Мой пращур хоронил русских воинов на поле битвы.
«Городок» - поселение было недалеко. Половцы сначала захоронили своих, а потом позволили нашим, хоронить русичей. Мои предки были благодарны князю Игорю. Он подарил им жизнь. Если бы он их, как русских, привлек- мобилизовал, половцы не пощадили бы их и «городок» сожгли.
В 1779 году в х. Апанаскин была построена церковь имени святого Александра Невского. В мае выезжали на поле битвы и служили молебны по всем церковным правилам на протяжении 138 лет. Об этом были записи в церковных архивах.
В 1918 году «Новая власть» в лице пьяных солдат, вернувшихся с фронта, батюшку повесили. Мой дед, осознав, что на этом они не остановятся, ночью матушку посадили на поезд и отправили домой на Украину. Все церковные книги и архивы сложили в сундук и закопали. На утро солдаты церковь сожгли.
Из того, что нам рассказывали отцы и деды, что-то остается в памяти, что-то стирается. В зависимости от яркости события. Но трудно поверить в то, что один род из поколения в поколения, устно передавал информацию в течение 800 лет. Но событие того стоило.
Записывается со слов знакомого 1952 года рождения. На сегодняшний день он последний в этой цепочке поколений, который сохранил в памяти эту информацию. Мы специально будем записывать ее кратко, не прибавляя лишних слов, только то, что передали прадеды и деды.
Шел мне пятый год. Бабушка уговорила деда взять меня с собой на бахчу. Дорога не близкая, за хутор Павлов. Там, при сборе арбузов трое стариков говорили: «Здесь погибли соколы». Когда возвращались назад, солнце, жара, в небе парит орел. Я спросил у деда, почему это место называется «соколовчик»? «Эх, внучек», - сказал дед, «это было очень давно. Здесь погибло очень много людей и среди них соколы-командиры». Балка и тогда и сейчас называется «соколовчик».
Племя Енко пришло с германских территорий и поселилось по Днепру, а дед моего пращура со своей семьей на острове Хортица, Запорожская сечь. В то время был путешественник – «ходок», который ходил из сечи в Астрахань и обратно, постоянно. Он и рассказал о благодатном и укромном месте в половецкой степи на реке Калка (Каяла), богатой рыбой, зверем, птицей. Половцы не препятствовали маленьким поселениям других народов. Мой пращур, Илько в группе из четырех семей, на свой страх и риск, решили туда переехать. Готовились в течение года. Весна 1184 года было поздней, затяжной и выехать получилось в мае. Путь занял три месяца. Ехали на больших подводах, запряженных лошадьми-тяжеловозами. В сцепке было по две, три подводы. В районе нынешней станции Лихая, остановившись на ночлег, познакомились еще с одной семьей переселенцев из «Западной Украины», которые согласились присоединиться к ним. У этой семьи было новое оружие – арбалет. У наших из вооружения были сабли и луки. Двигались они по карте, составленной тем «путешественником». Карта на листе толстой бумаги долго хранилась в семье пращура. Старая дорога в степи, с запада на восток, была давно. По ней и приехали на место. У брода, через реку Калка (Каяла), была поляна. Вся остальная пойма была густо заросшая дремучим лесом. Вырубив поросль и кустарники, расширили поляну и обнесли ее изгородью-частоколом. Первую зиму пережили в шалашах.
Весна 1185 года было ранняя и теплая. В апреле нашли удобное поле, у дороги, распахали плужком и засеяли овсом. Затем начали строить жилые дома и подсобные для хозяйства помещения. Вокруг были в основном вязы. Для постройки домов лес брали в балке Дубчиха за три километра.
Первого мая произошло солнечное затмение, принятое ими как плохое предзнаменование. Очередной «путник» рассказал, что с севера на юг идет небольшое войско Русичей. Наши на это не обратили внимание. Идет, пусть идет. В один из дней тревожно заржали их лошади, а в ответ послышалось ржание чужих лошадей. Разведка этого русского войска, увидев засеянное поле, поняли, что где-то рядом Русичи, (половцы не пахали, не сеяли), и нашли их по дороге. Встреча была радостной с обеих сторон. Наши узнали, что это разведка князя Игоря и рассказали о наличие брода на реке, недалеко от их стоянки. Подарили арбалет со стрелами. А узнав, что при их войске находится сказитель-песнописец-Боян (ударение на первый слог), просили, чтобы его привезли. Они хотели, чтобы их переписали и зарегистрировали в Киеве, что в Половецком царстве есть поселение русичей.
На следующий день Бояна привезли на одноосной телеге, полы его зеленого халата расшитым золотом были мокрые и одежда сопровождающих была тоже по колено мокрой. Их всех переписали. В благодарность за арбалет, от князя Игоря, были подарены пара скакунов: жеребец и кобыла на развод. Как мы помним у наших были только тяжеловозы.
Примерно через два- три дня началась битва, звуки которой доносились по реке в течении трех дней. После полудня третьих суток звуки боя затихли. Жители городка затаились в ожидании – кто придет? Через сутки в городок приехали половцы, забрали пять подвод с лошадьми. После пришел раненный охранник со свиты князя Игоря, который до этого приезжал с Бояном. Он назвался «Рубало». У него была рубленая рана правого предплечья. Его спрятали в лесу в убежище. Бабушка пращурка, звали ее Елена, была «травницей», взялась его лечить. Через четверо суток подводы с лошадьми половцами были возвращены в целости и сохранности. И нашим разрешили ехать и захоронить русских воинов. Ветер был юго- западный, трупный запах уже слышался в городке. Взяв с собой воду и ткань в качестве повязок для дыхания, застелив подводы сеном, поехали на поле битвы. Переезжая балку Мамонтову, в которой было много ила, лошади не могли преодолеть крутой подъем. Лопатами его вскапывали в течение пяти дней. В общей сложности прошло около десяти дней. Дышать было трудно. По их словам, они увидели ад не Земле. Поле побоища было взрыто, как будто перекопано и залито кровью. Земля перемешана трупами людей и лошадей. Два редута, построенных из камня русичами и накрытые ветками, были сожжены. Все поле тоже было выгоревшее. Единственное дерево на поле битвы было обгорелое и согнутое. Сделав мокрые повязки, начали захоронения. Лошадей прикапывали на месте, а воинов отвозили в ближайшую балку и прикапывали там. На реке, при впадении в нее балки Мамонтовой были обнаружены остатки плотины, с помощью которой вода из реки заполнила балку, создался угол, в которой и хотели загнать войско Игоря, как в ловушку.
Дальше повествование со слов «Рубало», охранника свиты князя Игоря, который раненный пришел в городок. Он рассказал, что в Новгород-Северском у него семья, двое сыновей. «Если вы меня вылечите», - говорил он, - «я им расскажу, и они из века в век будут о вас молиться. К сожалению, через месяц он умер.
В начале пути, после первой удачной битвы под Изюмом, нашли проводника из половцев, согласившегося проводить их к Дону. Он умышленно вел их правым берегом Донца, который был лесистым, трудно проходимым. Половцы специально замедляли движение войска. Они ждали прибытия основных своих сил с Приазовья. И плотина-ловушка на реке Калка еще была не достроена. Дойдя до реки Сюурлий (сейчас река Лихая), чтобы еще приостановить движение войско Игоря, половцы бросили «приманку». Появился небольшой их отряд на противоположном берегу. Обстреляли русичей стрелами и стали ложно отступать в степь. Русичи начали преследование. Половцы уклонились от битвы, оставив русским большую добычу. Уставшая погоня с добычей, еще больше замедлило продвижение войска. Перейдя Донец по броду на левый берег, войско продолжило движение до устья Калки (Каяла, сейчас река Быстрая). Перейдя ее, пошли в сторону Дона. Разведка доложила, что к ним навстречу идет войско половцев. Князь Игорь, решив уклониться от битвы, не проведя рокировки войска, т.е. авангард, стал арьергардом, пошли вверх по течению реки Калка, по левому ее берегу. Дойдя до балки Усть-Халанской, на высокой ее стороне заночевали. Утром проводник сбежал. С восточной стороны степь была сера от половцев, а правый берег пойма реки была затоплена водой розлива. Найдя брод, русичи перешли на правый берег. Следом за ними переправились половцы. Другая часть половцев уже ожидали, преградив им дорогу. Обстреливая стрелами, стали выжимать их в «ловушку». Но войско Игоря не вошло в этот угол. Остановились на излучине, на высоком, обрывистом берегу. Половцы ушли из видимости. Русичи успели построить два редута из камня. Готовились к битве. Через два-три дня началась битва.
Вначале враги ударили в лоб, чтобы сбросить русских в реку с обрыва. Не удалось. Наши отбились и погнали их в степь. Во второй атаке степняки хотели с юга отрезать полки Игоря от реки. Не получилось. На вторые сутки подошли с юго-запада основные войска половцев с Приазовья. «Ловушка» захлопнулась, русских полностью отрезали от степи. Ветер был юго-западный, и половецкие стрелы летели дальше, чем русские. Битва шла днем и ночью, не останавливаясь.
На вторую ночь, князя Игоря с золотом, на веревках спустили с обрыва, к реке, где он и спрятал его. (Через года три жители городка видели на поле битвы чужих людей в количестве семи человек на лошадях, которые что-то искали на берегу реки. Это были пожилые люди, в возрасте шестидесяти лет. Один был по моложе, который им что-то указывал. Увидев, что за ними наблюдают, они ускакали. И так было несколько дней. Наши тоже «это» искали, но история замалчивает кто что нашел. И нашли ли…?)
На третьи сутки после полудня, половцы с западной стороны отошли, открыв русичам путь к Донцу. Два полка лучники и копейники, стали выходить, огибая излучину реки. Дойдя до затопленной балки Мамонтовой, пошли вверх, вдоль балки по крутой стороне. «Буйтур»- Всеволод прикрывал этот отход. Бился со своей дружиной. Затем «побежали ковуи». Князь Игорь, желая их остановить, поскакал к ним. Половцы этим воспользовались и пленили его. Русские, дойдя до пологого берега балки, бросились к воде пить. Все кони, люди мучились жаждой. Здесь и пало русское войско.
Часть разбегающихся «ковуев» прыгала в пещеру, вход в которую был провалом. Пещера шла глубоко под землей, зигзагом и выходила на берег Донца. Наши о ней знали и проходили по ней. После битвы, половцы этот провал-вход завали большими камнями и засыпали землей.
Когда на третий день, половцы открыли выход на запад к Донцу, часть дружины, спасая «Бояна» ушли через брод, вверх по течению реки. Там снова переправились. Перед ними была большая балка, уходившая далеко в степь, на север. По ней скрытно увели «Бояна». А дружина специально задержалась, чтобы их увидели нагоняющие половцы. Часть приняла бой, а другая часть поскакала вдоль реки на северо-восток, и на опушке леса, где сейчас хутор Потапов, состоялся последний бой.
Наши захоронили в этих местах дружинников Игоря. Жители нашего городка пили до того воду из реки. А из-за того, что захоронения оказались выше по течению, мой пращур Илько с товарищем, выкопали первый колодец. «Я», - говорит рассказчик, - «пил еще воду из этого колодца в начале 50-х годов». Рядом находился колхозный гараж и колодец мешал шоферам в подъезде. Надстройку разобрали, прикрыли колодец и засыпали землей. (Место известно. Значит можно раскопать и увидеть колодец 12 века).
Послесловие
Естественно, что у многих возникают сомнения в достоверности этого. Можно предположить, что в пересказах от деда к внуку, как в игре в испорченный телефон, добавились наслоения «отсебятина». Все подтвердят или опровергнут археологи. Будем ждать их. На поле битвы должны найтись наконечники стрел и т.д. В предполагаемой балке захоронения воинов, должны найтись кости. Но самое реальное подтверждение может дать засыпанный колодец. Сруб его будет явно дубовый. Он сохранится и покажет возраст.
В 2004 году в районе хутора Апанаскин работала поисковая экспедиция, организованная фондом Д.С. Лихачева: двое московских поисковиков Константин Смольников и Владислав Мурашов, питерский археолог Антон Дубашинский и писатель, историк, влюбленный в «Слово о полку Игореве» Андрей Чернов. Его перевод «Слова», одобренный Д.С. Лихачевым в 1981 году, был издан в «Школьной Библиотеке». А еще через пять лет в «Библиотеке поэта». Готовя новую редакцию Андрей Чернов пишет: «Я к своему удивлению обнаружил, что две летописи и сама древнерусская поэма очень точно указывают место Игорева побоища. Много веков исследователи искали Каялу. Однако реконструкции самой битвы в серьез, почему-то никто не занимался. А ведь подробности события могут подсказать, где искать поле битвы князя Игоря с половцами».
По версии военного историка В.А. Афанасьева, предложенная им в 1939 году, Каяла – это нынешняя река Быстрая. Игорь, по его версии, шел по правому берегу Донца и переправился только у Быстрой. Но Андрей Чернов обращает внимание, что в Ипатьеской летописи прямо указано, что русские форсировали Донец еще у Оскола и шли по левому берегу, потому что правый – трудно проходим. Река Сюурлий, по их версии, нынешняя река Калитва, а Быстрая – это Каяла. Огромная излучина реки Быстрой от Усть-Халани до Исаева в половодье превратилось в «озеро». Обрывистый берег, по их версии – это и есть место, Игорева рать и приняла последний бой.
Есть в России поле Куликовской битвы с мемориалом. Есть Бородинское поле. И если есть хоть один процент вероятности найти поле битвы князя Игоря, почему бы не попробовать. Давайте! Господи, помоги!
Записал Игорь Григорьевич Срибный со слов Владимира Петровича Левченко (уроженца х. Апанаскин тел. 8988 259 78 62)
Комментарии 7
https://chernov-trezin.narod.ru/KayalaV.htm