Это достопримечательное место, имеющее большую и любопытную историю, ведущую отсчет от садов при Архиерейском доме Твери. Три сада, сложившихся в комплекс городского сада (или садов), сформировались на протяжении конца XVIII-первой половины XIX вв. Это еще и одно из самых красивых мест города.
Парк со стороны ул.Советской
С севера сад ограничивается левым берегом Волги и набережной Михаила Ярославича, с запада — Волжским проездом, с юга — улицей Советской, а с востока — Свободным переулком.
Вид на парк с противоположного берега Волги
Рядом находятся Императорский Путевой дворец, который ныне занимает Тверская областная картинная галерея и Тверской государственный объединённый музей.
Когда-то на месте Городского сада располагался Тверской кремль. После страшного пожара 1763 года, когда выгорела почти вся центральная часть города и последующих работ по ликвидации остатков старинной крепости, здесь появилось несколько садов: Дворцовый, Губернаторский и Общественный.
план при Екатерине II
Дворцовый сад был разбит в 1776 году между Путевым дворцом и Волгой. Он был создан в регулярном стиле по проекту архитектора П.Р.Никитина, который восстанавливал город. В XIX веке сад несколько раз реконструировали: в начале столетия по проекту архитектора К.И.Росси и в 1871 году по проекту мастера садово-паркового искусства К.И. Фритлендера и архитектора А.И. Резанова.
По проекту архитектора И.Ф.Львова в 1831 году рядом был разбит Губернаторский сад, в 1851 году — Общественный сад для горожан.
ГОРОДСКОЙ САД.
Он и до сих пор так и называется- Городской сад. Заметьте не парк, а сад. Уже на плане от 1840-х гг. существует (с 1831 года) второй сад - Губернаторский, устроенный при губернаторе Кирилле Тюфяеве. Этот сад был устроен как фактическое приложение к губернаторскому дому и в соседстве с ним запланированному (построенному чуть позже) дому Дворянского собрания.
"Посредине сада оставлено удобное место для музыкантов, а по дорожкам, его окружающим, поделано множество скамеек для охотников послушать музыку". Как ни странно, но этот рудимент дворянского сада, правда, очень сильно измененный, дожил до наших дней.
Это - летняя эстрада. Хотя дореволюционных снимков этого места я не нашла, характерная поляна на немецкой аэрофотосъемке показывает, что место для музыки там, где и ныне, было еще до войны.
сад в начале 20 века
И только в 1931 году, когда грань между сословиями стерлась, пропали и границы между садами, их объединили в один сад.
50е годы 20 века
Во время войны практически все зеленые насаждения были уничтожены, поэтому в 1947-1948 годах сад перепланировали в советском стиле по проекту архитектора Д.Н. Мельчанинова и заново посадили деревья.
В данный момент существуют 2 сада- городской сад и дворцовый. Дворцовый сад огорожен от городского и вход в него платный. Сегодня сад занимает площадь 9 гектаров, по периметру он окружен декоративной решеткой.
Самое старое сооружение Городского сада - фонтан. Установлен был в 1904 году. Правда, в советское время был клумбой. В своём первоначальном виде фонтан украшала фигура Амура, но в послевоенное время, в 1950-х гг. она была заменена на изящный вазон.
1905 год
А заработал он лишь в новом тысячелетии. Сейчас его выключили на осенне-зимний период.
О прежнем саде мало что напоминает. Деревья неоднократно вырубали и высаживали новые. Даже современный парк аттракционов не раз менял свой облик.
Глобальная реконструкция сада началась в 2009 году. За несколько лет главный парк столицы Верхневолжья сильно преобразился. Обновлены фонари, положена тротуарная плитка, разбиты цветочные клумбы, установлены скамейки и урны.
Горсад отличается регулярно-пейзажной планировкой. В нем гармонично сочетаются торжественность, строгость, изящество и простота.
Нарядный и яркий сад, особенно осенью ,может похвастаться тенистыми зонами с деревьями разных пород, просторными аллеями, цветниками, парковыми скульптурами, удобными скамейками, аттракционами, детским городком, колесом обозрения.
Интерьер сада украшают фонари-скульптуры.
Липовая аллея для молодожёнов состоящая из посаженных лип, беседки, скамейки со спинкой в виде сердца, мостик любви - стоя на котором можно загадать желание.
В 2001 году в начале Главной аллеи был установлен памятный поклонный крест князю Михаилу Ярославичу Тверскому, выполненный скульптором Е.А.Антоновым.
