Мир, лежащий во зле, непрестанно «проповедует» нам множество учений, убеждений, мнений, суждений и правил, отвлекающих, уводящих нас, а порой и прямо противящихся Заповедям Христовым, вере и образу жизни христианскому. Всему тому, что считается в мире если не мудростью, то естественным и здравым, «практичным» умом. Но ладно еще, если бы речь шла только о практичности. И христианский ум тоже может быть практичным, но мир «проповедует» нам практичность богопротивную, корыстную, себялюбивую, плотскую, когда человек, условно говоря, «не в Бога, а в себя богатеет». Вот такая практичность, такой ум, такая «житейская мудрость» и является перед Богом глупостью, несмотря на все наши «общепринятые» суждения и мнения.
Вот что об этом говорит, например, святитель Афанасий Александрийский: «Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю».
В последнее время в церковной среде особое значение предается знаниям, умножению знаний, учености, образованности. Это всё хорошо, несомненно, но не может и не должно подменять младенческой простоты веры и доверия Богу. А опасность такая есть. Например, всё чаще приходится слышать мнение, что мы подлинный смысл Евангелия и Нового завета не можем постичь, если не будем вникать в различные аспекты и нюансы географических, исторических, социальных, этнических, культурных и иных реалий, на фоне которых создавались священные тексты. В известной степени это так и какие-то сопутствующие знания действительно лучше помогают нам понять смысл Писания. Но только в известной степени, потому что углубление в «научный анализ» Священных текстов если и полезно и даже необходимо для специалистов «узкого профиля», то это вовсе не означает что оно жизненно необходим всем вообще, хотящим спастись.
Не будем забывать, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Господь, чтобы посрамить сильное» (1Кор. 1:27). И не случайно именно простецов-рыбарей Господь призвал к апостольскому служению. Исключение составлял разве что апостол Павел, да и тот рассудил быть «не знающим ничего кроме Иисуса Христа и притом распятого», то есть Бога, страдающего и умирающего ради любви к нам, ради нашего спасения (1Кор. 2:2).
Всё, что нам по-настоящему нужно — это хранить правую веру и исполнять Заповеди Божии.
Вера же наша, православная, не сложна. Вся она заключена в кратком, но точном Символе Веры, который, конечно, должен знать и понимать всякий сознательно верующий христианин. Не случайно прп. Григорий Синаит сказал однажды: «Предел православия есть чисто ведать два догмата веры, — Троицу и Двоицу» (то есть Бога, единого в существе и троичного в Лицах, и две природы Иисуса Христа — Божественную и Человеческую).
О важности же исполнения Заповедей Христовых Сам Господь говорит так: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24–25). И апостол Иаков, вторя Господу, спешит запечатлеть эту мысль в нашем уме и сердце: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 11: 22).
Если же говорить о многознании, то вот что говорят об этом святые отцы разных времен.
Прп. Симеон Новый Богослов: «Всякий, мнящий себя мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего буим, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость».
Свт. Григорий Палама: «Близок к Богу не многоученый, а добродетелями очистившийся от страстей и в неотступной и чистой молитве прилепившийся к Богу».
«Соединять вместе божественное Писание и философские науки — обман, но говорить, что занятия и тем и другим ведут к одной цели — уже не просто обман, но прямое противоречие священному и божественному Писанию».
Свт. Игнатий Брянчанинов: «Теоретическое изучение [христианства] требует, чтобы непременно ему сопутствовало и ему последовало учение деятельное. [В обратном случае], проповедуя Веру, можно утопать в неверии! Тайны, открытые для некнижных христиан, весьма часто остаются закрытыми для мужей ученейших, удовлетворившихся одним школьным изучением Богословия, как бы науки единой из наук человеческих. А такой именно характер и дан Богословию во всём инославном Западе, и папском, и протестантском».
«Простейший человек, не имеющий никакого развития по стихиям мира, спасается при посредстве христианства одинаково с ученейшими и с мудрейшими».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, „просвещающего всякого человека, грядущего в мир“ (Ин. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно всё образование».
«Увы! мы едва не всякую науку изучили, а науки удаляться греха вовсе не учили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нравственной науке».
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий): «А вы все, простые люди, не искушенные в научных исследованиях, не искушенные в философии, помните твёрдый, ясный и простой как солнце принцип, которым руководствовались древние христиане: они считали несчастным того, кто познал все тайны науки, но не знает Бога, и считали блаженным того, кто знает Бога, хотя бы он и не знал больше ничего. Храните эту великую истину, храните, как величайшее сокровище сердца своего, и не озирайтесь по сторонам. Не смущайтесь теми нападками, которые слышите. Храните веру вашу, храните как вечную и несомненную истину. Аминь».
Мы говорили об опасности увлечения многознанием, в ущерб чистоты веры и простоты доверия Богу. Но и невежество, несомненно, опасно и приносило всегда и сейчас приносит много хлопот Церкви и удаляет от истинной веры и спасения многих. И именно из невежества и доверия, во-первых, самому себе, а затем и множеству ложных, мятежных, смутных, непринятых всей полнотой Церкви, а порой и прямо отвергаемых ею суждений, убеждений и мнений, рождается та болезненная поврежденность ума и сердца, которая омрачает многих и уводит от спасительного пути.
Вот как об этом с благоразумной строгостью говорит всё тот же святитель Игнатий (Брянчанинов): «Запад, отклонившись от Востока впадением в ересь, принял образованность и жизнь языческие: с этого времени учения, враждебные Православной Церкви, учения самые хитросложенные, самые дерзкие, уродливые, богохульные умножились до бесконечности».
«Чтение Отцов с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены религии Западной Европы, как не сохранившие в целостности ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой».
Словом, знания хороши, когда им сопутствует подлинное глубокое смирение, но его приобретение — само по себе есть наука из наук, изучение которой (в отличие от прочих наук) заповедано всем нам — православным христианам — Самим Господом.
Знания необходимы, но знания полезные, спасительные, святые, бережно хранимые и передаваемые нам из поколения в поколение от Самого Господа, Апостолов и святых в лоне Святой Православной Церкви. А все остальное, особенно порожденное уклонившимся в ересь и рассеяние человеческим разумом, не только бесполезно, но и может быть опасно и даже губительно в силу того, что у самого человека, приобретающего эти знания, создает ложное ощущения приближения к истине, в то время как он в своей многосложности все более удаляется от Божественной простоты.
Вот этой мнимой мудрости, (а перед лицом Божественной вечности — безумию) и противопоставила блаженная Ксения действительную мудрость исполнения Христовых заповедей, пусть даже прикрывшись мнимым «безумием» юродивой, нищей и неустроенной жизни.
Святая блаженная мати Ксения, моли Бога о нас!
Протоиерей Димитрий Шишкин
6 февраля 2025 г. https://crimea-eparhia.ru/167114.html
crimearfinfo@yandex.ru Срочные сообщения – в Telegram-канале - https://t.me/crimeapressinfo Подпишись!
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев