Meddle - шестой альбом группы Пинк Флойд, записывался в разных местах, в перерывах между гастролями с января по август 1971. Выпущен официально 30 октября 1971 Harvest/Capitol в США и 13 ноября 1971 - EMI/Harvest в Соединенном Королевстве. Meddle считается альбомом, который придал группе обтекаемую форму, узнаваемый стиль, сплетенный из оригинального электронного звучания, звуков реальности и обычной рок-инструментовки. Многие поклонники Пинк Флойд считают Meddle первым настоящим достижением группы после выхода из нее Сида Барретта.
"Meddle" - на самом деле, альбом в котором мы все четверо нашли свой путь, каким быть Пинк Флойду. Хотя наметки к этому были и в двух предыдущих альбомах - Ummagumma и Atom Heart Mother, но они не так важны, как этот альбом." (Дэвид Гилмор) "Meddle" был первым настоящим альбомом Пинк Флойд, он установил наш любимый темп, стиль и чувства, принес идею тематики, к которой можно всегда вернуться. Он звучит немного неуклюже по нынешним меркам, но нравится мне в целом" (Ник Мейсон)
ЗАПИСЬ И ВЫПУСК
Флойды начали работать над альбомом в знаменитой студии EMI Abbey Road, где было записано и смикшировано большинство проектов группы. Как говорят, все началось с одного удачного проигрыша Рика на фортепьяно, которым прониклись остальные флойды. Как вспоминал Ник Мейсон: "Идея была создать продолжительную композицию, в которой менялись бы разные настроения - это как раз то, на чем строится альбом. Идея валялась на земле и Рик первым поднял ее, сыграв в начале одну важную ноту."
"Я играл в студии на пианино, и вдруг Роджер предложил попробовать пропустить ноту, которую я взял, через микрофон, потом через Leslie (динамик, создающий спецэффект). С этого все и началось. По-моему, так начинались вообще все лучшие вещи Пинк Флойд," - вспоминал Рик Райт.
Поскольку в проекте отсутствовала какая-либо центральная тема, решили работать над новым материалом индивидуально, по одиночке. Такой метод уже использовался с небольшим успехом при записи альбома Ummagumma (1969). К сожалению, Abbey Road до сих пор располагала только 8-дорожечной системой записи (хотя Битлз удалось еще в 1969 году, несмотря на бюрократические препоны начальства студии, пустить в дело пылящийся без дела 16-канальный аппарат для записи альбома Abbey Road!), что явно не устраивало возросшие технические потребности Пинк Флойд.
Им пришлось переместиться в лондонские студии поменьше - AIR и Morgan, где были 16-дорожечные магнитофоны и другое более продвинутое оборудование. В Abbey Road и AIR с Флойдами работали звукорежиссеры Джон Лекки и Питер Баун (John Leckie and Peter Bown). Они сделали большую часть работы. Остальное - дело рук звукорежиссеров Роба Блэка и Роджера Квестеда (Rob Black and Roger Quested) из Morgan studios в северо-Западном районе Лондона Уэст Хэмпстед. В конце сентября 1971 группа провела несколько дней в Command Studios, работая над квадрофонической версией альбома. Однако эта версия никогда не выпускалась в свет.
Во время сессий альбома были записаны несколько вещей, не вошедших в него. Во-первых, это песня "The Dark Side of the Moon", которая позже обретет название "Brain Damage" и две версии композиции "One of These Days". Все это позже выходило только в бутлегах.
Meddle был встречен критикой по-разному. Если Rolling Stone и Record Mirror восторгались альбомом, то критик из Melody Maker Майкл Уоттс написал: "так много звуков и ярости, ничего не означающих". В ответ, Ник Мейсон послал Уоттсу подарочную коробку с боксерской перчаткой на пружине. Альбом имел успех в Соединенном Королевстве, поднявшись до 3-го места в чартах, но провалился в Штатах из-за слабой рекламной компании по вине Capitol Records, тем не менее попав на 70-е место в американском Billboard.