С 1952 по 1961 годы на этом месте стоял памятник Сталину. От этого сооружения открывается великолепная сквозная перспектива на набережную Волги и ее противоположный берег, где расположены памятник Афанасию Никитину и храм Трех Исповедников.
Поклонный крест является своеобразной границей между аллеями. От него спускается вниз к Волге двойная красивая полукруглая лестница, и расходятся еще несколько аллей. Лестница - великолепный образец советской неоклассики. Она решена в форме античного оформления паркового "грота" (сделан и сам декоративный "грот"), следуя лучшим образцам русской парковой архитектуры.
«Олени» — единственная сохранившаяся скульптура из числа тех, что были установлены в Городском саду после войны. В 2012 году её реставрировали, восстановили отбитые рога и уши. Но рога оленя теперь несколько другой формы.
С набережной Михаила Ярославича, которая тянется вдоль Городского сада в Твери, открывается красивый вид на Староволжский мост, построенный чешским инженером Л.И.Машеком по аналогии с мостом Свободы в Будапеште. Старый мост через Волгу был открыт в 1900 году.
памятник Пушкину на набережной
Подробнее о набережных Волги в Твери можно посмотреть на моей страничке тут: https://goo.su/5dznWL
За оградой Городского сада, со стороны Советской улицы в 1920 году был установлен памятник Карлу Марксу. Это — один из первых революционных памятников в нашей стране. На постаменте можно прочитать слова великого философа: "Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетарии могут потерять в ней только свои цепи. Приобретут-же они целый мир".
ТВЕРЬ. КАК У ВОЛГИ , У РЕКИ……(прогулка по набережным Волги) «А я без Волги просто не могу. Как хорошо малиновою ранью Прийти и посидет...
OK.RU
Войти на территорию Городского сада можно со стороны улицы Советской от: Тверской областной универсальной библиотеки имени Алексея Максимовича Горького, и Тверского областного академического театра драмы, и с набережной Степана Разина.
Сразу при входе видим стенд с информацией о Городском саде (второй стенд в самом центре Городской сада).
Вход в Горсад свободный, а приходить сюда можно ежедневно с 6.00 до 24.00
ДВОРЦОВЫЙ САД.
Тверской дворцовый сад возник в 1776году между Путевым дворцом и Волгой в ходе реконструкции центральной части Твери после пожара 1763 года. Для дворцового сада предпочли строгую регулярную схему, чтобы из своих личных апартаментов императрица Екатерина II, останавливающаяся во дворце во время поездок из Петербурга в Москву, могла видеть эффектный веер аллей, развернутых навстречу Волге. Он был создан по проекту архитектора П.Р.Никитина, который восстанавливал город.
Дворцовый сад подвергался радикальной реконструкции в 1809 году, когда дворец был перестроен под резиденцию генерал-губернатора тверского, новгородского и ярославского принца Георга Голштейн-Ольденбургского. Перестройка производилась по проекту и под руководством архитектора Карла Росси. При этом реконструкции сада уделялось очень большое внимание – ведь супругой принца была любимая сестра императора Александра I великая княгиня Екатерина Павловна.
В 1866-1874 годах под руководством известного петербургского зодчего А.И. Резанова произошла еще одна реконструкция дворцового комплекса. Работы были проведены после посещения дворца и сада императором Александром II, который отметил далеко не блестящее состояние сада. В Тверь прибыл главный садовник Удельного ведомства К.И. Геккель, приступивший к перепланировке сада. (В 1832 году К.И. Геккель служил королевским придворным садовником при Саксонском дворе, был главным садовым мастером в царском имении «Ливадия», обустраивал сад Аничкова дворца и т.д.)
Важным элементом нового сада стала оранжерея, построенная в формах архитектурного стиля Людовика XVI. Она разместилась в восточной части сада, где издавна на протяжении веков располагались огороды.
В число других сооружений дворцового сада (помимо беседки, о которой известно очень немного), входили «балкон» (терраса) на берегу Волги
Белый выступ- это терраса
и аркадный пандус, ставший связующим звеном между дворцом и садом. Он спускался из углового кабинета великой княгини Екатерины Павловны, выходя на аллею, которая шла до «балкона».
Из всей старины дворцового сада на подлинном месте и с фрагментами старой белокаменной кладки существует только один объект - тот самый россиевский балкон, точнее - его основание. Балкон восстановлен в примерно исторических формах при устройстве памятника А.С. Пушкину в 1973-1974 гг.
О характере садовой мебели того времени дает представление опись 1898 года. Для отдыха во время неспешных прогулок в саду находились деревянные диваны с чугунными ножками, кресла, столы, чугунные скамейки.
Но настоящим украшением садов были статуи и скульптуры. В мастерской итальянского скульптора Сантина Кампиони (1774-1847), который участвовал в создании крупнейших архитектурно-парковых ансамблей, для тверского сада были изготовлены 32 гипсовые статуи.
Большую роль в оформлении сада играли цветы (преимущественно розы) и цветущие кустарники.
По сторонам дорожек, идущих вдоль чугунной ограды сада, на рабатках в 70-е годы XIX столетия красовались превосходные махровые георгины, астры, флоксы и другие летники.
При советской власти эта территория принадлежала городскому саду. К 2000 годам она беспорядочно заросла кустарником и деревьями, из-за которых совсем не было видно дворца. Заборов и ограждений не было, жители любили проводить здесь время с картами в руках, играли в шахматы или шашки, домино или нарды.
Но в 2013 году тверские власти приняли решение передать земельный участок парка в 2,5 гектара областной картинной галерее. В 2014 — 2015-х годах здесь начались реставрационные работы по восстановлению объекта культурного наследия «Дворцовый сад».
Сад в настоящее время представляет собой планировку реконструкции 1870 года (архитектор А.И. Резанов).
На территории были установлены малые архитектурные формы, светильники, ограды, высажены три аллеи (из липы мелколистной, клена остролистного и дуба черешчатого) и другое.
Здесь радуют глаз скульптуры из разных культур и эпох: римские боги, древнегреческие атлеты, египетские мифические существа. Сад имеет так называемую английскую планировку.
Перед каждой из скульптур- табличка с названием и «общей характеристикой». Впрочем, кто хоть мало мальски знаком с мифологией, скульптуры достаточно узнаваемы
По саду тянутся длинные извилистые дорожки для неспешных прогулок, путь идёт сквозь деревья в обход газонов с цветами. Природа выглядит завораживающе, особенно осенью. В ней много элементов романтизма и загадочности.
Так же встречаются и таблички с названиями кустов и деревьев. И это правильно, красивые экземпляры хочется знать « в лицо».
Магнолия кобус
Бересклет европейский
В Дворцовом саду устроено несколько живописных уголков для отдыха. На кованых металлических скамейках за коваными столиками можно выпить прохладный лимонад и почитать книгу в тёплую погоду.
На заднем плане за крышей Императорского дворца едва виден Спасо-Преображенский собор. Изначально парадный вход во дворец располагался со стороны Волги. Центральная дорога тянулась по набережной, а храм располагался во дворе.
В саду еще ведутся ремонтные работы, часть территории огорожена сеткой. Сквозь нее просматриваются раскопанные остатки фундамента. Когда-то здесь был каменный пандус, для спуска из дворца к оранжерее.
Может быть его решили восстановить?? Похоже.. Но , поживем увидим.
Попасть в сад можно со стороны Набережной. Он находится сразу за Городским парком, если идти по променаду в сторону Староволжского моста.
В сентябре здесь была выставка, посвященная особенным деткам города и области.
Если заглянете ко мне на страничку, увидите, что о набережных Твери я рассказывала здесь.https://goo.su/5dznWL Доходим до памятника А. С. Пушкину, в Твери он знаком каждому. Вход в сад находится напротив памятника.
Вход в Дворцовый сад платный – Пятьдесят рублей, дети до 16 лет могут пройти бесплатно. Покупаем билеты и входим на территорию Дворцового сада.
ОРАНЖЕРЕЯ
В саду сохранился садово-парковый павильон «Оранжерея», построенный в 1809 году по проекту Росси. Сюда можно было спуститься прямо из покоев на втором этаже по специальному каменному пандусу.
Дворцовая оранжерея — неотъемлемая часть архитектурно-паркового комплекса Тверского императорского дворца. Была перестроена вместе с реконструкцией дворца в 1864–1871 годах под руководством архитектора А.И. Резанова. Здание построено в формах архитектурного стиля Людовика XVI и использовалось для выращивания и выгонки растений для украшения дворца и сада.
Оранжерея представляет собой одноэтажное каменное здание. В этом садово-парковом павильоне работает роскошный зимний сад. Часть здания отведена под сменные выставки. Оранжерея выстроена из кирпича, а цоколь выложен белым камнем. Интерьеры оранжереи выдержаны в красной цветовой гамме, как и было в 19 веке.
Растения готовят к зимнему периоду. Видимо они украшали собой парковые аллеи, но пришла осень, и всем экзотам пора перебираться под крышу. Но нам пока представилась возможность полюбоваться ими возле оранжереи.
Перед оранжереей летом и ранней осенью была экспозиция «Декоративный огород», где росли овощи и травы, которые выращивали в 18 и 19 веках. Сейчас, осенью, мы увидели лишь разноцветные остатки былой роскоши.
А были разные сорта капусты, толстые кабачки, разноцветные острые перчики, мангольд и кружевные соцветия декоративной капусты. При входе в оранжерею, нам пришлось снять верхнюю одежду и надеть бахилы- здесь берегут редкие растения.
Зимний сад небольшой по площади, но здесь не чувствуется тесноты, потому что пространство организовано грамотно, использован его каждый квадратный сантиметр.
Сочетание алых стен и белой садовой мебели, большие окна и светлые полы придают помещению воздушность и изящную прелесть. А еще мне понравилось, что в оранжерее очень чисто и не душно.
Влажность, безусловно, есть, но нет сырости, нет запаха земли, и дышится легко. Воздух в зимнем саду напоен тонкими свежими ароматами зелени и цветов.
Оранжерея Путевого дворца примечательна тем, что здесь собраны ботанические виды из разных стран, буквально со всего мира. И их подбирали не просто так, а согласно описям 1883 и 1908 годов. Именно в данных сохранившихся документах перечислены растения, которые росли в оранжерее великой княгини Екатерины Павловны в 19 веке.
Растений здесь представлено очень много! Тут просто изобилие зелени, лиан, плющей, папоротников и пышных цветов.
Это разнообразные суккуленты, папайя, банан, гелиотроп, розмарин, саговник, олеандр, пеларгония, гибискус, сансевьерия, алоэ, традесканция и еще десятки растений.
Очень много колеусов, и среди них есть экземпляры ну уж совсем с экзотической окраской!
Очень хорошо, что возле каждого растения установлена табличка с названием и краткой характеристикой данного представителя флоры. Вот, например, гибискус, очень красив!
Мне нравятся суккуленты, обожаю их фантастичные формы, колючки и сочные побеги. В оранжерее Путевого дворца их не так уж много, но и то, что есть здесь, изумляет разнообразием форм.
А грамотно оформленный интерьер, резная белая мебель, размещение растений создают удивительную атмосферу, яркую, нарядную, праздничную.
Выйдя из оранжереи мы пошли осматривать главную достопримечательность- Путевой дворец.
ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ. Это изящное здание было построено после страшного тверского пожара 1763 года.
На этом месте стоял до пожара большой архиерейский дом. Огонь уничтожил его практически полностью.
Для своего пребывания в Твери Екатерина II поручила восстановить бывший архиерейский дом, но сделать его просторнее и красивее прежнего.
вид дворца со стороны улицы Ленина
Строительство дворца с двумя павильонами относится к 1764—1766 годам. Здание в стиле классицизма с элементами барокко были возведены по проекту П.Р. Никитина. П-образный Путевой дворец с глубоким курдонером, но еще без павильонов на торцах по линии въезда был готов к весне 1767 года. Строительство и отделку павильонов завершили в 1768 году.
парадный вход во дворец со стороны Волги
Так архиерейский дворец стал Императорским путевым дворцом. А возле него заложили замечательный регулярный парк с выходом к Волге. В начале XIX века великая княгиня Екатерина Павловна вышла замуж за Георга Ольденбургского. А он был назначен генерал-губернатором Ярославля, Новгорода и Твери. Для постоянного проживания семья выбрала Тверь. В качестве свадебного подарка княгиня получила от Александра I, родного брата, тверской путевой дворец.
до 1900г
А дворец, который был очень удобен как путевой, не отвечал уже требованиям для постоянного проживания. Да и в моду вошёл уже другой архитектурный стиль - ампир. Для перестройки дворца был приглашён тогда совсем ещё молодой, но уже модный итальянский архитектор Карло Росси.
до 1917г
После 1917 года во дворце разместился городской совет рабочих и крестьян. Но западное крыло всё же решили использовать "для музейных нужд". В годы Великой Отечественной войны здание очень сильно пострадало. Интерьеры были полностью утрачены. Город был в течение 2 месяцев оккупирован фашистами, и здесь был их штаб. Паркетом, как водится, топили печи... А, уходя, здание сожгли.
вид на Дворец со стороны Волжского проезда
После войны дворец восстановили так, как смогли: насколько хватило средств и рабочих рук. И только в XXI веке он дождался тотальной научной реставрации.
Очень помогло, что сохранилось множество эскизов, открыток, фотографий, дающих представление об интерьерах. И их постарались воссоздать максимально точно.
