С. И. Калныньшем в фильме "Театр", 1978 год
К своему 50-тию актриса получила одну из самых ярких ролей в своей кинокарьере – роль стареющей звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр» (1978). Любопытно, что режиссер Янис Стрейч задумал этот проект специально для Вии Артмане. Картина Рижской киностудии, в которой снимались Ивар Калныньш, Гунар Цилинский и композитор Раймонд Паулс, стала настоящим бенефисом актрисы, а также, по мнению многих критиков, вершиной ее творчества и в какой-то мере ее исповедью.
Помимо театра и кино, Артмане активно занималась общественной работой – ее избрали кандидатом в члены ЦК КП Латвии и главой Союза театральных деятелей республики, она была членом Советского комитета защиты мира, ее приглашали в жюри кинофестивалей. По сути, в 1970-80-е она была «лицом Латвии» как в СССР, так и за рубежом.
«Наша эпоха была нацелена на объединение и духовность, она была очень культурная. У актеров была особая миссия - нести народу доброту, дружбу. Платили нам мало, но у нас была гордость за себя и свою профессию», - рассуждая «о времени и о себе», говорила актриса.
«Черная полоса» в жизни Вии Артмане началась с распадом СССР. Разрыв между Латвией и Россией актриса пережила крайне болезненно. Говорила открыто: «Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне… У нас в народе нет этой такой хорошей ласковой нежности, как это есть у русских».
Позже ей припомнили эти «непатриотичные» слова, а также ее «членство в КПСС», съемки в «идеологически выдержанных» советских фильмах, «дружбу с Москвой». Некоторые деятели новой Латвии договорились до того, что якобы Артмане "была тайной любовницей 1-го секретаря Компартии Латвии Августа Восса", который "осыпал ее бриллиантами и привилегиями"… Самые бредовые слухи, сплетни и больные фантазии в их устах вдруг стали "сведениями из надежных источников".
От нее отвернулись даже те, кому она когда-то, будучи депутатом, помогала получать квартиры, устраивала в больницы и санатории… Поэтому, когда в 1993 году актриса в процессе реституции лишилась квартиры в Риге, в которой прожила 47 лет, за нее никто не заступился. Более того, издевались по полной: чтобы «народная артистка СССР» побыстрее съехала, - отключили центральное отопление, электроэнергию, увеличили плату за коммуналку. Зимой температура в комнатах доходила до 8 градусов, крыша прохудилась и протекала. Жить в квартире стало невозможно.
Друзья предлагали ей переехать в Россию, где ее по-прежнему обожали, обещали квартиру в Москве, но Вия Фрицевна сказала: «Моя родина – Латвия, горжусь, что я латышка. Здесь родилась, здесь и умру».
И отказалась. Актриса была вынуждена переселиться на дачу - в этом маленьком одноэтажном домике в поселке Мурьяни в 40 км от Риги «королева советского кино» прожила последние 10 лет жизни.
Комментарии 39