Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», наравне со свечой, является наиболее массовым церковным обращением людей к Господу, Богородице, святым угодникам.
Церковная записка — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник — особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подавалась во время богослужения для поминовения. Сейчас помянники читаются дома, во время утренних и вечерних молитв. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах и ли магазинах православной книги.
Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Между тем, записки могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают крест, их вносят в алтарь, читают во время Божественной литургии перед Святым Престолом. В записках, подаваемых для поминовения на Литургии или панихиде, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. На молебен можно подавать всех.
Вверху записки изображают крест.
Записки с именами для поминовения на Литургии подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные частицы» из просфор. В конце Литургии просфоры возвращают за «ящик», где их можно получить после службы.
Записки с именами для поминовения на молебне или панихиде подаются в «свечной ящик».
Первая записка, подаваемая нами, - «О здравии».
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16).
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только Росии, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы можем первым написать имя нашего Патриарха Кирилла, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13, 7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13,7-8).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев