Мастеровые земли русской: Русский самородок Самсон Ксенофонтович Суханов
Забытый каменотес, украсивший Петербург
История жизни каменотёса Суханова сложилась очень «по-русски». Родился в крестьянской нищите, был талантлив и не боялся трудиться, поэтому смог что-то заработать, но все равно умер в полной нищете.
С плодами трудов Суханова знаком каждый!
Самсон Суханов
Самсон Суханов родился в 1768 году в очень бедной крестьянской семье около деревни Завотежица в Вологодской губернии. Начиная с самого детства он брался за любую работу. В 9 лет батрачил, с 14 лет стал бурлаком, ходил по Волге и Северной Двине. Таким способом оказался в Архангельске, перешел работать в артель к поморам, где промышлял охотой на пушного зверя на острове Грумант (ныне архипелаг Шпицберген).
Современная фотография острова Шпицберген
Во время работы на Груманте Суханов один раз вступил в схватку с белым медведем и вышел победителем. Однако на его лице на всю жизнь остался шрам, который не могла скрыть никакая борода: припухшая линия от верхней части лба до шеи.
Суханов трудился на лесоповале, работал на Якорном заводе. Молодой мужчина мечтал попасть в сказочный город Санкт-Петербург, о котором ему рассказывали бурлаки. В 1798 году он женился на вдове с тремя детьми и отправился в Петербург.
Михайловский замок
Тогда в столице Российской империи разворачивалась большая стройка. Для Павла I возводили Михайловский замок. Требовалось очень много каменотесов, поэтому Самсона Суханова, не имевшего никакого опыта, взяли на работу. Самсон от природы обладал способностью легко разбираться в каждом деле, поэтому у него получилось быстро овладеть зубилом и молотом.
Подрядчики заметили, что работы мастера Самсона отличаются особым стилем и стали поручать ему заказы повышенной сложности. В 1800 году Михайловский замок закончили. Суханов получил опыт в работе с камнем, а также освоил грамоту, азы арифметики, геометрии и чтение архитектурных чертежей.
Артель за работой. Конец XIX века.
Он решился организовать собственную артель и начать напрямую работать с заказчиками. Его имя приобрело известность за пределами Санкт-Петербурга. Для сотрудничества с ним приезжали мастера каменных дел со всей России.
В 1800 году его артель получила первый крупный заказ — возведение колонн, каменных полов и пьедесталов для Казанского собора.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Колоннаду изготовили из пудового камня, разрабатываемого под Гатчиной. Только-только добытый из земли известняк легко обрабатывался. Изделие внутри всегда сохраняло вязкую консистенцию, а поверхность со временем становилась сверхпрочной. За труды при возведение Казанского собора простого мастерового Самсона Суханова наградили золотой медалью.
Здание биржы и Ростральные колонны на Васильевском острове в Санкт-Петербурге
Затем артель Суханова участвовала в создании архитектурного ансамбля на стрелке Васильевского острова. Отвоевав, согласно проекту Тома де Томона, 123 местра суши, перед зданием биржы устроили огромную насыпную площадь, укрепив её гранитом.
Суханов украсил фасад биржи, выходящий на стрелку, фигурой Нептуна с трезубцем в руке. На смотрящем вглубь острова фасаде разместилась тоже его композиция — богиня Навигация с Меркурием и двумя реками. Также делом его рук стали две Ростральные колонны высотой 32 метра. Мастер высек из камня четыре фигуры, олицетворявшие русские реки: Неву, Волгу, Волхова и Днепра.
Гранитные шары на стрелке Васильевского острова
Также Самсон высек знаменитые гранитные шары, ставшие одним из символом Петербурга. По легенде Самсон Суханов высекал их «на глаз», без использования измерительных приборов. За них ему был пожалован кафтан с плеча Александра Первого.
Скульптура «Похищение Прозерпины Плутоном». Горный институт
В 1811 году Суханов создал портик из 12 колонн и изваял две скульптурные группы «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Борьба Геракла с Антеем» для здания Горного института.
Набережная Крюкова канала
В его послужном списке облицовка гранитом набережных Крюкова канала и Малой Невки, возведение Синего моста на Исаакиевской площади, колонны и скульптуры на здании Адмиралтейства.
Он оставил о себе память и в пригородах Петербурга, создав висячий сад и пандус в Екатерининском парке Царского Села, «Эрмитажный каскад» в Петергофе, террасу перед дворцом в Стрельне. Примечательна также «Царь-ванна», высеченная Сухановым из цельного куска гранита. Её высота — 1.96 м, глубина — 1,52 м, диаметр — 5, 33 м, вес — 48 тонн.
Полный список его работ неизвестен до сих пор.
Царь-ванна
К началу 1820-х годов Суханова начали преследовать несчастья, из которых не суждено было выбраться.
В 1818-м году за семилетний труд над «Царь-ванной» артель Суханова недополучила положенные по контракту 4 тысячи рублей, да еще и расходы превысили смету на 2 тысячи. В январе 1819 года артель Суханова получила подряд на доставку и изготовление 36 гранитных колонн для Исаакиевского собора. Но и здесь Суханова преследовала неудача. Подряд на 11 колон был передан Архипу Шихину. Ущерб Суханову никто не компенсировал. Затем он взялся за последнее дело в своей жизни — создание пьедесталов для памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Однако баржа с гранитом утонула в Ладоге во время шторма. Суханов за свой счет добыл гранит и закончил работу. Этот подряд его окончательно разорил.
Колонны на Исаакиевском соборе
Чтобы прокормить семью Суханов продал свой дом и переехал в убогую квартирку на Нарвской стороне. Затем со временем он заложил золотую медаль и кафтан с плеча Александра I.
Умер некогда знаменитый каменотёс, как и родился, в полной нищете.
Мы не знаем место, где он был похоронен. В книгах о городе искусствоведы даже не упоминали его имени. Долгое время мы даже не знали, как он выглядит.
Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Под толстым слоем копоти и грязи невозможно было разобрать, что на нем изображено. Но реставраторы все-таки заинтересовались холстом. Сантиметр за сантиметром они начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» - автор многих картин и портретов знаменитых людей. Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили, что это Самсон Ксенофонтович Суханов. Могучим памятником труда великому мастеру и его артели стал Петербург с его Исаакиевским и Казанским соборами, Ростральными колоннами на Стрелке Васильевского острова, с его замечательными изваяниями античных богов и героев.
Вот она, благодарность человеческая, сотворил для Петербурга неоценимые сокровища и никто даже имени его не знал! Спасибо огромное авторам за рассказ об этом неординарном Самородке Самсоне Суханове.
Низкий поклон Мастеру за красоту, оставленную нам в наследство-- мы восхищаемся делом рук Ваших!!! Жаль,что при жизни,хороших людей не благодарят по достоинству.
Спасибо за интересную и очень познавательную статью.Вот и ещё одно имя мастера вернулось к нам из забытья,Прискорбно,что память людская так коротка и порой неблагодарна.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 44
оставленную нам в наследство--
мы восхищаемся делом рук Ваших!!!
Жаль,что при жизни,хороших людей
не благодарят по достоинству.
Творения рук талантливого мастера останутся на восхищение потомков, а его прекрасной душе Царствие Небесное!