Мытарства блаженной Феодоры Константинопольской неоднократно подвергались критике либеральных богословов. Нарекали, что взяты они святителем Димитрием Ростовскими из средневековых апокрифов и суд вершат там духи, а не Бог и проч. Что можно сказать по этому поводу?
Еще задолго до того, как были составлены Четьи Минеи, о посмертных мытарствах души подробно писали святитель Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Василий Великий, Григорий Нисский и др. А святитель Феофан Затворник мудро ответил всем предыдущим и последующим критикам этого учения: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их им не миновать». А то, что духи злобы водятся в поднебесье, которое душе никак не миновать по пути на небо, учит нас и само Священное Писание.
Не по душе богословствующим клирикам натурализм мытарств, юридический дух самого принципа прохождения их, но ведь никто и не настаивает на том, что все те образы духовного мира, которые нам даются в Церковном Предании, есть точная копия того, что там происходит на самом деле.
Спаситель, говоря о Царстве Божьем, прибегал к притчам и иносказаниям, а святые, сподобившиеся видеть духовный мир, умолкали и закрывали уста: «Слышал глаголы НЕИЗРЕЧЕННЫЕ» (ап. Павел); или, в лучшем случае допускали лишь сравнения: «Если бы мы жили в яме, наполненной червями, которые всю жизнь грызли бы наше тело, то мы бы и на это с радостью согласились, лишь бы не лишиться того, что Бог уготовал любящим Его» (преп. Серафим Саровский).
Образы, которыми изображаются испытания души после смерти тела, могут быть разными, но от этого не меняется их суть.
Душа направляется в место, которое соответствует ее статусу в духовном мире. А уже... https://vichuga-voskr.cerkov.ru/2025/01/15/sushhestvuyut-li-mytarstva/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев