0 комментариев
    7 классов
    Ольга Горелова, председатель клуба "Находкинский родовед" О Милоградово и не только Ну, вот и дождались! Вышел сигнальный экземпляр книги Елены Владимировны Назаровой "Откуда есть пошла земля Милоградовская". Альманах посвящен прошлому села Милоградово Ольгинского района и охватывает более 100 лет его истории, а также некоторые факты из истории деревень Лиственная, Попельня, Катковка, Мартыновка. В повествование включены воспоминания потомков первопоселенцев, архивные документы, газетные статьи, уникальные фотографии, биографии сельчан, списки репрессированных, участников двух войн. Объём книги 294 страницы, стоимость 1500р. Принимаем заказы!!!
    1 комментарий
    22 класса
    Валентина Варавва, краевед, редактор газеты "Залив Восток", участник клуба "Находкинский родовед" В ПОИСКАХ СЕМЕЙНОЙ РОДОСЛОВНОЙ
    0 комментариев
    10 классов
    Вот и окончен первый этап нашей « Мастерской для истории»- проекта, реализуемого Приморской региональной молодежной краеведческой общественной организацией «Клио», победителем конкурса «Море Возможностей», транспортной компанией «FESCO» совместно с ДДЮТЭ («Домом детского и юношеского туризма и экскурсий»). Для гостей Палеодеревни наши мастера представили свои замечательные работы, а также провели мастер-классы по лепке из глины.
    0 комментариев
    7 классов
    На Палеодеревне – «деревянный день». Учились пользоваться различным инструментом для обработки дерева. Рубанок, дрель, шуруповерт, турбинка, циркулярная пила- наверное, все эти вещи есть во многих семьях, но с какого бока к ним подойти, как включить, как держать, какие при этом соблюдать правила осторожности -знает отнюдь не каждый ребенок. Когда-то на уроках труда в школе мы создавали свои шедевры -табуретки, разделочные доски, скалки и торжественно вручали их мамам на 8 марта. И все были счастливы. Времена эти давно прошли, далеко не в каждой школе учат сейчас обращению с инструментом. Нужно ли девочкам уметь всем этим пользоваться? Мы решили – нужно и важно. Что они изготовят- ребята решали сами, поэтому такое разнообразие. Здесь и рамки для фото, и деревянный кактус на подставке, двуручный меч, копье, сабля, кинжал, и, разумеется, традиционные разделочные доски в виде нашей любимой дальневосточной камбалы.
    0 комментариев
    5 классов
    Рассвет над Находкой Сегодня, 18 июня, исполнилось 165 лет с момента открытия экипажем пароходо-корвета «Америка» бухты Находка. Этому историческому событию музей нашего города посвятил интерактивную экскурсию с несколькими локациями. О том, как это было, смотрите здесь: https://disk.yandex.ru/i/AFIunLJGDOqL8w И здесь! https://yandex.ru/video/preview/9274196069044097612
    1 комментарий
    8 классов
    С детьми - о семейных ценностях Родоведение является неотъемлемой частью краеведения. Человек, семья – это те кирпичики, из которых складывается здание истории родного края. В Доме детского и юношеского туризма большое значение придают пропаганде семейных ценностей. Игорь Викторович Потапков, педагог ДДЮТЭ, много лет является членом клуба родоведов, который ежегодно выпускает сборники, посвященные истории города и края – «Записки клуба «Находкинский родовед». Здесь публикуются материалы о людях, организациях, предприятиях, которые внесли свой вклад в историю нашего города и края. Работы наших школьников, воспитанников тоже нашли место на страницах альманаха. С докладами о истории своей семь
    0 комментариев
    11 классов
    Восстановленная история - в презентациях: Деревни Таудеми и Алексеевка Елена Бендяк, краевед – исследователь Жизнь и быт корейской деревни Таудеми Новолитовской волости (1883-1937). Как все-таки интересно в жизни бывает: была деревня, в ней жили люди, так сложились обстоятельства, что они ее покинули, да не по своей воле. Причиной тому трагичный 1937 год, когда уходили товарные эшелоны из Приморья в Среднюю Азию, увозя жителей деревни Таудеми. В основном, в Узбекистан. Опустела территория и время не оставило следов от прежней жизни. Только необозначенные кладбищенские холмики напоминают о былом нахождении здесь людей. Да, нет-нет земля выдаст на поверхность обломки, объеденные ржавчиной, сельхозорудий, да кухонной утвари. Прошел 81 год, и судьба заставила новое поколение людей вспомнить о покинутой деревне, вернуться на зеленые поля, где она стояла, поклониться оставленным на склоне сопки незнакомым холмикам-могилкам. И начать поиски архивных документов, объявить по всей стране с помощью интернета розыск потомков таудеминцев, а может и еще живущих, но, уже совсем пожилых бывших жителей деревни. И вот какова история некогда многочисленной, но исчезнувшей еще в прошлом веке деревни Таудеми Новолитовской волости Ольгинского уезда Приморской области, как тогда она значилась. Уже начало поисков показало, что она была не единственной корейской деревней, расположившейся неподалеку от с. Новолитовское. Рядом были разбросаны фанзы селений Меордон, Посудон, Лихвандон. А может и еще каких, пока документально в архивах не найденных (1). С годом образования деревни не совсем понятно, разные годы обозначены в статистических таблицах: и 1883, и 1884, 1885, 1888. Больше верится документу «Ведомость к карте заселения Уссурийского края, составленной чинами Уссурийской партии в 1905 году». Здесь год образования селения 1883 год (2). В 1868 году прибыли из Кореи в Уссурийский край семьи Ко-чан-хани, Ко-чан-бойми, Ко-чан-габи, Сергея Тан-сюри-па. В 1869 году – Хон-ун-бини, Фан-чу-кей, Ко-сен-чири. Большой поток прибыл в период с 1870 по 1889 годы (3). В «Кратком историческом очерке переселения корейцев в Южно-Уссурийский край» за 1895 год написано, что раньше они, таудеминские корейцы, жили в Екатериновке, но по приходу русских переселенцев были оттуда выселены…Почва на новом месте оказалась каменистая. Но урожаи получаются хорошие: при посеве, например 5 пуд. пшеницы получают до 100 пуд., из 4 пуд на десятину овса получают до 140 пуд….Скота держат немного…Заработков никаких нет…Кореец – хозяин участка – живет среди своего поля…корейские фанзы разбросаны по всей долине, занимаемой деревней…деревьев нигде не видно вблизи фанз и все посевы расположены вокруг дома, клочками» (4). Также переселились на р. Таудеми и корейцы из деревень Янчихе, Фаташи, из Собиловки, с Лифы. В семьях было много детей, привозили с собой и престарелых родителей. Хорошо это видно из списков за 1890 год (Приложение № 1). По статистике на 1890 год в д. Таудеми было 57 дворов, проживало в них 161 мужчина и 116 женщин (5). В марте 1894 года крестьяне сел Новолитовское и Таудеми обратились к Епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому с прошением о возможности строительства церкви. Но получили ответ, что из-за малого количества жителей в этих деревнях правильнее построить церковь в с. Душкино, расположенном в 21 версте от названных селений, а Таудеми и Новолитовское приписать к Душкинскому приходу (6). Что так и случилось, но до той поры, пока не появилась в 1911 году церковь в с. Новолитовское. По метрическим книгам и Душкинской, и Новолитовской церквей можно собрать информацию о первых жителях деревни, о вновь рожденных, о браках, о крещение корейцев. Оказывается, корейские женщины того времени имен не имели. Правда, большинство девочек получали какое-нибудь название, например: обонне - трава, нении – девочка, бубунне – урод, сетдзанне – третья, туртцанне – вторая девочка и т.п.; эти имена употребляли в детстве старшие родственники и друзья дома, посторонние же обязаны были называть девочку аги-си или саги – си, т. е. нечто в роде «барышня» (7). После замужества женщина опять таки не имела своего имени, а называлась по фамилии своего отца, например, отец – Пах, Ким, Ди, Хан. К фамилии прибавляется си окончание женского рода и выходит Пахси, Кимси, Диси, Ханси. Под такими именами замужние женщины и фигурируют в посемейных списках (8). Мальчиков до трех лет звали номи – мальчик, муадзи – теленок, тусдзи – поросенок и т.п. Впоследствии мальчик получает имя, которое и носит всю жизнь. Имя состоит из двух букв, например: Чан-чыни, Ту-сей и т.п. Фамилию мальчик носит отцовскую, состоящую всего из одной буквы (9). Между корейцами родственный союз был очень силен. Родственники чуть не в 50-м колене, несмотря на общественное сословие или положение, обязаны были друг другу помощью и любовью; обязаны были ходить на поминки к умершим членам семьи, хотя бы эти члены и умерли несколько десятков лет тому назад. Если предки какого-нибудь паха или кима жили в одном и том же округе, то потомки этих людей считались между собою родственниками и браки между ними были запрещены. Но если предки паха или кима жили в разных округах, то считались уже чужими и браки между ними разрешались (10). Когда дети достигали зрелого возраста, родители никогда не спрашивая их согласия, не заботясь об их вкусах, иногда же даже насильно, сговаривали и женили их. При этом единственную заботу составляли только равенство значения и положения обоих сторон (11). Покойников хоронили, где хотели родственники, преимущественно же в горах, и памятников никаких не ставили. Принято было ходить поминать на могилу в новый год, в праздник поминовения и 15 августа. На могилу носили кушанья и сули (может, поэтому сейчас на могилках можно увидеть ржавые миски). После поминовения было принято плакать и молиться (12). Между всеми днями рождения самым важным считался шестьдесят первый. Корейцы приняли китайский период времени в 60 лет (Хуан-габи – соответствует нашему веку); из этих 60-ти лет каждый год имеет свое особое название; как у нас дни недели или месяцы в году. По истечении полных 60-ти лет, снова начинаются года с теми же названиями и в том же порядке, так что название года действительного рождения всякого лица повторяется снова на 61 году его жизни. Бедные и богатые, все старались как можно лучше отпраздновать этот день, которым оканчивается зрелый возраст и начинается старость (13). В 1894 году был открыт почтовый тракт на Сучан. Недалеко от деревни Таудеми поставили почтовую станцию с таким же названием. В 1897 году выделили деревне земельный надел в 978 десятин. Границы утвердил Землемер Южно-Уссурийского Переселенческого Управления П.А. Бартошевич. Старостой деревни на этот момент был Петр Александрович Ким (16). К 1 января 1898 года мужчин в деревне насчитывалось 199, женщин 191. В хозяйстве было рабочих лошадей 89, нерабочих 27. Рабочего крупного рогатого скота 104 головы, и нерабочего – 62. Земли под посевами числилось 214 десятин, да под огородами 27½ десятины (17). К этому времени корейцы приняли российское гражданство и считались русско-поданными. В 1901 году по желанию корейских крестьян в деревне была открыта церковно-приходская школа на средства самих жителей. Заведующим состоял священник Владимиро-Александровской церкви Андрей Рождественский, учителем – крестьянин д. Игнатьевки Успенской волости Никита Топольняк. Специального учительского образования у него не было. Обучались в школе 30 корейских мальчиков и 2 русских мальчика из д. Новолитовское. Учебников при школе не было, пособий для учителей не было, библиотеки тоже. Имелась пришкольная земля в 1 десятину. Сама школа была холодная, здание выстроено на скорую руку по типу фанзы (18). Церковь в деревне так и не построили. В 1909 году деревня относилась к Душкинскому приходу, где священником нес службу Никон Иванович Сахаров, псаломщиком Павел Стецюренко, а церковным старостой Иван Яковлевич Долгаль. В приход также входили д. Домашлино и Новолитовское. В мае 1910 года на сходе крестьян в присутствии сельского старосты Федора Пака и в присутствии Новолитовского волостного старшины Степана Верхогляда слушался вопрос о разделении деревни Таудеми на две части. Одна осталась с прежним названием, вторая была названа по названию речки Сибичан. Южно-Уссурийский Уездный съезд Крестьянских Начальников от 22 марта 1911 года постановил признать раздел Таудеминского сельского общества на две части целесообразным и подлежащим утверждению со стороны Крестьянского Присутствия. Эти селения отстояли друг от друга на расстоянии трех верст (20). У исследователей появился вопрос: а зачем нужно было делить деревню на две части? Глядя на карту-схему за 1897 год, видно, что каждая деревня расположена вдоль своей речки Таудеми и Сибичан, на расстоянии друг от друга. Численность жителей довольно большая. К тому же фанзы располагались ни одной улицей, а были удалены друг от друга во избежание пожара и к тому же у каждой фанзы был значительный участок под посевы и посадки. Одному старосте решать все проблемы такой большой деревни было сложно. Дорог не было, мостов не было. Вероятно, по этим причинам и разбили деревню на две части. Появились два старосты, два писаря. К 1911 году в хозяйствах крестьян кроме лошадей и крупного рогатого скота появились и свиньи в количестве 305 штук. В этот год в деревне Таудеми сгорело здание школы (21). По статистике 1912 года в д. Сибичан по речке Сибичан число хозяйств 33. Мужчин 138, женщин – 140, всего – 278 человек. Среди них числился 1 китаец. В деревне была торговая лавка. А главными занятиями, конечно же, были земледелие, охота, ловля рыбы, сборы дикоросов. Ближайшие церковь и школа находились за две версты в с. Новолитовское. За врачебной помощью обращались к врачу за 13 верст в с. Душкино (22). В Таудеми семей было на 6 больше, т. е. 39, а жителей 308 человек. В церковь также ходили в с. Новолитовское, а вот школу восстановили. И учителем в этой церковно-приходской школе работал Кирилюк Кирилл Федорович. Известно имя еще одного учителя, работавшего в школе в 1912 году - И. Качинский. Вероятно, он учительствовал после Кирилюк К.Ф. (23). Земледельцы д. Таудеми засевали свои поля пшеницей (1 десятина), ячменем (4 дес.), овсом (45 дес.). Также выращивали картофель (20 дес.), просо и чумизу на 80 дес., бобовые на 12 дес. В целом засаживали 162 дес. Из «Исторического очерка»: «Бобы в хозяйстве корейца играют большую роль: из них приготовляется соя, без приправы которой не обходится ни одно почти корейское блюдо». А земледельцы д. Сибичан засевали поля ячменем (4 дес.), овсом (50 дес.), сажали картофель (20 дес.), просо и чумезу (50 дес.), бобовые на 15 дес, выращивали так называемые торговые растения на 1½ дес. Всего засевали и засаживали 140½ дес. Чуть меньше, чем д. Таудеми. Овсом засевали больше всего десятин. Его отправляли во Владивосток в войска. Еще корейцы выращивали каолян (гаоляо) – нечто вроде проса, но гораздо крупнее, красного цвета. Из него готовили кашу – паби, квас – камджи и водку – сули. Он служил хорошей пищей и лошадям. Конопля шла на выделку холста для одежды, туфель, веревок, матауз, неводов, ниток; из семян жали масло. Среди овощей были распространены капуста, баклажаны, дыни, арбузы, огурцы, картофель, чеснок, лук, салат 3-х сортов, редиска, репа, емджи – полевой лук, морковь, перец стручковый, табак манчжурский (24). Как же не получить хорошего результата, когда «выходит кореец летом на работу в 3 часа, работает до 10-ти, завтракает в поле же вареной чумидзой, отдыхает после еды с ½ часа и затем снова работает; в 3 часа обедает в поле если далеко от дома, иначе приходит домой. И затем примерно с 5 часов по полудни и до позднего вечера продолжает работу» (25). В чем готовили себе еду таудеминцы, какой была домашняя утварь? Это чугунные котлы – камее, служащие для варки чумидзы, бобов как для себя, так и для скота. Их вешали над печкой. Емкость до 5 ведер, включительно и в каждой фанзе их было по два. Для варки мяса имелись котлы меньших размеров, медные, железные, чугунные и глиняные. Затем чаши для супов. Медные и бронзовые миски с крышками, блюдечки для закуски. Медные, бронзовые, фарфоровые и глиняные тазы для умывания. Медные и бронзовые чайники, плоские медные и бронзовые ложки ссури, палочки, которыми едят все – цери. Кушанья подавались на маленьких столиках – саи. Вся эта посуда корейского изделия и привозилась из-за границы (27). Земля у корейцев никогда не отдыхает, не истощается же она благодаря, во-первых, грядовой пашне, и, во-вторых, благодаря переменной системе – один год сеется буда, на другой – пшеница, ярица или бобы. На скатах гор пашут поперечными бороздами, чтобы вода не размывала пашню (32). Корейский скот ростом меньше русского и маньчжурского; масть преимущественно рыжая. Держат скота корейцы очень мало, лишь для полевой работы, и весьма редко для завода. Продают обыкновенно устаревший скот, заменяя его молодым, покупаемым в Корее. На быках и коровах, кроме плуговой работы, ездят верхом, в телегах, возят тяжести, а также возят вьюки, где не имеется дорог. Молока корейцы не едят вовсе, а потому коров не доят и все молоко идет для теленка, который сосет мать более года. Весь скот корейцы держат на приколе, т.к. пастбищ почти нигде нет; пускают в поле лишь на короткое время, по уборке хлеба, в октябре. И зиму, и лето скот держат в прекрасно устроенных хлевах, такого же устройства как дом у самого хозяина. Свиней держат в каждом хозяйстве преимущественно для себя, т.к. корейцы очень любят свиное мясо и без свинины не обходится ни один праздник, ни один обряд. Из птиц держат кур, уток и гусей (33). Почти в каждом доме производились самими членами семьи все предметы первой необходимости. Хлебопашество доставляло земледельцу все, в чем он нуждался. Зимой каждая семья заготавливала в свободное время все, в чем можно нуждаться круглый год. Мужчины заготавливали дрова и лес, гнали сули из всех родов хлеба, кроме бобов и чечевицы, готовили растительное масло, сою. Женщины пряли пеньку, ткали грубые, но прочные ткани, вполне пригодные для ежедневного употребления. Кореец сам изготовлял себе платье, соломенные и веревочные башмаки, корзинки, метлы, веревки, мотаузы, циновки, плетни для забора и деревянные части земледельческих орудий (34). Интересно, что ремесленники не проживали на одном месте. Обыкновенно, каждый из ремесленников, взяв свои инструменты на спину, шел, куда его звали, и, окончив работу, отправлялся в другое место. Даже те из них, как например, кузнецы, горшечники, плавильщики бронзовой и чугунной посуды, которым нужно иметь особое помещение для их работы, не устраивались окончательно нигде. Горшечники, например, идут, куда их звали, останавливаются в фанзе, отправляются в окрестности за глиною и тут же выделывают грубый фарфор, закончив заказ, отправляются далее (35). В августе 1912 года Заведующий Побережным районом получает от Заведующего Приморским переселенческим участком документ следующего содержания: «Областное присутствие, рассмотрев…….ходатайство Сибичанского сельского общества Новолитовской волости о переименовании селения Сибичан в Алексеевское журнальным постановлением за № 438 определило: селение Сибичан переименовать в Алексеевское…» (36). В 1912 году было проведено масштабное обследование крестьянских хозяйств Приморской области. Про Таудеминскую школу в документах написано следующее: «1-классная церковно-приходская. Построена в 1901 г. На ее постройку получено от казны деньгами 300 рублей и лес отпущен из казенной дачи бесплатно. Крестьяне же дали деньгами на постройку школы 310 рублей и работой на 700 рублей. Ежегодное содержание школы 290 рублей. Мальчиков 57 человек, девочек – нет. Школьный надел в 101 десятину» (37). По сведениям 1913 года в д. Алексеевка крестьянин Сергей Сергеевич Пак занимался торговлей разными товарами с годовым оборотом в 10000 рублей. В этом году в деревне появилась своя школа 1-классная Министерства народного просвещения (38). В 1914 году численность и состав жителей Таудеми и Алексеевки изменился таким образом: в Таудеми проживало в числе инородцев 160 мужчин и 138 женщин, всего 298 человек. В числе иностранцев мужчин 60 и женщин 43, всего 143. Общая численность 401 человек. В д. Алексеевка в числе инородцев 148 мужчин и 142 женщины. В числе иностранцев 34 мужчины и 31 женщина. Общая численность 355 человек. Русских в обоих селениях не проживало (39). Занимались корейские крестьяне и сбором морской капусты в заливе Восток. Так по данным февраля 1914 года крестьяне деревни Алексеевка Никита Цой и Сергей Пак собрали по 1500 пуда и продали китайцам во Владивосток. А из деревни Таудеми один крестьянин (имя неизвестно) собрал 500 пудов (40). В 1914 году провели по деревням подсчет корейско-поданных корейцев. В Таудеми оказалось таких 37 семей, 86 мужчин и 77 женщин. Они занимались хлебопашеством на арендованных землях, за которые платили разным лицам общества по 7 рублей за десятину. В д. Алексеевка таких корейцев было 7 мужчин и 8 женщин. Занимались также хлебопашеством, но аренду платили в Новолитовское общество. Посчитали и русско-поданных корейцев. В Таудеми их было 2 семьи, из 4 мужчин и 7 женщин. Занимались хлебопашеством, за аренду земли платили по 7 рублей за десятину. В Алексеевке было таких 5 семей, из 13 мужчин и 11 женщин. Землю арендуют у крестьян с. Новолитовское и платят по 20 пудов овса за десятину (41). В Таудеми в эти годы уже работала водяная мельница и маслобойка. Две семьи развели пасеки и имели 400 штук улей. В Алексеевке работала кузня и 5 семей занимались производством кирпичей (42). В 1915 году в школе д. Алексеевка обучалось 30 мальчиков и 8 девочек. Учительствовал Ермолаев Сергей Павлович, законоучителем числился о. Сергей Сиворакша. В Таудеми училось 25 мальчиков и 10 девочек. Учитель церковно-приходской школы Соколов, и.д. законоучителя заведующий Мартышко (43). С декабря 1915 по декабрь 1918 года сельским старостой д. Таудеми был выбран Степан Михайлович Пак, малограмотный крестьянин, 35 лет. Сельским писарем на год выбран Михаил Петрович Пак, грамотный, 20 лет. Что интересно, в этой деревне писарь получал жалование в 200 рублей, а староста в 120 рублей. В д. Алексеевка сельский староста также выбран на три года Андрей Иванович Ким, малограмотный, 29 лет, с жалованием в 120 рублей. А сельский писарь на два года Кузьма Харитонович Пак, грамотный, 17 лет, с жалованием в 100 рублей (44). В 1916 году десятскими по деревням выбраны: в Таудеми Иван Ким, 55 лет; Назар Ким и Алексей Александрович Хван, 35 лет. В Алексеевке десятские Тихон Ким, 38 лет; Иван Петрович Ко и Козьма Сергеевич Ким, 26 лет (45). На 1916 год число дворов в Алексеевке 34, жителей-старожилов 309 человек. В Таудеми 42 двора, число жителей 293. В Алексеевке появилось русское торговое заведение стоимостью в 1200 рублей, и в Таудеми стоимостью в 400 рублей (46). Корейцы выращивали на полях еще и табак. В доказательство этому, такое Свидетельство от 10 апреля 1917 года: «дано настоящее Новолитовского Волостного Правления корейцу И-чон-хуни проживающему на земле граждан д. Таудеми…на право провоза табаку (листового) который местного производства, в количестве 25 тюков весом около восьмидесяти пяти пудов в г. Владивосток (в лавку), оптовый склад листового табаку Си–хин-сина. Семеновская ул., д. 22, что подписал и приложением казенной печати Волостного правления удостоверяет Волостной старшина» (47). В феврале 1917 года учителями Таудеминского 2-х классного училища были Прокопий Иванович Ким, Степан Федорович Цой, Варвара Степановна Гриневская. В Алексеевке Пак Ф.А. В Таудеми на этот год числилось 67 хозяйств или 473 человека, в Алексеевке – 58 или 366 человек (48). Год 1919 не прошел не замеченным для этих селений. Жители обоих сел принимали самое активное участие в борьбе с белогвардейцами, и в партизанском движении. В 1923 году за малолюдностью и материальной необеспеченности закрывается Таудеминское училище (49). В этот год по селам начали создаваться сельские советы. Не остались в стороне и Таудеми с Алексеевкой. Появляются Алексеевский и Таудеминский сельсоветы. С численностью населения соответственно 350 (46 дворов) и 508 человек (40 дворов) (50). В 1933 году в Таудеми работала неполная средняя школа. С I по IV ступень было 4 класса, 57 учеников и 5 учителей, с V по VII – 6 классов, 200 учеников и 6 учителей. Директором работал Цой К.С. В Алексеевке была начальная школа с I по IV ступень, учитель был один, учащихся было 51 человек. Директор Ким Пен-чу (53). Как и везде по Сучанскому району в д. Таудеми был организован колхоз, со звучным названием «Молния». Его историю еще предстоит изучить. В 1937 году произошли известные события по выселению корейского населения из Приморья. В Протоколе заседания Президиума Буденновского РИК от 13 ноября 1937 года написано следующее: «…территории ликвидируемых сельских советов, в т.ч. Таудеминского сельского совета – поселок Таудеми закрепить Васильевскому сельсовету, поселок Алексеевка закрепить Новолитовскому сельсовету» (54). Вот так возрождается память, и надолго забытая деревня теперь снова у нас на слуху и поиски ее истории приобрели серьезные масштабы, объединив и сплотив в совместной работе и краеведов Приморья, и потомков таудеминцев, ныне живущих в далеком Узбекистане. Ко-пун-зуни, 63 года Сын его: Ко-сек-цуни, 26 лет, его жена Ким, 18 л. Дочери: Окт-мни, 2 г.; Лени, 1 г. Ко-чан-хани, 52 г. Жена его Ли, 42 г. От 1 жены: Сын Ко-мян-бо, 31 г., его жена Хань, 29 л., их дети: Ван-се, 6 л.; Турце, 5 л. Ко чан-бойми, 53 г. Жена его Ким, 42 г. Сые их Каше-ки, 17 л., его жена Па, 17 л., дочь их Не-ни, 2 г. Ко чан-габи, 52 г. Жена его Ким, 52 г. Сын их Пен-се, 15 л. Дочь Ко, 13 л. Цей-сян-муни, 40 л. Жена его Па, 41 г. Мать его Па, 61 г. Дети: Гон-ся-ги,11 л.; Кося-ги, 10 л.; Пон-сяги, 4 г.; дочь, 12 л. Цхой-тин-зюни, 23 г. Жена его Ко, 22 г. Дочь, 2 г. Мать жены Цхой, 42 г. Брат жены Ко-ман-зиги, 8 л. Сестра, 11 л. Ца-Цань-баби, 57 л. Сыновья его: Ца-юнь-гаки, 29 л.; Оха-ги, 19 л.; Подан-си, 8 л. Паку-Куньми, 47 л. Жена его Ким, 37 л. Сыновья их: Пен-хени, 17 л.; Пен-они, 11 л.; Пен-вони, 9 л. Дочь 1-я, 14 л. Па-куэ, 41 г. Жена его Чемь, 31 г. Дочь 1-я, 5 л. Сын Номи, 2 г. Пак-цин-дини, 41 г. Жена его Ким, 41 г. Сыновья: Ичу, 15 л.; Юн-чу-ни, 8 л. Дочь 1-я, 9 л. Ли-сын-мани, 40 л. Жена его Ким, 36 л. Вон-чан-зи, 52 г. Жена его О, 37 л. Дети их: Ца-эки, 16 л. Дочь, 14 л. Дочь, 12 л. Дочь, 4 г. Сын, 1 г. Син-тон-хени, 43 г. Жена Ким, 44 г. Дети: Се-уди, 22 г. Дочь, 15 л. Дочь, 8 л. Дочь, 2 г. Зять Сен-ден-бо, 32 г. Кон-си-ха, 39 л. Жена его: Ким, 33 Мать его Сим, 70 л. Сыновья его: Ким-бавы, 14 л.; Ким-сони, 12 л.; Ким-теги, 9 л. Ким-ши-пири, 30 л. Жена его Ли, 33 г. Мать его Цхой, 63 г. Бабушка Тень, 79 г. Сыновья его 1-й Пу-дари, 8 л.; 2-й Октар, 4 г. Ян-сек-тиги, 77 л. Внуки его: Иль-сеги, 22 г.; Иль-хеги, 19 л. Хон-ун-бини, 63 г. Жена его Ко, 62 г. Сыновья его: 1-й. Тхей-сеги, 39 д., его жена Ли, 39 л., дети их: 1-й Ки-ту-и, 19 л., его жена Ю, 14 л. 2-й Кан-iони-че, 16 л. 3-й Ки-муни, 14 л. 4-й Ки-цони, 9 л. Дочь, 6 л. Дочь, 2 г. 2-й. Хон-ун-тен-че-ки, 23 г., его жена Па, 20 л., их дочь, 1 г. Дочь Хан-ун-бини, 12 л. Пак-сини-чжу, 39 л. Жена его Цай, 32 г. Дети их: Сон-мин-дан, 14 л.; дочь, 9 л.; Хан-ин-дон, 8 л.; дочь, 2 г. Чен-Чджу-хе, 53 г. Жена его Па, 41 г. Сыновья их: Чен-хаш-ки, 26 л., его жена Па, 25 л. Чен-Чд-му-ки еще сын И-сеги, 11 л. Чан-сеги, 7 л. Иван Никифоров, 41 г. Жена его Елена, 32 г. Дети их: Чан-сони, 14 л., его жена, 18 л. Ивана сыны: Чан-гаки, 8 л.; Чан-нени, 6 л. Ким-чу-еки, 51 г. Жена его Янъ, 48 л. Сыновья его Вониби, 22 г., его жена Па, 21 г., дочь их, 2 г.; сын, 2 г. Сыновья Сан-по-нси, 17 л.; Сице, 15 л. Тим-чан-хай, 44 г. Жена его Па, 41 г. Дети их: _лем-гуани, 26 л.; _лем-бой, 14 л.; _лем-гой, 6 л.; дочь, 12 л. Ким-ин-ди, 45 л. Жена его Ким, 37 л. Сын его Тан-го-ни, 32 г., его жена, 27 л. Дочь, 8 л. Дочь, 6 л. Фан-чу-кей, 29 л. Жена его Па, 25 л. Сын Ки-му-ни, 5 л. Дочь, 2 г. Чим-тен-ши, 39 л. Жена его Па, 28 л. Дети их: _лем-су-ри, 9 л. Чан-га-ки, 8 л. Дочь, 12 л. Иван Кытей Ким, 31 г. Жена его Мария Игнатьевна, 29 л. Дети их: Илья, 12 л.; Алексей, 8 л.; Анна, 5 л.; 2-я не крещенная, 3 г. Хан-чу-еки, 62 г. Жена его Ли, 56 л. Дети их: Ха-ха-сей, 28 л., его жена Цой, 32 г., их дочь, 4 г. Хан-чу-еки дочь Чу-еки, 15 л. Па-ки-неки, 49 л. Жена его Чим-си, 52 г. Дети их: 1.Чен-ми, 23 г., жена его Тен-ен, 20 л., дочь их, 2 г. Бун-мы 3-й, 16 л. Дочь, 11 л. Мать Паки-неки Тимси, 69 л. Се-ца-ги, 40 л. Кни-мани, 15 л. Турце-нами, 12 л. Сергей Тан-сюри-па, 37 л. Жена его Ко-си, 27 л. Сыновья их: Сон-де-бавы, 5 л.; Сен-павы, 2 г. Дочери: Куин-ней, 10 л.; Черто-ли, 8 л. Отец Сергея Тан-сюри, 71 г., его жена Цой-си, 66 л. Ко-сен-чи-ри, 42 г. Жена его Цай, 37 л. Дети их: Ин-тени, 15 л., его жена Ли, 17 л. Дочь Орине, 9 л. Чин-Кунби-ги, 40 л. Жена его Ким, 28 л. Дети их: Куги-секи, 12 л.; Турце, 5 л. Дядя Чумби, 52 г. Тимофей Ким, 39 л. Жена его Пелагея, 35 л. Дети их: Николай, 10 л.; Марья, 15 л. Пак-ти-ле, 34 г. Жена его Ким, 30 л. Дети их: Шан-хи-би, 11 л.; 1 дочь, 12 л.; дочь, 10 л. Мать его Цой, 60 л. Пак-ни-ма-ни, 37 л Жена его Ким, 32 г. Дети их: _лем-чу-ни, 12 л; Чун-чей, 10 л.; Хун-джю-ни, 7 л. Пак-чан-теги, 53 г. Жена его Ким, 32 г. Дети их: Мек-жю-ни, 13 л.; Сян-дмю-ни, 14 л.; дочь, 15 л. Отец Iони, 75 л., его жена Ким, 80 л. Пак-коань-мду, 33 г., его жена Цой, 32 г., их дети: Чан-рай-ма, 10 л.; 1 Дочь, 12 л.; 2 Дочь, 6 л.; сын, 2 г. Отец его Чан-на-ди, 53 г., его жена Ким, 60 л. Цей-тен-бо, 39 л. Жена его Цой, 20 л. Дочь _лемя, 2 г. Ким-си-чай, 42 г. Жена его Хань, 29 л. Пак-синь-они, 33 г. Жена его Ким, 34 г. Дети их: Сице, 7 л.; Дице, 4 г.; Так-тары, 9 л. Его брат Синь-кони, 30 л., его жена Ким, 23 г., их сын Чен-кими, 5 л. Пак-че-зани, 32 г. Жена его Цхоси, 17 л. Ким-хан-зуй, 52 г. Жена Цой, 46 л. Дю-дин-зини, 42 г. Жена его Цой, 37 л. Дети их: Номи, 4 г.; дочь 1-я Акси, 11 л. Ким Кiони, 30 л. Жена его Па, 28 л. Дочь, 3 г. Кое-кани, 36 л. Жена его Ханси, 26 л. Дети их: Чам-бау, 5 л.; Чертали, 12 л.; То-динье, 9 л. Его мать Тим-ен, 57 л. Ди-фа-хаси, 36 л. Жена его Чен-си, 26 л. Дочь _лем-зони, 6 л. Иван Ким, 41 г. Жена его Анна, 26 л. Сын Василий, 5 л. Тен-се-иди, 41 г. Жена его Цеси, 39 л. Сын 1-й, 14 л. Сын 2-й, 8 л. Ко-ся-уди, 43 г. Жена его Юси, 36 л. Дети их: Куни, 16 л.; Турце, 13 л.; Сице, 10 л.; Дице, 8 л. Мать Косяуди, 63 г. Ким Маноне, 48 л. Жена его Лим-си, 45 л. Сын 1-й, 10 л. Дочь, 2 г. Са-чири-ким, 42 г. Жена его Цеси, 42 г. _лемянник Копони, 15 л. Отец его Са-чири-кима, 85 л. Хам-де-уни, 58 л. Жена его Оси, 45 л. Сын их Тан-себи, 10 л. Дочь, 14 л. Тим-Химони, 28 л. Жена его Ким-си, 18 л. Отец их, 55 л. Мать Циси, 50 л. Брат Турце, 14 л. Тим-ден-юби, 38 л. Жена его Хан-си, 40 л. Отец, 68 л. Тим-уни-себи, 40 л. Жена его Хан, 36 л. Дочь Сюгири, 14 л. 2-й сын, 10 л. 3-й сын, 6 л. сын Цен-кау-но, 31 г. Жена его Цой-хаси, 16 л. Отец, 56 л. Хан-чу-баши, 36 л. Жена его Таза, 24 г. Сын Номи, 2 г. Источники: 1. РГИА ДВ, Ф. Р-1, оп. 1, д. 571, с. 163 2. РГИА ДВ., Ф. 134, оп. 1, д. 29, с. 13 3. РГИА ДВ, Ф. 521, оп. 1, д. 308, часть III, с. 504 4. Труды Приамурского отдела Императорского Русского географического Общества, 1895 г. Насекин А.Н.«Краткий исторический очерк переселения корейцев в Южно-Уссурийский край», с. 11 5. РГИА ДВ, Ф. Р-521, оп. 1, д. 307, с. 26 6. РГИА ДВ, Ф. 98, оп. 1, д. 110, с. 90 7. Труды Приамурского отдела Императорского Русского географического Общества, 1895 г. Насекин А. «Краткий исторический очерк переселения корейцев в Южно-Уссурийский край», с. 28 8. Там же, с. 28 9. Там же, с. 28 10. Там же, с. 29 11. Там же, с. 31 12. Там же, с. 32 13. Там же, с. 33 14. РГИА ДВ, Ф. 1, оп. 2, д. 1196, с. 18 15. Там же, с. 18 16. РГИА ДВ, Ф. 2, оп. 1, д. 3287 17. РГИА ДВ, Ф. 98, оп. 1, д. 169, с. 20 18. РГИА ДВ, Ф. 163, оп. 1, д. 10, с. 40; Ф. 5, оп. 1, д. 59, с. 36 19. РГИА ДВ, Ф. 5, оп. 1, д. 36, с. 1 20. РГИА ДВ, Ф. 2, оп. 1, д. 3287 21. РГИА ДВ, Ф. 180, оп. 1, д. 91, с. 10 22. РГИА ДВ, Ф. 180, оп. 1, д. 69, с. 108, с. 110 23. Там же, с. 111 24. РГИА ДВ, Ф. 180, оп. 1, д. 69, с. 27 25. Труды Приамурского отдела Императорского Русского географического Общества, 1895 г. Насекин А. «Краткий исторический очерк переселения корейцев в Южно-Уссурийский край», 14 26. Там же, с. 23-24 27. Там же, с. 24 28. Там же, с. 15 29. Там же, с. 16 30. Там же, с. 16 31. Там же, с. 16 32. Там же, с. 16 33. Там же, с. 16 34. Там же, с. 17 35. Там же, с. 17 36. РГИА ДВ, Ф. 440, оп. 1, д. 89, с. 34 37. Архив ОИАК «По обследованию крестьянских хозяйств Приморской области», т. 5, 1912 г. 38. РГИА ДВ, Ф. 180, оп. 1, д. 88, с. 8 39. РГИА ДВ, Ф. 1, оп. 1, д. 1859, с. 133 40. РГИА ДВ, Ф. 180, оп. 1, д. 88, с. 1 41. Там же, с. 3 42. Там же, с. 17 43. РГИА ДВ, Ф. 180, оп. 1, д. 93, с. 86 44. РГИА ДВ, Ф. 180, оп. 1, д. 40, с. 16 45. Там же, с. 51 46. РГИА ДВ, Ф. Р-565, оп. 1, д. 40, с. 200 47. РГИА ДВ, Ф. Р-565, оп. 1, д. 23, с. 246 48. РГИА ДВ, Ф. Р-565, оп. 1, д. 24, с. 2 49. ПКПБ им. А.М. Горького Сборник «Приморье – его природа и хозяйство», 1923 г. 50. РГИА ДВ, Ф. Р-1, оп. 1, д. 153, с. 106 51. РГИА ДВ, Ф. Р-1, оп. 1, д. 459, с. 61 52. ПКПБ им. А.М. Горького «Список населенных мест Дальневосточного края», По материалам Всесоюзной переписи населения, 1926 года, Хабаровск-Благовещенск, 1929 г. 53. Там же, книга «Дальневосточный краевой отдел Народного образования, Хабаровск, 1935 г.» 54. ГАПК, Ф.Р-30, оп. 4, д. 42, с. 90. 08.10.2019 п. Ливадия
    3 комментария
    13 классов
    Y-хромосома – источник исторических реконструкций
    0 комментариев
    7 классов
    Новость дня! Председатель клуба "Находкинский родовед" Ольга Александровна Горелова и участник клуба, руководитель краеведческого клуба "Родник" посёлка Врангель Лариса Арнольдовна Повх стали победителями в одной из номинаций Всероссийского конкурса «Брат на смену брату: традиция продолжается!», организатором которого является Министерство культуры и архивного дела Приморского края. Цель конкурса - сохранение исторического наследия и памяти об участниках боевых действий, продолжение традиции «Брат на смену брату» в военных профессиях. Конкурсанты представили индивидуальные и семейные работы в различных жанрах: проектно-исследовательские работы, эссе, рассказы. Жюри присудило Ольге Александровне Гореловой первое место за ее труд "Алтуховы - потомки однодворцев - на защите рубежей России" и второе место - Ларисе Арнольдовне Повх за её работу "Уходили на фронт сыновья" в номинации "Конкурс проектно-исследовательских работ, выполненных с использованием архивных документов". Всего же победителями в четырёх номинациях конкурса в возрастных категориях 13-16 лет, 17-21 лет, 22-35 лет, 35 лет и старше стали 11 читателей и сотрудников находкинских библиотек. В номинации "Конкурс сочинений, рассказов о продолжателях традиций братьев Котельниковых" первое место заняли Лебедев Сергей Демьянович и Лебедев Константин Сергеевич. Второе место - у Цыпкало Михаила Валерьевича и Цыпкало Натальи Анатольевны. Третье место заняли Труханов Евгений Данилович и Голикова Эльвира Александровна. В номинация "Творческая лаборатория. Конкурс эссе, стихов, авторских песен, графических романов (комиксов, стрипов), презентаций" первое место заняли Иваненко Кристина Петровна, Китова Мария Романовна, Алиева Диана Евгеньевна. Второе место - у Коноваловой Анны Александровны и Абрамич Любови Владимировны. В номинации "Конкурс проектно-исследовательских работ, выполненных с использованием архивных документов", кроме наших родоведов, победил Кайдо Даниил Денисович, занявший первое место. В номинации "История на тему «Брат на смену брату: традиция продолжается!» на страницах книг (видеоотчёт о прочитанной книге) первое место присуждено Бойченко Юлии Сергеевне. Поздравляем наших победителей!
    1 комментарий
    11 классов
Закреплено
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё