Никто никогда не сможет объяснить, как душа соединена с телом - это тайна премудрости Божией. Но только приходит время нашему телесному составу распасться и обратиться в прах - до времени всеобщего воскресения на Страшном Суде Божием. Наступает час, когда душа чувствует, что Сам Господь призывает ее к Себе. Связывается немотой язык, холодеют телесные члены, меркнет взор. Как важно, чтобы в эти минуты домашние не суетились, но молились об облегчении предсмертной туги и безболезненном исходе души страждущего. Окружившим смертный одр кажется, будто жизнь в близком человеке замерла, а на самом деле бессмертная душа и мыслит, и видит, и слышит, и осознает себя! Только уже не может воспользоваться своим обычным орудием - телом, покидаемым на время до его воскресения. Если болящий заблаговременно исповедован и причащен священником Святых Тайн, то Господь дивно умягчает предсмертные страдания и душа христианская, сияя блистанием благодати, кротко разлучается с телом. О такой смерти говорят: легкая, благодатная кончина.
Обычно духовное состояние человека отпечатлевается неким образом в телесных чертах лица. Мне, священнику, приходилось видеть такие светлые и прекрасные лица только что преставившихся православных христиан. Эти лица были овеяны такой неземной красотой и радостью, что мое сердце вместе с печалью исполнялось тихой и благодатной отрадой.
А теперь перечислю, хотя бы кратко, главные духовные искушения, связанные с кончиной. Думаю, никому из благомыслящих читателей нелишне будет об этом узнать.
Чаще всего умирающие бывают искушаемы духом уныния и отчаяния от сознания тяжести и обилия своих грехов. Диавол, падший ангел, особенно старается умалить в уме христианина безграничную милость Господа к Его кающимся ученикам. Покоряться этому ложному духу нельзя. "Господи, я немощен и слаб. Но всегда каялся в грехах своих и по силе старался исправиться. Твоей милостью и благодатью грехи мои отпущены в таинстве исповеди. Твердо верую, что Ты, Создатель мой, меня очистишь, помилуешь и спасешь!" Так будем мыслить, так верить, так молиться - и искушение отойдет от нас...
Иные поддаются духу тщеславия. Вместо того, чтобы каяться, перечисляют в уме и вслух свои добрые дела, обращают на это внимание родственников. Нерассудительно и даже опасно делать на земле добрые дела на виду у людей. Страсть тщеславия подобно ядовитой змее отравляет своим ядом намерения человекоугодника. Каковы будут изумление и ужас на Страшном Суде, когда обнаружится, что все дела милости уничтожены геенским огнем из-за духа тщеславия и самовозношения, которым они были проникнуты. Сохрани нас, Господи, от пагубного самообольщения. Ведь никто из нас не оправдывается перед Тобою делами - а единственно верой и благодатью, даруемой за веру! Дел же добрых мы не имеем. А что было - так это Твой дар, Господи!
Наконец, может последовать искушение от самого духа злобы, которому иногда попущено бывает являться в призрачном обличьи небожителя или в собственном ужасном образе. Ни в коем случае не должно ни проявлять какого-либо интереса к подобным видениям, ни вступать в беседу с явившимся, если мы не хотим быть обманутыми сатаной. Но, потупив очи, подобает смиренно и спокойно молиться, призывая на помощь Христа Спасителя, Пречистую Богоматерь, Ангела Хранителя и святых угодников Божиих, покуда наваждение не исчезнет. Верен Господь, который не попустит врагу нашего спасения прельстить нас, если мы явим должную веру, мужество и рассудительность! Последний же наш вздох, исполненный любви и надежды на Господа, преподан всем ученикам их Благим Учителем со Креста: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой! Аминь".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев