Мы часто рассказываем о реальных решениях высших судов в России: неожиданных, противоречивых и удивительных. Все эти истории происходили с россиянами, которые защищали свои права и деньги.
Вот самые изумительные из них:
1.Жительница Воронежа купила желтую БМВ за 3 млн рублей и ездила на ней два года. За месяц до конца гарантии застучала подвеска, забарахлили тормоза и сломался замок. Машину пришлось отдать в ремонт в авторизованный сервис.
Екатерина Мирошкина экономист
По закону на ремонт есть 45 дней, но за это время сервис не справился. Женщина отправила претензию продавцу: «Я отказываюсь от договора, забирайте машину. Требую назад все деньги и неустойку». Продавец платить не согласился.
Тогда женщина пошла в суд забирать 10 млн рублей — столько набежало с учетом подорожания машины и компенсации.
Источник:
Определение ВС № 14-КП7-31
С какой стати женщина потребовала 10 млн за двухлетнюю машину?
Машина — это технически сложный товар. По закону о защите прав потребителей, если автомобиль на гарантии и в нем обнаружились недостатки, есть 45 дней на ремонт. Если за это время устранить неисправности не получается, можно требовать назад все деньги и компенсацию.
Даже если машине два года и у нее приличный пробег, продавец все равно должен вернуть всю сумму, как за новую. Если за два года БМВ подорожала на 1,5 млн — это тоже придется компенсировать. Плюс неустойка, моральный ущерб и штраф.
Получается, что можно купить машину за 3 млн рублей, поездить на ней два года и потребовать 10 млн. Но это в теории и по закону. На деле автосалоны не торопятся возвращать деньги и раздавать новые автомобили.
п. 1 ст. 18 ЗоЗПП
п. 1 ст. 20 ЗоЗПП
Почему продавец не вернул деньги?
Возвращать 10 млн рублей за машину с пробегом и поломками добровольно никто не захочет. Но так как формально такие требования покупателя нужно выполнять, продавец нашел к чему придраться: сказал, что этот сервисный центр не мог проводить ремонт. Машину нужно было пригнать продавцу или согласовать, кто будет ее ремонтировать.
Хоть женщина обратилась и в официальный сервис, но с продавцом машины он не сотрудничал. А отвечать за постороннего исполнителя автосалон не захотел.
Еще продавцу показалось странным, что женщина в итоге забрала отремонтированную машину и спокойно на ней ездила. Получается, она не отдала машину, получила бесплатный ремонт, да еще и требует 10 млн рублей. Разбираться пришлось в суде.
Ну и что? 23.03.17
Если дилер долго ремонтирует машину на гарантии, ее можно заменить
Что сказали суды?
Районный и областной суды
№ 2-1172/2016
№ 33-2406
Гарантия на БМВ — 2 года. Пробег не учитывается. В договоре написано, что гарантия действует при таких условиях:
Ремонтом занимается авторизованный сервисный центр, с которым у продавца договор.
Продавца сразу предупредили, что машина в ремонте.
Продавец согласился на ремонт.
Поломки признали гарантийным случаем.
Если что-то нарушено, машина теряет гарантию.
Женщина почти все нарушила. А по закону условия договора нужно соблюдать.
ст. 309 ГК
п. 1 ст. 310 ГК
И хотя обе компании — официальные дилеры и у них есть договоры с импортером БМВ, они не должны отвечать друг за друга. Если один долго ремонтирует, другой не будет за это платить. Написано же в договоре: «обратитесь в уполномоченную организацию». Это значит, что продавец должен уполномочить конкретный сервис ремонтировать проданные им машины.
Нельзя отдавать машину на ремонт куда угодно, даже если это тоже официальный дилер и авторизованный сервис.
За два года гарантии женщина вообще ни разу не обратилась к продавцу с жалобами, а ходила к другим дилерам. Когда она первый раз сказала о недостатках, гарантия уже кончилась. Все это похоже на недобросовестные действия покупателя.
Тем более женщина уже забрала отремонтированную машину и ездит на ней. По сути, она реализовала свое право на защиту и выбрала бесплатный ремонт. Никто ей больше ничего не должен.
Как обманывают официальные дилеры
Верховный суд
14-КП7-31
Продавец БМВ — официальный дилер.
Изумительная история 20.11.17
Автосалон задержал выдачу ПТС и теперь выплатит покупателю 530 тысяч
Автосервис — это тоже официальный дилер.
У компаний одинаковые договоры с импортером и одинаковые права. Они могут продавать машины и ремонтировать их по гарантии.
Завод отвечает перед дилером, а дилер — перед покупателем. При этом неважно, у какого именно дилера купили машину.
И хотя продавец не заключал договор с сервисом, машина все равно осталась на гарантии. Сервис ведь принял ее на ремонт и сделал все бесплатно, хотя машину не продавал. Фактически сервис признал: да, мы все дилеры и все обязаны отвечать перед владельцами БМВ за качество машин этой марки.
То есть гарантия действует. Даже если за ремонтом обратились за месяц до окончания.
А дальше все по закону: гарантийный ремонт затянулся, 45 дней прошли. Можно требовать деньги назад: всю сумму за машину, удорожание, компенсацию и штраф.
Итог. Решения судов об отказе в компенсации отменили, а дело отправили на пересмотр. Вы удивитесь, но женщина в итоге выиграла 11,2 млн рублей — в три раза больше, чем стоила новая иномарка. Ей вернут деньги за машину, компенсируют удорожание за три года, заплатят неустойку, моральный ущерб и штраф.
Изумительная история 05.05.17
Закон о защите прав потребителей распространяется не только на первого покупателя
Это касается только автомобилей?
Нет, такие правила работают вообще для всех технически сложных товаров: холодильников, компьютеров, снегоходов, телевизоров, видеокамер, часов и игровых приставок.
Если товар на гарантии и сломался, его должны быстро отремонтировать. Не успели — можно требовать деньги и компенсацию. Даже если товар использовался два года и с тех пор сильно подорожал. Еще можно заменить товар на новый: например, женщина могла потребовать, чтобы вместо двухлетней желтой БМВ ей выдали такую же без пробега.
Есть и другие случаи, когда продавец должен вернуть деньги за использованный товар, даже если его ремонтировали меньше 45 дней. Например, если все время что-то ломается и товаром нельзя пользоваться больше 30 дней в году.
2.Мужчина позвонил знакомому и попросил: «Можно у тебя в боксе свой камаз буду оставлять?» Бокс стоял свободный — товарищ разрешил. Ни договора, ни обязательств следить за машиной не было. Ну попросили сторожа приглядывать, и на этом все. О ремонте и каких-то еще обязанностях владельца гаража речи тоже не шло. Просто чужая машина стояла в его помещении на основании устной договоренности.
Екатерина Мирошкина
экономист
Но случился пожар: замкнуло проводку. Камаз сгорел, и его владелец пришел с претензией. Он потребовал компенсацию ущерба за свою машину — миллион рублей. Собственник гаража платить отказался. Тогда сумма ущерба выросла: к стоимости сгоревшего камаза прибавились расходы на юриста, экспертизу, нотариуса и госпошлину. Начались суды.
Владелец гаража не хотел платить, а собственник камаза настаивал на компенсации. Верховный суд сделал по этому делу интересные выводы, которые касаются всех, кто думает, что без письменного договора не придется отвечать за чужое имущество или по каким-то другим обязательствам. Даже если никто и не собирался их на себя брать.
Почему владелец камаза потребовал компенсацию?
Он посчитал, что договоренность по поводу использования бокса — это договор хранения. В этом помещении находилось его имущество — то есть машина там хранилась. И хотя письменного договора не было, но он же может быть устным. Они поговорили по телефону, собственник гаража согласился — вот и договор. Есть свидетели, которые видели, что в этом гараже стоял этот камаз. А в качестве благодарности за услугу (читай — оплаты) владелец камаза отдал ротатор — штуку для подъема тяжелых грузов.
Что делать? 18.06.18
Как расторгнуть договор, если он нерасторжимый?
Пожар случился из-за проводки. Значит, владелец помещения не позаботился о пожарной безопасности. Из-за этого пострадало чужое имущество. Пусть теперь компенсирует: экспертиза насчитала больше миллиона рублей.
Что сказал собственник гаража в свое оправдание?
Он не заключал никакого договора и не собирался следить за чужой машиной. Просто разрешил пользоваться своим помещением. Договор хранения должен быть письменным, а тут никакого подтверждения нет.
Владельцу камаза не давали чеков, квитанций, жетонов, талончиков — ничего такого, что могло бы подтвердить, что его машину приняли именно на хранение. Значит, и отвечать за его имущество владелец помещения не обязан. Да и не виноват он в пожаре, а с невиновного какой спрос.
Как подать иск
Что сказали суды?
Две инстанции
№ 33-6940/2017
Владелец камаза говорит, что он как будто заключил устный договор хранения. Но договор хранения должен быть письменным.
Его необязательно заключать именно на бумаге и расписываться, но должен быть какой-то документ, который подтвердит: вот это имущество передали вот этому человеку на хранение. Тогда он за него отвечает.
Владелец камаза сам сказал, что договоренность была устной, но так не считается. Это не договор хранения, разговор по телефону не накладывает никаких обязательств следить за машиной и компенсировать ущерб.
Соседи сожгли мой дачный дом
А еще отвечать надо, только если есть вина. Владелец гаража в пожаре не виноват. Полиция сказала, что дело в проводке.
Платить за сгоревший камаз не нужно, возмещать дополнительные расходы тоже.
Верховный суд:
№ 66-КГ18-9
По договору хранения одна сторона должна обеспечить сохранность вещи другой стороны. И потом вернуть эту вещь целой и невредимой.
ст. 886 ГК РФ
Если имущество стоит больше 10 МРОТ, договор хранения должен быть письменным. Письменную форму можно подтвердить распиской, квитанцией, жетоном или номерком.
Но если договор хранения заключили устно, он не становится от этого недействительным. Такую сделку нельзя подтверждать показаниями свидетелей, но можно приводить другие доказательства. А если спор о том, какую именно вещь передавали на хранение, то даже по устному договору можно ссылаться на свидетелей.
ст. 162 ГК РФ
ст. 887 ГК РФ
В этой истории владелец гаража не отрицал, что действительно разрешил оставлять у себя камаз. И что в день пожара машина стояла в боксе, он тоже подтвердил. Но суды почему-то этого не оценили.
По поводу вины тоже сделан неправильный вывод. Есть факт, что машина была в гараже в момент пожара. То есть владелец гаража фактически был исполнителем по устному договору. Именно он обязан доказывать, что исполнял свои обязательства как положено.
Он не будет отвечать, только если докажет, что не виноват. А не виноват он, если принял все меры пожарной безопасности.
Это не владелец машины должен доказывать вину собственника гаража, а собственник гаража должен доказывать, что его вины в ущербе нет.
Суды допустили несколько ошибок, их решения незаконные.
Итог. Областной суд заново рассмотрел дело о сгоревшем камазе. И вынес решение в пользу владельца машины. Хозяин гаража, в котором замкнуло проводку, заплатит ему больше миллиона рублей: за камаз, юристов, экспертизу и госпошлину. Вот и помог знакомому.
Как расторгнуть договор
Но ведь между ними не было договора. Почему надо платить?
По закону устный договор — это тоже договор. Когда два человека что-то решают, о чем-то договариваются и эта договоренность влечет за собой какие-то последствия, они заключают договор. Дать в долг денег — это договор займа. Разрешить оставить у себя вещь — это договор хранения. Купить Айфон на «Авито» — это договор купли-продажи. Подарить подружке туфли такие типа лабутены — это договор дарения.
У каждого такого договора, хоть и без письменной формы, есть последствия. Например, долг можно потребовать назад, причем с процентами. Вещь, которую оставили на время, надо вернуть в таком же состоянии. Если Айфон не работает, можно требовать назад деньги. А подружка не обязана платить за подаренные лабутены или возвращать их после ссоры.
Если в законе написано, что договор нужно заключать письменно, а бумаги нет, это еще не значит, что и самого договора тоже не было. Можно найти другие доказательства: выписку из банка о переводе денег, переписку в личном кабинете или что угодно еще. Доказательства будет оценивать суд.
Главное правило юридической грамотности
Сначала читать, потом подписывать
Как не потерять деньги из-за устного договора?
Если на кону что-то дорогое или серьезные обязательства, всегда заключайте письменный договор. Прописывайте в нем все существенные условия: кто за что отвечает, кто кому платит (или не платит) и что может требовать каждая сторона.
Если вам предлагают подписать договор, читайте его. Если что-то непонятно или вызывает подозрения, консультируйтесь с юристом. Когда дело дойдет до возмещения ущерба, друга вы все равно потеряете. Но если не будет внятного договора и распределения ответственности, то потеряете еще и деньги.
Если договариваетесь устно, храните еще какие-то доказательства. Лучше, если это будут не свидетели, а документы: расписка, переписка, квитанция, запись разговоров. На свидетелей при устной форме договора сослаться получится не всегда.
Что делать? 25.06.18
Достаточно ли скана документа для защиты прав?
Изучите юридические последствия той сделки, которую фактически заключаете. Если вы разрешаете оставить у себя чужое имущество — это настоящий договор хранения. Если вас просят стать поручителем по кредиту, с вас можно требовать всю сумму долга. Если вы просите друга помочь с сайтом и соцсетями для семейного бизнеса, потом может выясниться, что вы уже работодатель и обязаны оплатить ему отпуск, больничные и компенсацию при увольнении.
При любых сомнениях — к юристу, эксперту или отказывайтесь.
3.Две женщины с ребенком купили билеты на поезд Анапа — Москва. Взяли купе с пометкой, что вагон без кондиционера. А вагон оказался с кондиционером, и окна в нем из-за этого были закрыты наглухо. Такие правила у перевозчика.
Екатерина Мирошкина
экономист
Дело было летом, на улице жара, а поезд долго стоял на перегонах, во время которых нельзя выйти на улицу. Кондиционер на стоянках не работал, открыть окно невозможно. Открыть окно нельзя. Температура в вагоне поднялась до 33 °C. Это ад для пассажиров: ни прохлады, ни свежего воздуха. Женщинам из-за духоты стало плохо: дело даже дошло до скорой, но пришлось терпеть до следующей станции.
Источник:
Определение ВС № 77-КГ17-29
Они это так не оставили и пошли по судам. И выиграли, как царицы просто. Дело разбирали больше года, а точку в нем поставила только коллегия Верховного суда.
Почему женщины потребовали компенсацию?
Они специально купили билеты в купе, чтобы ехать с комфортом. А в итоге мучились от жары и духоты во время остановок. Женщины посчитали, что перевозчик оказал им услугу ненадлежащего качества, и решили защищать свои права как потребители. Попросили вернуть доплату за купейность и возместить моральный вред. Хотели договориться мирно, но не вышло, поэтому включили в иск еще и штраф.
п. 6 ст. 13 ЗоЗПП о штрафе 50%
А что перевозчик?
Перевозчик отказался компенсировать ущерб. Сослался на то, что в вагонах изначально не должно быть кондиционера: пассажирки же за это не платили. То, что он там все-таки оказался, — это как бы бонус, а не обязанность.
Технические стоянки без права выхода на улицу — это нормально по правилам железной дороги. И то, что во время этих стоянок отключается кондиционер, — это тоже нормально. Техническая особенность поездов: кондиционер работает только во время движения.
Поезд ехал по расписанию, прибыл вовремя. Пассажирки ехали в купе, как и хотели. А то, что было жарко и душно, — это летняя погода, а компания не виновата. В суде все оказалось не так просто.
Из Москвы в Петербург
Что сказали суды?
Районный суд:
Дело № 2-1181/2016
Пассажирки правы. Им оказана некачественная услуга и положена компенсация. Можно вернуть часть денег за билеты, получить возмещение морального ущерба и штраф 50%.
Областной суд:
Дело № 33-916/2017
У пассажирской компании логичные аргументы. Поезд исправен, расписание соблюдалось, кондиционера в вагоне могло и не быть. Купе обслуживалось в соответствии с оплаченными билетами.
За температурой в вагонах по санпинам нужно следить только при наличии кондиционера. А его как будто не было: не оплачено же.
Если пассажиры не платили за кондиционер, то и требовать прохлады они не могут. А в остальном к перевозчику претензий нет. Но даже если бы кондиционер был оплачен, его отключение на стоянках — это техническая норма. Компенсации не будет.
Верховный суд:
Определение № 77-КГ17-29
Во время поездки температура в вагоне доходила до 33 °C. Перевозчик это не оспаривал. Есть акт, который составили пассажиры с начальником поезда, и фотография термометра.
В стоимость билета и правда не входил кондиционер.
Но есть обязательные требования к качеству услуг на железной дороге. Они не зависят от того, что написано в договоре, билете или на сайте, то есть обязательные по умолчанию и для всех.
п. 5 ст. 4 ЗоЗПП о качестве услуг
Вот что там написано по поводу температуры:
зимой и в переходное время года температурная норма действует для всех вагонов;
летом — только для вагонов с кондиционерами.
То есть температура в вагоне зависит от типа вагона, который вам предоставили, а не от класса перевозки или стоимости билета.
п. 5.1.80 санитарных правил для ж/д перевозок
Если на улице от 20 до 40 °C, в вагоне с кондиционером и принудительной вентиляцией должно быть 22—26 °C. Даже если это плацкарт и в билете написано, что за кондиционер вы не платили. Если в вагоне он есть, а на улице жара, должен соблюдаться температурный режим. И во время остановок тоже.
Если кондиционера нет, в вагоне будут открываться окна, поэтому можно если не спастись от жары, то хотя бы проветрить.
Зимой или осенью в любом вагоне с любой ценой билета должно быть не холоднее 20 °C.
Еще для всех поездов независимо от вагонов есть требования к вентиляции: она обязательно должна быть определенной мощности и работать независимо от стоянок и класса обслуживания. Есть даже требования к концентрации углекислого газа и запыленности воздуха. Тоже для всех вагонов и в любое время года. И никаких поправок насчет остановок.
Доказывать, что все это соблюдается, должна пассажирская компания. Пассажиры это доказывать не обязаны.
Перевозчика оправдает только форс-мажор, который он подтвердит документами.
Итог. Решение областного суда отменили как незаконное, дело отправили на пересмотр. Женщины выиграли суд, вернули деньги за билеты и получили компенсацию — 25 тысяч рублей на двоих плюс 50% сверху в качестве штрафа. Деньги им заплатит перевозчик.
Ну и что? 13.04.17
За хулиганство на транспорте теперь оштрафуют минимум на 150 тысяч рублей
Что еще можно требовать в поездах?
Качество услуг в поездах и на железнодорожных вокзалах установлено общими правилами. Это не пассажирская компания или перевозчик решают, а Минздрав. Бывают опции только для комфортных вагонов, например климат-контроль в вагонах класса люкс. Но есть и общие, на которые имеет право каждый пассажир, даже с дешевыми билетами. Их не всегда соблюдают. Хотя любое нарушение правил качества — это нарушение ваших прав как потребителей. За это можно требовать компенсацию или возмещение морального вреда.
Вот несколько примеров из общих правил:
Питьевая вода в вагоне должна быть всегда и при этом чистая по санпину.
Перед выходом в рейс в вагоне все моют и дезинфицируют; потом проводят влажную уборку дважды в день, а туалеты моют 4 раза в день.
Постельное белье стирают с термообработкой после каждого пассажира, покрывала — раз в месяц, подушки и матрасы обрабатывают в дезкамере 4 раза в год.
В вагонах всех категорий всегда должны быть мыло и туалетная бумага.
У проводника — аптечка для первой помощи.
Для уборки у проводника должна быть отдельная одежда, для раздачи еды — тоже.
Там еще много интересного про комнату матери и ребенка, вагоны-рестораны, сломанные ручки и освещение. Если часто ездите поездами, почитайте.
Как дешево и опасно ездить между городами
Что делать, если я недоволен качеством услуг в поезде?
Если вы чем-то недовольны, времени сверяться с правилами, скорее всего, не будет. Просто фиксируйте всё, что вам не нравится. Потом разберетесь, можно ли получить за это компенсацию или наказать перевозчика.
Сообщите проводнику о проблеме. За комфорт в вагоне отвечает он. Может быть, проблему решат на месте. Будете молчать — само не решится. Если видите, что проводник убирает туалет и разносит чай в одной одежде, имеете полное право сделать замечание. Это влияет на ваше здоровье. Отсутствие воды и туалетной бумаги, духота, неработающее освещение, заблокированные окна в вагоне без кондиционера — все это повод для жалоб.
Пожалуйтесь начальнику поезда. Если и он не сможет решить проблему, составляйте акт. Подробно опишите, что не нравится. Запаситесь доказательствами: снимите на камеру, что нет воды, мыла, грязно, не открывается окно или на термометре температура больше положенного.
Напишите претензию пассажирской компании. Ответчиком не обязательно будет РЖД. Но сначала можно написать туда — потом вас сориентируют. Предложите урегулировать вопрос мирно. Рассчитайте компенсацию и укажите моральный ущерб. Всю переписку храните.
Обратитесь в суд. Кажется, что это долго и дорого. Здесь решать вам. До Верховного суда доходят дела о верхних полках и курении на балконе. Они становятся резонансными: люди получают компенсации и все узнают, как работает закон. Это такие же люди, как мы с вами: не юристы, а обычные потребители. Они не промолчали, а решили защищать свои права и не сдались даже после отказов в нескольких инстанциях.
По закону о защите прав потребителей вам не придется платить госпошлину. Образец иска можно найти в интернете, но лучше сходить к юристу хотя бы на консультацию. Не все, что вам не понравилось, будет поводом для суда. Или обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор — там помогут защитить ваши права. Это их обязанность.
Написать в Роспотребнадзор.
4.Мужчина с женой и сыном решил поехать перед Новым годом в Турцию. Билеты на самолет купили заранее — в июле. Они обошлись семье почти в сто тысяч рублей.
Екатерина Мирошкина
экономист
Приезжают в аэропорт, а пограничники мужчину не пропускают. Говорят, что ему ограничен выезд за границу. Регистрацию отменили, багаж сняли с рейса, а посадочный талон забрали.
Стали разбираться. Выяснилось, что пристав еще год назад возбудил исполнительное производство: мужчина накопил 327 тысяч рублей долга как ИП. Долг был на самом деле, но мужчина пошел в суд и потребовал от приставов компенсацию за потерянные билеты — 32 тысячи. Он не знал, что есть исполнительное производство, и решил побороться за справедливость.
Источник:
Определение ВС№ 309-ЭС18-1384
Как думаете, чем закончилась эта история?
Ничего он не получит. Приставы взыскивают деньги, а не выплачивают их. На них нельзя подать в суд.
Ему вернут деньги за билеты. Вред за должностных лиц компенсирует государство.
За билеты денег он не получит, а вот долг могут простить. Надо же как-то извиниться за сорванный отпуск.
Почему мужчине ограничили выезд за границу?
У него в собственности были нежилые помещения в многоквартирном доме. Как владелец он обязан был оплачивать коммунальные услуги не только за эти помещения, но и за общее имущество. Предприниматель не платил, накопилось 327 тысяч рублей долга, управляющая компания подала в суд и выиграла.
На основании решения суда приставы возбудили исполнительное производство. Они должны были принимать меры к взысканию долга. Одна из мер — ограничение выезда за границу. Это законно. Если долг больше 30 тысяч рублей, приставы выносят постановление об ограничении выезда, а пограничники не пропускают через границу. За долги ИП ограничат выезд как физлицу.
Ну и что? 11.09.17
За границу выпустят с долгами до 30 тысяч рублей. Но не всех
Значит, действия приставов законные? В чем тогда спор?
Приставы могут ограничить выезд за границу. Но к этой мере не прибегают сразу после возбуждения исполнительного производства. Ограничение не накладывают автоматически.Сначала пристав должен принимать меры к взысканию. И только если должник уклоняется, тогда ему запретят ездить в Турцию. В этой истории у пристава не было доказательств, что должник уклонялся от выплаты долга.
п. 5, 8 ст. 15 № 114-ФЗ
По закону ему должны были отправить постановление о возбуждении исполнительного производства — то есть предупредить, что процесс запущен. В постановлении указывают срок, который пристав дает на добровольное погашение, — обычно пять дней.
ч. 12 ст. 30 № 229-ФЗ
Если за это время долг не погашен, можно выносить постановление об ограничении выезда за границу. Этот документ тоже отправляют должнику: по месту регистрации, проживания и на тот адрес, который стоит в решении суда.
ч. 10 ст. 67 № 229-ФЗ
Письмо ФCCП № 12/01-17258-СВС
Нельзя вынести постановление и молча ограничить выезд. Должны быть документы, которые подтвердят, что должника предупреждали по-хорошему, но он не захотел платить. Таких доказательств у пристава не было. Судя по всему, должнику не отправляли документы и выезд ему запретили без предупреждения. Такое постановление незаконное.
Что сказали суды?
Суды были единогласны. Пристав обязан доказать, что соблюдал процедуру взыскания, а должник уклонялся. Это обязательное условие для ограничения на выезд.
Было доказано, что пристав процедуру не соблюдал. Его постановление признали недействительным. И хотя решение об этом вынесли только через месяц, постановление считается недействительным с первого дня. То есть еще в августе ограничение выезда было незаконным. И в декабре тоже.
Четыре инстанции встали на сторону должника. На днях Верховный суд подтвердил, что пристав не прав и государство заплатит за его незаконные действия.
При чем здесь компенсация за билеты?
Из-за того что пристав не сообщил об исполнительном производстве, мужчина вовремя о нем не узнал. Ограничение на выезд было незаконным и нанесло вред.
Этот вред измеряется реальными деньгами: мужчина оплатил билеты на самолет, но не смог ими воспользоваться. По закону ущерб, который нанесли госслужащие, компенсирует государство.
ст. 1069 ГК
ст. 53 Конституции
п. 3 ст. 19 № 118-ФЗ
Расходы на билет подтвердить легко: есть чеки от турагентства. Должник получит всю сумму ущерба — 32 тысячи рублей. Его долг при этом никуда не денется, но это уже другая история.
Что сделать, чтобы приставы не испортили отпуск?
Проверьте исполнительные производства на свое имя. Это нужно сделать до покупки путевки и перед вылетом. Для претензий приставов не нужно быть злостным неплательщиком. Долги могут появиться даже внезапно: например, налоговая по ошибке начислит транспортный налог за проданный автомобиль, причем за три года сразу — и такое бывает.
Или ГИБДД выписывает штрафы на основании данных с камер, и вы об этом даже не знаете. А еще иногда у людей списывают долги за квартиру, в которой они никогда и не жили. Об этом можно не знать годами — на пограничном контроле будет сюрприз.
Проверить судебную задолженность можно так:
через поиск на сайте судебных приставов;
через сервис Тинькофф-банка;
на портале госуслуг;
лично в отделе судебных приставов.
Если есть исполнительное производство, это повод сходить к приставу и разобраться. Но это еще не значит, что вам точно ограничили выезд. За штраф 1000 рублей выезд не ограничивают.
Чтобы разобраться, звоните тому приставу, который открыл исполнительное производство. А лучше сходите лично — так надежнее.
Следите за почтой и уведомлениями. Если приходит извещение, не игнорируйте письмо. В этой истории пристав не смог доказать, что вообще что-то отправлял должнику. Но если вы отказались получать письмо или не узнали о нем, вины пристава тут нет — ограничение на выезд признают законным.
Разбирайтесь с долгами. Если узнали об исполнительном производстве, сразу звоните приставу. Может быть, долга нет и вы быстро это докажете. Или успеете заплатить штраф, коммунальные услуги, налоги и алименты, чтобы не остаться без отпуска. Не надейтесь на то, что именно вам выезд не запретят. У пограничников не дрогнет рука пропустить в самолет вашу жену с маленьким ребенком, а вас оставить в России. Разбираться с погранслужбой бесполезно: если есть ограничение, они не смогут его снять автоматически.
Информацию о снятых ограничениях в погранслужбу передают приставы. Для этого у них есть свои каналы и установленный срок.
п. 2, 3, 6 Порядка применения и снятия ограничений на выезд
Если ограничение на выезд незаконное или вы погасили долг, а пристав не торопится его снимать, оспаривайте постановление через суд и требуйте компенсацию. Государство заплатит.
Меня зовут Алексей, я Ваш консультант по продуктам ЕЮС, моя почта
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев