Власть воли над умом называется своеволием, подчинённый (воля) командует начальником (умом). Ещё апостол Павел писал: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим.7:15).
Каждый из нас наверняка может вспомнить ситуацию, когда умом мы понимаем, что что-то делать нельзя, но делаем. Или умом понимаем, что нужно кому-то помочь, сделать что-то доброе, а заставить себя не можем. Можно привести в пример церковный пост: многие понимают, что пост нужен, он тренирует волю, но воля противится ему.
Когда мы читаем в аскетической литературе об отсечении своей воли, речь идёт не об уничтожении желательной способности, а о древней монашеской практике согласования своей воли с Божественной, через посредство духоносного старца.
Мы уже говорили о добродетели послушания. Она состоит в согласовании своей воли с Божьей. Задаче согласования Божественной и человеческой воли посвящён труд «Илиотропион» (Подсолнечник) свт. Иоанна Тобольского. Эмблемой обращения нашего к Богу да послужит нам растение подсолнечник (илиотропион): «Подсолнух представляет своего рода чудо в природе: оно постоянно обращено головою своею к солнцу и вместе с ним обращается от востока до запада, даже во дни облачные, до того сильно любит оно солнце. Ночью же ради исключительной любви к одному солнцу соединяет оно свои цветочные лепестки воедино и закрывает их».
Обращённый к Богу ум начнёт направлять к Богу и волю. Например, пойти на воскресную Божественную Литургию. Если не хочется, то будем понимать, что это связано с волей, а не с обстоятельствами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев