Алексей Петрович Маресьев.
Советский военный лётчик-истребитель. Герой Советского Союза. Полковник. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги, однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами.
Официально считается, что Алексей Маресьев родился в уездном городе Камышине Саратовской губернии (с 10 января 1934 года Сталинградская область), однако выставленная в апреле 2016 года в Жирновском краеведческом музее запись из метрической книги Свято-Троицкой церкви города Камышина свидетельствует о том, что он родился на хуторе Веревкин Верхне-Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Русский. Отец, Пётр Авдеевич Маресьев, вернулся домой с фронта Первой мировой войны и умер от ран в 1919 году, когда Алексею было три года. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая и Алексея.
После окончания 8 классов школы в Камышине Маресьев окончил фабрично-заводское училище № 32 там же в Камышине в 1932 году, получив специальность токаря по металлу. В 1932 году начал свою трудовую деятельность токарем на Камышинском лесозаводе. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. Тем не менее поступил на заочный рабфак Московского авиационного института и учился там одновременно с работой.
В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе.
В октябре 1937 года призван на срочную службу в пограничные войска СССР. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде Тихоокеанского пограничного округа в городе Александровске-Сахалинском на острове Сахалине, где обслуживал стоявшие на вооружении отряда самолёты Р-5 и сменившие их И-15. В январе 1939 года был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в октябре 1939 года перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же в Батайске встретил Великую Отечественную войну.
Военные годы
В июле 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривого Рога.
В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк ВВС Северо-Западного фронта, где назначен командиром звена. В бою 1 апреля 1942 года открыл свой боевой счет, сбив транспортный самолёт Ю-52, а 4 апреля сбил в один день сразу два самолёта этого типа[5]. 5 апреля 1942 года[6] в районе «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолёт до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу[8]. Первыми его заметили жители из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), они из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь.
По воспоминаниям сына лётчика, Виктора Маресьева, в интервью, данному корреспонденту газеты «Аргументы и факты»:
« В госпитале он, с заражением крови, с гангреной, лежал на каталке уже по пути в морг. Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шёл профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!» »
Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта награжден орденом Красного Знамени.
В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев, где был специализированный госпиталь для больных с ампутированными конечностями № 3999 (ул. Молодогвардейская, 196). Здесь ему выдали протезы — грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами, а для окончательной реабилитации перевели в дом отдыха спецназначения № 1 (ныне — санаторий имени Чкалова).
В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР). В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.
В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Его поддержал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй — сбит пикирующий бомбардировщик Ju-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-ой Воздушной армии старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев удостоен звания Герой Советского Союза (Золотая Звезда № 1102). С октября 1943 года воевал помощником командира 63-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, затем стал штурманом этого полка.
В марте 1945 года А. Маресьев после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования (его имя было уже известным стране и гибель лётчика была нежелательна в пропагандистских целях) согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по широко распространённым ошибочным данным — четыре) до ранения и семь после. По данным М. Ю. Быкова, достоверно подтверждаются 7 личных побед А. П. Маресьева (в боях 1 апреля 1942, 4 апреля 1942 — две победы в одном бою, 19 июля 1943, 20 июля 1943 — 2 победы в одном бою, 15 декабря 1943 года).
После войны
Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плавание). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном По-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, был очень известен, его приглашали на многие торжества, часто организовывали встречи со школьниками: пример Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.
В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
В 1956 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
В 1960 году издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева в Большом театре[18].
8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
3 сентября 1968 года был назван почётным гражданином города Камышина Волгоградской области.
11 июля 1973 года — почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.
7 июня 1977 года — почётный гражданин города Комсомольска-на-Амуре.
4 апреля 1979 года — почётный гражданин города Батайска Ростовской области[.
В 1989 году избран народным депутатом СССР.
25 апреля 1990 года был назван почётным гражданином города Орла.
Семья
В 1940 году, по окончании Батайского лётного училища познакомился с потомственной казачкой Елизаветой Ивановной Крамарченко. Брак заключить не успели. 3 мая 1941 года родился сын Валерий (ныне живёт в Ростовской области)
внучки Светлана и Виктория
правнуки[20]
Был женат: супруга — Галина Викторовна, в прошлом сотрудница Главного штаба ВВС СССР, умерла в 2002 году.
В браке имел двоих сыновей:
Виктор (род. 1946) — инженер-автомобилист
внук Виктор (р.1986) — менеджер
Алексей (1958—2002) — был травмирован в детском саду, в результате травмы страдал эпилепсией. Умер в 44 года.
Обстоятельства смерти
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.
Маресьев был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев