин Пиросмани и др.
В залах «Музея-мастерской» представлены многочисленные произведения Зураба Церетели, которые демонстрируют его творческий подход к различным жанрам и техникам. Состав экспозиции периодически дополняется и меняется. Картин у него великое множество, и все на разные темы - он пишет и натюрморты, и портреты, и животных.
Шота Руставели
Многие из скульптур живут в разных уголках мира: начиная от животных, которых можно встретить в Московском зоопарке и до огромного монумента «Слеза скорби» жертвам теракта 9/11 в Нью-Йорке, от монумента «Дружба народов» на Тишинке до монумента «Добро побеждает зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, от Монумента Победы и статуи Георгия Победоносца у нас на Поклонке до 45-метрового монумента «Рождение нового человека» в Севилье. Это не затрагивая родного Тбилиси. Даже не верится, что всё это было сделано одним мастером. И размер! Гиганты и крохотные фигурки, на которых прорисовывается каждая складочка. Это что-то невообразимое, неописуемое. Например цикл «Горожане» — на каждом лице виден характер!
В музее есть видеозал, в котором рассказывается о творчестве художника, и есть «зал славы», в котором представлены награды. фотографии грамоты, ордена Зураба Константиновича.
1 ЭТАЖ На первом – в основном награды, грамоты, благодарности Зураба Константиновича, многочисленные фотографии со знаменитостями – от Ричарда Гира до Владимира Путина.
Могу сказать – впечатляет. Можно по-разному относиться к творчеству Церетели (или как я бы сказала о себе – можно по-разному относиться к разным творениям Церетели), но ясно, что человек не может заслужить такое международное признание просто так, ни за что.
Здесь же — модель одного из самых известных памятников работы Церетели «Слеза скорби», установленного в 2006 году на берегу Гудзона в память о жертвах трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Гигантская бронзовая стела высотой 32 метра очертаниями напоминает одну из башен-близнецов Всемирного торгового центра, подвергшихся атаке террористов.
«Тело» башни расколото, и в этом проёме навсегда повисла скорбная титановая слеза.
Здесь же организован уголок творческой мастерской Зураба Церетели, и можно полюбоваться на оригинальные узоры гобеленов (вот они меня очень удивили, не ожидала от Зураба Константиновича).
Здесь же украшенная Елочка
3 ЭТАЖ
Экспозиция залов третьего этажа музея-мастерской объединена одной из ключевых тем в творчестве Церетели – мотивом постоянного обращения к творчеству и личностям художников – основоположникам искусства XX века. Поэтому здесь представлены скульптурные портреты Пикассо, Матисса, Шагала, Ван Гога. Гогена и Модильяни, выполненные в бронзе.
Неоднократно на полотнах Церетели встречается образ Чарли Чаплина, пластика которого покорила художника в свое время раз и навсегда. Мастер постоянно обращается к образу великого комика, воплощая его в разных техниках – живописи, эмали, бронзе. Живописные эффекты сочетания холодных и теплых цветов создают мощную энергетику, и цветовые модуляции приковывают взгляд.
Многие картины порадовали невероятным буйством красок! Не могу сказать, что прямо сильно цепляют за душу, но точно создают радостное впечатление. Посмотрите на эти букеты цветов – это ведь настоящие антидепрессанты.
Забавные работы из серии о детстве – комбинация живописи и объемных деталей. Этакие гигантские аппликации.
Опять же забавные скульптурные композиции.
Можно посидеть, посмотреть документальный фильм о Зурабе Церетели.
Тему памяти продолжают графические листы, отпечатанные в технике цветной шелкографии.
На всех листах – сложная композиция, которая возникает из переплетения разномасштабных образов – лиц, фигур людей, животных.
2 ЭТАЖ Спустившись на второй этаж, снова оказались в залах, посвящённых взаимоотношениям художника Церетели с европейским искусством XX века. В этих работах можно проследить влияние великих мастеров, которых он считает своими учителями, чей художественный опыт оказался особенно важен для него. Это Пабло Пикассо, Анри Матисс, Марк Шагал, Фернан Леже.
Второй этаж встречает уникальными работами, выполненными в технике перегородчатой эмали. Церетели потребовались годы экспериментов, чтобы возродить эту забытую технику, и не только возродить, но и перевести в разряд монументального искусства.
Техника перегородчатой эмали известна с глубокой старины и чаще связана с искусством ювелирным, а Зураб Церетели стал первым в мире эмальером-монументалистом. Роль красок при этой технике работы выполняет цветное стекло, которое закаляют, как сталь.
Картины из серии «Старый Тбилиси» ну просто невероятно живописны, В залах представлены монументальные панно которые можно объединить в серию под названием «Тбилиси — любовь моя»
На них город предстает таким, каким его узнал художник в годы своего детства и образ которого он бережно хранит в памяти всю жизнь.
Экспозиция этих залов — дар художника родному городу, городу его детства и юности. Самобытная культура и история родной Грузии никогда не перестает вдохновлять мастера. Образ старого Тбилиси и его жителей, к которому Церетели постоянно обращается в своем творчестве, в частности в живописи, графике и скульптуре, ныне предстает зрителю на картинах.
Можно зависнуть перед ними надолго, разглядывая детали.
На этом же этаже много скульптур, половина из которых тоже посвящена повседневной жизни тбилисцев.
ШАРМАНЩИК
В этих же залах можно увидеть серию скульптурных работ, раскрывающих интерес художника к истории. Это собрание круглой скульптуры, посвященное аргонавтам и героям древнего Колхидского царства, образованного в VI веке до н.э. на территории Западной Грузии. История аргонавтов, объединившая историю Эллады и древней родины художника, воплотилась в хорошо известном мифологическом сюжете о Золотом Руне.
Особое место в творчестве Церетели занимает жанр портрета. Эти работы отличает монументальность почти скульптурных форм, созданных в ритме энергичного мазка и активного цвета. Женщины на портретах всегда выглядят величественно, каким бы деформациям и пластическим обобщениям их реальный облик на холсте ни подвергался по воле художника.
В творчестве Церетели много натюрмортов с разнообразными цветочными композициями. Их отличает красочное изобилие, густая объемная живопись. Подобные натюрморты, как отмечает сам художник, являются для него своего рода тренировкой, экспериментом, упражнениями для развития восприятия цвета, решения той или иной технико-колористической задачи.
Подсолнухи – пожалуй, самый излюбленный мотив. Столь частое их присутствие в творчестве мастера можно объяснять по-разному. Это и отражение жизнеутверждающей позиции художника, которая, безусловно, главенствует в его отношении к окружающей действительности. И ещё этот цветок является символом благодарности. Как подсолнух обязан своей красотой солнцу, так художник во многом считает свой талант обязанным природе, из которой он черпает вдохновение и сюжеты для своих произведений.
"Шота Руставели" - грузинский поэт 12-го века (в Грузии он, как в России - Пушкин), автор поэмы "Витязь в тигровой шкуре", о которой, и цитаты из которой, наверняка, даже не читая, слышали все.
За ним отдельными скульптурками - танцоры Грузинского Государственного Ансамбля народного танца . Копия монумента знаменитых танцоров Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, установленных в Тбилиси в 2011 году.
Конечно же, - Грузинская Царица 12-го века Тамара, сумевшая своим умом, малой кровью, заявить о Грузии всему миру, как о благословенном крае, её почитали, и сейчас помнят, и стар и млад.
У Церетели много одинаковых, повторяющихся, скульптур - это могут быть макеты, образцы; копии; дубликаты... Вот, и эти "КЛОУНЫ" - цветные они встречают гостей ещё на улице, в зале - меньших размеров, а на Цветном бульваре перед Цирком Никулина - большие, массивные, с ними там фотографируются на память.
Вообще, атмосфера в музее порадовала. Везде стоят скамеечки, кресла, разбросаны пуфики. Сотрудники очень дружелюбные
Еще немного картин и скульптур из здания музея:
Скрипач из серии Волшебные города 2004г
ДВОР Завершает экспозицию музея-мастерской коллекция скульптур, эмалевых и мозаичных панно, расположенная во внутреннем дворике.
маленький принц
Нептун, остальная часть большой композиции под снегом
Этот двор - отдельный объект, достойный вдумчивого посещения и отдельного описания, но идти туда нужно весной, летом или ранней осенью, сейчас большая часть скульптур засыпана снегом, но тем не менее некоторые работы я покажу. Особый интерес у меня вызвала мозаика, выполненная в технике Гауди.
медведь с рыбой
Такую скульптуру я видела в парке Ярославля. Скульптура "Медведь с пойманной рыбой" установлена и на Манежной площади.
В Ярославле
ИГРЫ Следующая масштабная скульптурная композиция называется "Народные грузинские игры". Причем "играют" пятеро выполненных из бронзы мужчин, а рядом стоит мальчик и наблюдает за их забавами. Еще очень хочет позабавиться петушок, но его очередь пока не подошла. Дата создания - 2013 год.
Если часть скульптурных композиций можно понять и без поясняющей таблички, то о смысле других лично для меня догадаться проблематично.
Пушкин- это наше все.
Гагарин тоже хорошо узнаваем.
Это конечно же Аркадий Райкин.
Это одна из многочисленных копий любимого Церетели образа клоуна.
Это Андрей Первозванный с крестом, а вот что за княжна или царица рядом, узнать мне ,увы, не удалось.
Наш великий Ростропович. Скульптура мне очень понравилась,
Тут тоже все понятно. Только почему рядом лев, а не медведь?
В мире Церетели — художника и скульптора — представители животного мира занимают особое место. Он не только в искусстве, но и в жизни очень любит животных. Животные — частые образы и в творческих экспериментах Церетели. (А рядом-то Московский зоопарк. Со скульптурами Церетели, кстати).
Памятник “Летопись России” в Когалыме.
Монумент, ставший подарком к юбилею нефтяной компании Лукойл, представляет собой сложенные в художественном беспорядке памятки славянской письменности, среди которых старейшая летопись «Повесть временных лет», военная хроника «Слово о полку Игореве» и свод законов «Русская правда».
Страница за страницей, шаг за шагом ведут нас старинные фолианты, будто ступеньки невидимой лестницы, к вершине знаний. Литой кладезь мудрости, дополненный бронзовой розой и забавной табличкой «Скульптура – не аттракцион, лазать по ней опасно», пришелся по душе жителям Когалыма – Зураба Константиновича здесь любят, хоть и признают: творит он не всегда качественно.
Хорошо поставили две скульптуры. Получилось, как бы Борис Постернак читает стихи Марине Цветаевой
Скульптура Зураба Церетели "Победа".
Статуя Зураба Церетели названная 'La Victoria', выполнена из бронзы и меди и стоит на вершине гранитной колонны высотой 26 метров. Статуя была подарена Испании в 1994 году мэром города Москвы Юрием Лужковым.
в Испании
В Лондоне
Памятник Лужкову-дворнику. По мнению автора, выбор дворника для изображения Лужкова, в прошлом занимавшего пост столичного мэра, безусловно символичен – ведь именно дворник занимается уборкой и благоустройством города.
Памятник Русской Масленице.
Уголок Олимпиады
А это целая галерея наших правителей.
Этих ученых мужей я, к сожалению, не узнала
Хотя скульптуры сделаны очень реалистично, хотя и немного в увеличенном формате. Еще одна шикарная скульптурная композиция:
И две русские красавицы неузнанные мною :
У Церетели много образов Георгия Победоносца различных размеров и различных воплощений.
Много сцен из военной истории и фигурок солдат разных эпох.
Ну и как же без гигантомании:
Еще несколько фото из дворика
Этот парк скульптур – настоящий музей под открытым небом, вселенная образов Зураба Церетели. Здесь можно увидеть модели и варианты установленных памятников, законченные и незавершённые произведения. Это проекты, осуществлённые в разных городах, на разных континентах, но есть и работы, которых нигде больше найти нельзя. Надеюсь, вам было интересно.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев