Бещев Борис Павлович родился в Ярославской губернии 30 июля 1903 года. В 1919 году устроился работать на железнодорожный телеграф. В 1930-35 годах учился в Ленинградском институте железнодорожного транспорта, который окончил с отличием. Работать инженером начал на станции Ховрино Октябрьской железной дороги.
Там выдал рацпредложение по увеличению пропускной способности станции, которое дошло до наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, распорядившегося всячески поддержать талантливого специалиста.
В 1937-40 годах Бещев возглавлял Орджоникидзевскую железную дорогу, где необходимо было в разы увеличить пропускную способность для перевозки нефти. Борис Павлович с задачей справился и получил свой первый орден Ленина.
Далее возглавил Октябрьскую железную дорогу. А в августе 1941 года стал первым заместителем оперативно-эксплуатационного управления Наркомата путей сообщения.
Под непосредственным руководством Бещева за два месяца из Ленинграда эвакуировали 90 промышленных предприятий и 740 тысяч человек. После этого он организовал эвакуацию из европейской части страны на восток 2600 предприятий с 18 миллионами специалистов с семьями.
В 1942-44 годах Борис Павлович руководил Куйбышевской железной дорогой, связывавшей европейскую часть СССР с Уралом и Сибирью. За это время объёмы грузоперевозок здесь выросли в три раза. После этого Бещева вернули в Наркомат, назначив начальником управления движения. Пример одной из его заслуг в этой должности: весной 1945 года, при подготовке Берлинской операции, за 20 суток на фронт доставили 40 тысяч вагонов с грузами. А летом в кратчайшие сроки была организована переброска войск на Дальний Восток для войны с Японией.
5 июня 1948 года Борис Бещев был назначен министром путей сообщения СССР.
За почти три десятилетия его руководства в отрасли произошли революционные изменения. С паровозной тяги перешли на тепловозную, потом электрическую.
Были внедрены маршрутизация движения, диспетчерская электроцентрализация.
Начата реконструкция БАМа. Грузооборот вырос в 8 раз. Построено больше 40 тысяч километров новых путей, старые были заменены на более тяжёлые, с железобетонными шпалами.
Но не всё министру удавалось защитить и отстоять. Из-за политических реверансов в сторону новых союзников увеличился импорт транспортных средств из стран СЭВ.
Борис Павлович настаивал на развитии собственного производства, но вместо этого скоростные локомотивы, вагоны-термосы и рефрижераторы, пассажирские вагоны в массовом порядке стали закупаться в Чехословакии, ГДР и Польше. Негативные последствия этой «дружбы» ощущаются до сих пор.
О вкладе Бещева в развитие железнодорожной отрасли страны можно рассказывать ещё долго. Запланированные им мероприятия осуществляются до сих пор, а то и находятся ещё в перспективе, как пример, прокладка прямого пути вдоль Чёрного моря от Туапсе до Новороссийска.
В отставку министр ушёл в 1977 году, скончался 27 мая 1981 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6