ОБЛОЖКА
Давний приятель Флойдов дизайнер Сторм Торгерсон предложил поначалу поместить на обложку фотографию заднего прохода павиана (разновидность обезьяны) крупным планом. Однако Флойды выбрали фотографию "уха под водой", которая и попала на лицевую сторону альбома, причем снято свиное ухо. Возможно в этом есть какая-то перекличка с названием, ибо 'meddle' означает "вмешиваться в чужие дела, совать нос не в свое дело", только здесь суется не нос, а свиное ухо. :-)
___________________________________________________________________
Альбом, знаменующий собой начало наиболее продуктивного и новаторского периода в творчестве Pink Floyd. До этого ребята, можно сказать, лишь раскачивались, пробовали проявить себя в психоделике, саундтреке, «конкретной» музыке, сюитной классической форме, различных звуковых экспериментах. Название альбома 1971 г. представляет собой игру слов, основанную на одинаковом звучании «meddle» («вмешиваться») и «medal» («медаль»). Талантливый музыкант Гилмор окончательно освоился в группе, а поскольку он был наиболее осведомленным из всех о современных тенденциях в музыке, то их записи стали и более профессиональными, и в то же время более доступными массам (что не означает простоту или коммерциализацию). В то же время Уотерс стал писать более интересную и выразительную лирику. Обложка альбома не самая удачная – нечто, напоминающее просто вылитые чернила, на самом деле является ухом (говорят, поросячьим – в шутку ли, не знаю) под водой, по которой от падающих капель расходятся круги. Такую концепцию, описывающую последнюю композицию на альбоме, предложили члены группы, так что художника Торгерсона в этом винить не стоит.
1) «One of These Days». Инструментал, появившийся в результате эксперимента, когда Уотерс решил подключить свою бас-гитару к эхо-эффекту «Бинсон», принадлежащему Гилмору. Бас-гитару записали на двух дорожках – рифф Роджера был продублирован Дейвом. Эта угрожающая мелодия идет после завываний ветра, к ней присоединяются отрывистые клавишные и довольно простые ударные, затем звучит замечательное гитарное соло. В середине тема замедляется, раздаются жуткие звуки (кто-то громыхает в дверь), звучит весьма знакомая англичанам мелодия из телесериала «Доктор Кто» и замедленный и искаженный в результате пропуска через усилитель голос Ника Мейсона (можно сказать, что это его «вокальный дебют»:-), первый и единственный), произносящий одну лишь фразу: «На днях я разрежу тебя на маленькие кусочки». Относилась она к радиоведущему BBC (Би-Би-Си, а не Вэ-Вэ-Эс) Джимми Янгу. В чем тут хохма? А в том, что Уотерс как-то сделал для концертов коллаж из программ Янга, разрезав пленки и соединив куски в один сюрреалистический монолог. После этой фразы, неплохо бы подошедшей для какого-нибудь фильма про маньяка с ножом или бензопилой, идет жесткий хард в лучших традициях. В свое время я был приятно удивлен, когда впервые услышал этот инструментал на этом альбоме, потому как в советское время она звучала в передаче, если мне не изменяет склероз, «Человек и закон». Вот так ненавязчиво нас приучали к хорошей музыке, а мы и понятия не имели, откуда она берется. (Как оказывается, чуть ли не половину вещей Жана-Мишеля Жарра я тоже слышал задолго до того, как с ним познакомился на альбомах.)
2) «A Pillow of Winds». Композиция в противовес мощной первой. Слушателям надо отдохнуть. Под звуки ветра звучит этакая пасторальная музыка – красивая меланхоличная акустическая гитара, задумчивый орган. В песне есть фрагмент, когда после минорного звучания происходит быстрый переход в мажор, словно солнце вышло из-за туч после дождя. Гилмор умиротворяюще поет стихи в духе Руперта Брука (будь они на русском – я бы сказал «Фета»).
3) «Fearless». Весьма энергичная, хотя и не быстрая тема, появившаяся благодаря Баррету. Сид всегда искал интересные звучания и специально расстраивал гитару, чему научил также и Роджера. Гилмор поет, растягивая слова, звучит фортепьяно, акустическая гитара играет мелодию, помогающую благодаря стихам нарисовать в голове картину, словно кто-то поднимается на холм. Музыка звучит то громче, то тише, в то время как на заднем плане мы слышим какой-то странный хор. В конце песни, когда музыка стихает, мы наконец понимаем, что это болельщики, исполняющие гимн «Ты никогда не будешь ходить один», победную песню кубка Уэмбли. Записано это было прямо на стадионе Энфилд в Ливерпуле. Правда, возникает вопрос: к чему это здесь?
4) «San Tropez». Размеренная композиция, пожалуй худшая на альбоме. Джаз с упором на фортепьяно. Подошел бы для какой-нибудь парти с коктейлями и бассейном. Гилмор играет на гавайской гитаре (оказывается, он и это может). Вокал Уотерса звучит оптимистично, текст является его карикатурой на самого себя, ведь в нем сочетались социалистические идеи и замашки рок-звезды. Некоторые места в песне достаточно туманны, что наводит на мысль, а не относятся ли они к первому знакомства Роджера с ЛСД во время поездки в Грецию с университетским другом.
5) «Seamus». Ни за что не относитесь к этой песне серьезно! Это короткая песня-шутка, родившаяся в результате шутки. У Стива Мэрриота, музыканта групп Small Faces и Humble Pie, был пес, которого он научил выть под блюз. Гилмор, друзья которого присматривали за псом во время туров хозяина, притащил животное в студию. Все уже обкурились, Гилмор стал лабать что-то, пес – подвывать, и решено было включить запись. Я бы назвал это гитарно-фортепьянным блюзом с собачьим соло.
6) «Echoes». Эпическая вещь, очень длинная (более 23 минут) и сложная, получившаяся из 36 (по другим сведениям, 24) музыкальных фрагментов, которые музыканты записывали по мере того, как им в голову приходили идеи. Одна из тех композиций, которая явно повлияла на такие группы, как Tangerine Dream. Сонар подводной лодки, раздающийся в начале (так называемый «пинг»), получился случайно, когда фортепьяно Райта подключили к усилителю «Лесли». Мне это также напоминает падение капель в какой-нибудь глубокой пещере. Постепенно подключается грустная гитара, вкрадчиво вступают ударные, затем все инструменты играют нечто грустное и размеренное. Между вокалом (Гилмор и Райт поют попеременно) идет довольно тревожный гитарный проигрыш. После вокала – гитарное соло, все более тяжелое и эмоциональное. Далее размеренно – тему ведут ударные, в то время как гитара и клавишные выдают тревожные звуки. Затем все стихает и начинается самая авангардная часть: мы словно оказались на пустынном берегу моря, плещут волны, воет ветер, кричат чайки, раздается свист. Вряд ли когда-либо в своей жизни вы слышали подобные звуки: вас словно бросили куда-то далеко от дома, туда, где неуютно и жутко. Хочется натянуть на уши одеяло, и не слышать всего этого. Потом снова раздается «пинг», звучат клавишные, где-то далеко слышны ударные, которые наконец мощно вступают вместе с гитарой. Напряжение все нарастает, эхом отзывается гитара, звучат мощные тарелки, темп ускоряется. Мы словно всплываем на поверхность и слышим вокал. После него вновь ускорение – тяжело, эмоционально. Затем снова замедление – клавишные, грустная гитара. В конце слышится жутковатый вой, который постепенно заглушает инструменты, и мы постепенно возвращаемся к началу (как, однако, Уотерс любит цикличность – вы заметили?). Первоначально песня имела название «Возвращение сына ничто» и была на научно-фантастическую тему освоения космоса, но Роджер решил переписать ее и, в шутку говоря, упал с небес на землю, точнее в воду. Лирика «Отзвуков» предвосхищает дальнейшую разработку им темы свободы и противостояния ей со стороны других. Роджер говорит о том, что очень трудно добиться утверждения собственной независимости, но каждый – хозяин своей судьбы и должен сам выбирать, куда идти и что делать. Фэны старого, более андеграундного Pink Floyd были, конечно, озадачены альбом, столь непохожим на предыдущие работы, зато у группы появилось множество новых поклонников, любящих интеллектуальный рок. Альбом нельзя назвать полностью удачным, поскольку в нем две сильные вещи – первая и последняя – оттеняют все остальные, но тем не менее и они неплохи и весьма разнородны.
#PinkFloyd #ProgressiveRock #13Ноября
Комментарии 5