лепные венки с лентами и косичками на окнах 2 этажа
Парадный вестибюль. Какими были колонны в вестибюле, неизвестно. Очень мало материала и ни одной довоенной фотографии.
Во время Великой Отечественной войны в парадный зал попал снаряд. Интерьер восстанавливали по описаниям.
Мраморная отделка стен, скульптуры – все по старинной технологии, сделаны из гипса.
Часть люстр и светильников, установленных при реставрации, были изготовлены на тверском стекольном заводе.
Балкон исторический украли и, видимо, сдали в чермет. Воссоздали заново. Столбиков к тому времени давно не было (их не воссоздавали после войны).
Со стороны Волги балкона не было вовсе. Но 31 марта 2016 года на свалке твердых бытовых отходов под Тверью обнаружили тот самый балкон! Всего во дворце более 40 залов. Им возвращен исторический интерьер. Полы в комнатах разные: паркет, мрамор и керамическая плитка.
Крышу восточной башни украшает шпиль, увенчанный золотым шаром с лучами. Он называется путевой звездой.
В западной башне находится Екатерининская церковь.
Крестообразные в основании павильоны на концах крыльев дворца имеют в завершении круглый объем со сферическим куполом, увенчанный цилиндрическим барабаном, также с купольной кровлей.
аттик парапет с гирляндами и вазонами с гербовым щитом и 2мя аллегорическими скульптурами( Волга и Россия)
Во дворце располагается Тверская областная картинная галерея. Здесь около 50 000 экспонатов.
Европейские художники XV-XIX веков, русские живописцы, скульптура, старинные иконы, уникальные предметы интерьера, которые принадлежали этому дворцу и чудом уцелели...
А ещё - жанровые фарфоровые статуэтки - такая прелесть! В музее есть залы, где представлены предметы интерьера, находившиеся в путевом дворце. Часть из них создана по проекту и эскизам Карло Росси, когда он реконструировал резиденцию.
И даже есть вещи, которые не подвергались реставрации, существуют в первозданном виде.
ПАМЯТНИК ПАВШИМ БОРЦАМ Недалеко от императорского путевого дворца на площади, носящей название Революции, установлен обелиск Павшим борцам за мировой Октябрь. На самом деле это небольшое захоронение, в котором находится прах одиннадцати революционеров, погибших во время октябрьских событий 1917 года. Среди них находились как крупные революционные деятели, так и рядовые бойцы продотряда.
Обелиск был открыт через десять лет после трагических событий, в юбилейный год празднования победы Октябрьской революции 7 ноября 1927 года. В основе Памятника павшим борцам расположена гранитная плита, на которой стоит колонна, выполненная из черного мрамора и увенчанная траурной символической урной со звездой. Указаны и годы: «1917–1927». По углам плиты находятся невысокие гранитные столбы с перекинутыми цепями. На таблице у подножия записаны имена погибших людей. Так он выглядел недавно. Сейчас на его месте коробка. Оставят ли памятник здесь, или перенесут куда-то, пока не ясно.
СПАСО ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР
В советское время напротив дворца в 1935 году был уничтожен Спасо-Преображенский Собор, являвшийся доминантой всего комплекса. Тверской Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом Тверской земли.
Построенный в XIII веке, разобранный в начале XVII и заново возведенный в 1696 году, объятый пожаром в 1736-м и воскресший в 1753-м, взорванный в 1935-м и вновь обретший жизнь в 2015-м. Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери. Один из древнейших каменных храмов Тверской области, главный собор Великого Тверского княжества.
Сейчас на этом месте вновь возвышается Собор.
Это не какой-то «новодел», строители четко придерживались тех характеристик, которые были в старину. Единственное изменение с точки зрения архитектуры — раньше в соборе не было цокольного этажа. В цокольном этаже разместятся резиденция митрополита Тверского и Кашинского, приемная, универсальный зал, который будет использоваться и как трапезная, и как зал заседаний, ризничная, подсобные помещения.
Высота основного «квадрата» собора 20 метров, потом 10 метров подкупольной кладки, затем 10 метров купола… В целом вся высота собора «в кресте» — 53 метра. Колокольня будет несколько выше. Строителям повезло: в 1935 году был произведен обмер собора, и все чертежи сохранились в Москве, в Музее архитектуры имени Щусева. Кроме того, там сохранились фотографии внутреннего декора.
Сейчас все еще обустраивают площадку вокруг собора. Колокольни пока нет, но ее возводят. Совсем скоро поставят последний штрих к возрожденному комплексу путевого дворца.
так будет
Если будете в Твери, обязательно посетите это замечательное место!!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев