Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. Подростковый период считается трудным и критическим. Это обусловлено с одной стороны появлением у самого подростка значительных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании, т. е. подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания и протеста, как упрямство, грубость, строптивость, замкнутость, скрытность.
Претензии подростка прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял.
Он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как "маленького", опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п.
У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него не соответствующим его представлению о взрослости.
Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности. Разные формы протеста и неподчинения подростка – это средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый тип, неприемлемый для общения взрослых.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Но условием этого должно быть отсутствие у взрослого отношения к подростку, как к ребенку. Однако ряд существенных моментов говорит о сохранении прежнего отношения, а именно:
- это неизменность общественного положения подростка в социуме: он как был, так и остается для взрослых - "учеником", "школьником"; ребенком;
- это полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей;
- это привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже если это необходимо);
- это сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно.
Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности. Однако такое отношение взрослого противоречит не только стремлениям подростка, но и задаче воспитания детей в этом возрасте как переходном от детства к взрослости.
Причины конфликта подростка и взрослого.
Если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку, то в начале подросткового периода складывается ситуация возникновения противоречий между ними.
Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка.
Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. Появляется убеждение в несправедливости взрослого, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка. Но такие трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых - дружеских - или имеют форму сотрудничества с нормами взаимного уважения, помощи и доверия. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение - своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания.
Социальный педагог Жданова Т.А.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев