Музыкальная азбука. Симфония Слово «симфония» означает «созвучие». Жанр симфонии сложился в ту же эпоху, что и жанр классической сонаты, и эти два жанра друг на друга очень похожи — оба в циклической форме из нескольких частей. Этот тип формы так и называется — сонатно-симфонический цикл. Только сонаты пишутся для сольного инструмента или дуэта инструментов, а симфонии — для оркестра.
Во время зарождения симфонического жанра в эпоху Гайдна и Моцарта оркестры были камерные, небольшие, около тридцати музыкантов. Во многом именно Йозеф Гайдн, первый из венских классиков, создал жанр симфонии в том виде, к которому мы привыкли. Впоследствии, в эпоху романтизма, состав оркестра увеличился и стал называться симфоническим, размеры его в наше время составляют примерно 120 человек.
Так же, как и классическая соната, классическая симфония обычно состоит из 4 частей, первая из которых пишется в форме сонатного аллегро. Затем следует медленная часть, затем третья часть — менуэт или скерцо, и заканчивается симфония финалом.
Это традиционный вид симфонии.
Однако в процессе эволюции жанра симфонии бывали и одночастные, или в них могло быть гораздо большее количество частей. Бывают симфонии программные, то есть имеющие названия, например, листовские симфонии «Фауст» и «Данте», а также симфонии с различными подзаголовками — концертная симфония, симфония-фантазия, симфония-драма...
Ференц Лист (1811–1886)
Симфония `Фауст` для тенора, мужского хора и оркестра (1854/1857-1861, 1880), S.108 По трагедии И.В. Гёте. Три редакции. I. Faust: Lento assai - Allegro agitato ed appassionato assai
Симфония `Данте` (1839-1857), S.109 По `Божественной комедии` Данте. 1. Inferno
2. Purgatorio und Magnificat
В некоторых симфониях может участвовать хор или солирующие голоса — например, впервые это сделал Бетховен в своей грандиозной Девятой симфонии. А родоначальник жанра Йозеф Гайдн и сам вносил изменения в созданную им же самим стройную структуру симфонии. В симфонии под названием «Прощальная» после традиционного быстрого финала следует ещё пятая, медленная часть. В ней музыканты один за другим завершают свои музыкальные фразы, и гася свечи на пюпитрах, покидают сцену, первая скрипка доигрывает последние ноты, и сцена погружается в темноту. Композитор не просто так нарушил законы симфонии — владелец оркестра, князь Эстерхази, долго не выплачивал музыкантам зарплату, и они собирались уходить из оркестра и искать другую работу. Князь понял намек Гайдна, и ситуация была исправлена. Йозеф Гайдн (1732–1809) Симфония № 45 фа-диез минор `Прощальная` (`Abschied`) (1772), Hob I: 45 1. Allegro assai
Во второй половине 19 века строгие формы симфонии стали видоизменяться — начались активные эксперименты с количеством частей цикла, а классический быстрый финал мог стать совсем иным — вспомним, как трагически и скорбно завершается Шестая симфония Чайковского.
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)
Симфония №6 си минор `Патетическая` (1893), Op. 74 1. Adagio - Allegro non troppo 2. Allegro con grazia 3. Allegro molto vivace 4. Adagio lamentoso
Симфония — это высший жанр инструментальной музыки, она превосходит все другие жанры широчайшими возможностями воплощения грандиозных по своему масштабу творческих идей и богатства эмоциональных состояний.
Симфоническое мышление композиторов переносится и на другие жанры — сольную фортепианную музыку, оперу и другие.
Речь идёт не только о манере мышления и внутреннего слышания музыки, связанного с многообразием тембров оркестра, но и с масштабом форм и приёмов развития музыкального материала.
Статья автора «Радио «Орфей»» в Дзене ✍: Я не чураюсь современной академической музыки. Это знают композиторы, это знают организаторы концертов и музыкальные критики, это знает и публика.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Симфония №40 соль минор (1788/1791), KV550
1. Molto allegro
2. Andante
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Симфония №40 соль минор (1788/1791), KV550
3. Menuetto: Allegretto
4. Allegro assai