ЧТО ТАОКЕ СИМФОНИЯ? ПОЧЕМУ ОНА ТАК ДАЛЕКА ОТ НАРОДА?
Вроде бы всем примерно ясно, что это такое - симфония, но по факту очень часто этим словом называют то, что симфонией совсем не является: чаще всего вообще всё, что кажется заумно-академическим (как бы не для нашего ума). Три признака симфонии: 1. Симфонию не поют и не играют на рояле.
Это сочинение для симфонического оркестра
2. Симфония - это всегда масштабно.
Как правило в ней бывает четыре части в разных темпах (первая и последняя обычно быстрые)
3. Симфония - это как роман в литературе.
Это концептуальный и интеллектуальный жанр. То есть если композитор хочет высказаться на очень важные и сложные темы, он пишет не ноктюрн или романс, а именно симфонию.
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)
Симфония `Манфред` си минор (1885), Op. 58 Программная симфония в 4-х картинах на сюжет одноимённой поэмы Байрона. 1. Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит.
Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.
Создателем классической симфонии считают Йозефа Гайдна. В его творчестве она приобрела окончательный вид, поэтому этого композитора называют «отцом симфонии».
Кто пишет симфонии?
Далеко не все даже очень одарённые композиторы способны написать симфонию. Для этого нужен талант музыкального драматурга, отличное владение техникой композиции и абстрактное мышление. К примеру, Глинка так и не смог написать симфонию, хотя очень к этому стремился. Шопен, Мусоргский, Верди и многие другие великие композиторы тоже не написали ни одной симфонии (не только по той причине, что не хотели). Зато те, кто стал мастером в этом жанре, вошли в пантеон избранных и называются гордым словом "симфонист".
Бетховен, Брамс, Малер, Чайковский, Шостакович - это главные симфонисты (значит, герои) в классической музыке.
Первые симфонии появились в Европе во второй половине 18 века.
Гайдн и Моцарт тоже писали прекрасные симфонии, но в большинстве случаев они не замахивались на какие-то глобальные идеи, и в принципе под их симфонии можно было прекрасно выпить и закусить (что и делали гости князя Эстергази, у которого служил Гайдн).
Кстати, Бах тоже наверняка был бы симфонистом (он умел мыслить глобально), но в его время симфонии ещё просто не было.
Её история началась с Гайдна в середине 18 века.
ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЖАНРОВ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - СИМФОНИЯ.
Симфония и публика
Обычно публика знакома с классическими симфониями по какой-то одной части или даже мелодии. Например, все знают бетховенский "татататАм" из первой части Пятой симфонии.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Симфония № 5 до минор (1804-08), op. 67 1. Allegro con brio
А что там дальше - мало кого интересует (и напрасно).
Состав классической симфонии
Но весь фокус и смысл симфонии именно в том, чтобы проследить, как автор разворачивает свою мысль в других ракурсах (частях), как он из этих частей сложит единое целое, к какому выводу он придёт в итоге, и как он сделает так, чтобы мы не заснули до четвёртой части.
Так что слушать симфонию - это наслаждение, добытое через нелёгкий, но увлекательный интеллектуальный труд, которое обязательно пойдёт в плюс нашему общему развитию.
Это примерно как прочитать исторический роман, посмотреть до конца артхаусный фильм или сыграть партию в шахматы. То есть это удовольствие для подготовленных людей.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Симфония № 9 ре минор для солистов, хора и оркестра (1822-24), op.125 1. Allegro ma non troppo, un poco maestoso 2. Molto vivace 3. Adagio molto e cantabile - Andante moderato 4. Finale. Presto - Allegro assai - Rezitativo - Allegro assai
Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем.
Просидеть молча, не двигаясь, в кресле филармонического зала и ни разу не залезть в мобильник в течение 30-60 минут - тут тоже тренировка нужна. Поэтому до начала 20 века симфонии в концертах играли обычно отдельными частями, а не целиком (особенно в России). Например, первая часть симфонии Бетховена, а потом какой-нибудь романс Варламова, потом марш из "Аиды", к примеру, а потом четвертая часть симфонии Моцарта. Сейчас всё стало гораздо строже и академичнее. Но и труднее для неподготовленного слушателя. Потому классику и называют высоким искусством: до неё надо ещё дотянуться)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Симфония №40 соль минор (1788/1791), KV550 1. Molto allegro
СИМФОНИЯ в переводе с греческого – созвучие. Её классический тип сформировался в середине XVIII века в творчестве австрийских композиторов Франца Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и немецкого композитора Людвига ван Бетховена. ...
Статья автора «ВТБ Страна» в Дзене ✍: имфонический оркестр достаточно молод — ему всего несколько столетий. Но его созданию предшествовало множество открыти...
Статья автора «культшпаргалка» в Дзене ✍: Вроде бы всем примерно ясно, что это такое - симфония, но по факту очень часто этим словом называют то, что симфонией совсем не является: чаще всего вообще
Дзен | Статьи
#КлассикаДляЧайников Схема симфонии 1 часть – 2 часть – 3 часть – 4 часть. Аллегро – Анданте – Менуэт – Финал
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев