После выпуска великолепного альбома «Кровь за кровь» для «Арии» и всей страны наступили трудные времена. Это было уже заметно по тому, что столь прекрасную работу «Мелодия» выпустила тиражом каких-то жалких 40 тыс. экземпляров. Гастроли продолжались, но концертов было гораздо меньше. С группой происходили разные странные и мистические события, и их дружно сваливали на «кровавый альбом». Тут еще интерес к металлу стал быстро падать, как, впрочем, и к любой другой музыке, а затем был путч и развал СССР. Лишь в конце 1992 г. ребята стали работать над идеями для нового альбома. Кроме того, началось строительство их собственной студии Aria Records, продолжавшееся до середины 1994 г. Летом наконец были записаны ударные, но до бас-гитары дело дошло лишь в ноябре. Все происходило жутко медленно, и неизвестно было, когда ожидать конечного результата. Кипелов тем временем, желая подзаработать, согласился на предложение бывших коллег из группы «Мастер» принять участие в клубных концертах, тем более что в программу входили вещи с первых двух альбомов «Арии». Дубинин и Холстинин решили, что он уходит, и стали искать нового вокалиста. На это место, после разных прослушиваний, взяли Алексея Булгакова, ради «Арии» даже распустившего свой «Легион». Тут свое «фе!» этому безобразию высказал Маврин, считавший, что без Кипелова «Арии» быть не может, и рискнувший пойти на ультиматум: или Валерий остается, или он тоже уйдет. Покидать товарищей, с которыми он столько проработал на музыкальной ниве, Сергей не собирался, но его отставку – вот глупость! – приняли. Булгаков же, решив, что его уже не прогонят, стал вдруг вмешиваться куда не следует – например, в тексты, которые он считал «чернушно-сатанинскими». Разрешилось все неожиданно. Александр Морозов, президент MOROZ Records, в 1994 г. издавшей пять альбомов «Арии», был уверен в том, что вскоре группа предоставит новую прибыльную работу. И тут он узнает, что Кипелова на альбоме не будет. Под угрозой штрафных санкций Валерия, который здорово обиделся на ребят, в группу вернули, а вот Маврин, уже записавший бóльшую часть своих партий, так и остался за бортом – на его место определили Сергея Терентьева, летом 1994 г. записавшего на Aria Records свой сольник в жанре гитарного блюза, а до этого участвовавшего в группах «Родмир» и «Новый Завет», в которых он не особо блистал. Видя, как Дубинин и Холстинин размышляют о поисках нового гитариста, он предложил свою кандидатуру. Из-за роста 1,96 м брать его сначала не хотели, но показ гитарного искусства – импровизационного, как говорит сам Терентьев – разрешил все сомнения.
Холстинин, помня о классном предыдущем диске, хотел поначалу продолжить его тему, а так как альбом должен был стать шестым по счету, то он мечтал назвать его «666» и записать всего шесть вещей. К сожалению или к счастью (мало, что ли, было им мистики?), такого альбома не появилось. Затем была идея сделать работу экспериментальной, но и из этого ничего не вышло – как только вернулся Кипелов, с его вокалом все композиции стали напоминать старую добрую «Арию». Уже проделанную Мавриным работу почти не использовали – за исключением пары моментов. Терентьев, кстати, стал играть в стиле Дубинина, так что создается впечатление, что записывал все один гитарист. Также был использован клавишник Александр Мясников, в результате чего прослеживается еще большее сходство с Iron Maiden эпохи «Seventh Son of a Seventh Son». (Кстати, в июне 1993 г. участники двух групп наконец-то встретились и слегка потусовались вместе.) Что касается текстов, то тут вновь вмешался Морозов, захотевший чего-то более приземленного, но Пушкина все же не обошлась без философии и мистики.
1) «Рабство иллюзий». По-моему, не самое лучшее начало для альбома. Тревожное гитарное вступление под звенящие перкуссии, присоединяются ударные и клавишные. Затем ударные меняют ритм под басовую линию, а Кипелов начинает петь странным хрипловатым голосом, напоминающим Дейва Мастейна. Риффинг появляется на втором куплете. Уже в «рыбе» этой вещи присутствовало слово «illusion» (Дубинин на «рыбе» всегда поет на псевдоанглийском языке), так что Маргарите пришлось отталкиваться именно от него. Наконец она написала текст по мотивам «Так говорил Заратустра» – своеобразной Библии Ницше, «книги для всех и ни для кого». Лирический герой не желает, чтобы Бог или Сатана диктовали ему, как следует жить; другие люди, которые без этого не могут, конечно, его ненавидят, но он не собирается жертвовать своей свободой ради иллюзий. Менее всего мне нравится странноватый припев про трех белых орлов – сразу же вспоминается водка «Белый орел» и все отсюда вытекающее. А если серьезно, то Пушкина этим хотела сказать о величайшем удовольствии стоять где-нибудь на горе и любоваться полетом гордых и свободолюбивых птиц, отождествляя себя с ними. А вот соло получилось довольно интересным, со сбивающимся ритмом и пронзительным гитарным воем.
2) «Паранойя». Лирично играет электрогитара, сопровождаемая тихими клавишными и басом. Это первый фрагмент на альбоме, где можно услышать Маврина. Затем мощно вступает ритм-секция. Запоминанию мелодики способствует выбор в качестве стихотворного размера классического анапеста. Пушкина была под впечатлением от трагической смерти своего племянника, однако «арийцы» ей такой текст не позволили. В результате получаем лирического героя, для которого каждый день – это борьба; его подруга полна параноидального страха встретиться с каким-нибудь маньяком, а сам он чувствует, что скоро настанет конец света, хотя все остальные веселятся, то ли не зная об этом, то ли пытаясь взять от жизни все. Не нравится мне, правда, фрагмент «Эта жизнь – не для белых, эта жизнь – не для черных», который звучит как-то глуповато. А вот припев интереснее – он полон грусти от осознания того, что даже если и есть где-то лучшее место, то нам туда все равно не попасть. Вновь отличное соло – пронзительное как всегда. В конце Кипелов много раз повторяет: «Я бегу, чтобы жить, а вокруг ликует паранойя», в то время как музыка затихает, словно герой действительно убегает прочь.
3) «Ангельская пыль». Эту отличную балладу записали еще с Мавриным в мае 1994 г. для сборника «Russian Metal Ballads Vol. 1», но для альбома сделали новый вариант. Вступает ритм-секция с тревожно играющей электрогитарой, затем появляется акустическая гитара и вокал. Припев покоряет своей мощью и в то же время лиричностью, а вокал заслуживает самых высоких похвал. «Ангельская пыль» (она же «прах ангелов» и «ангельские волосы») или, по-научному, фенилциклидин – это очень сильный и опасный галлюциноген, получаемый из транквилизатора для животных и нарушающий координацию движений и мысли. Появился он в конце 1960-х и распространился в основном в США. Столь красивое название наркотика связано с легендой, по которой эти кристаллы появились там, где прошли ангелы, спустившиеся на землю. Песня является обращением к наркоману, стремление которого удалиться от этого мира неминуемо должно привести к его смерти. В тексте упоминается героин, хотя его «ангельской пылью» никто не называет. Просто слово «кокаин» (который иногда называют «angie») и уж тем более «фенилциклидин» как-то не очень хорошо бы звучало, и поэтому Пушкина вставила «героин». Образ мотыльков, летящих на пламя, был взят из песни «Moths» Jethro Tull. Соло, начинающееся с гитарных завываний, раздающихся из разных динамиков и сопровождающихся басом, также сделано на высочайшем уровне. Кипелов прекрасно выражает сочувствие к молодому герою, но послушается ли тот, пока еще не поздно?
4) «Уходи и не возвращайся». А вот это бред! Странный эксперимент, окончившийся неудачей. Вероятно, самая нелюбимая для меня вещь во всем репертуаре «Арии», написанная еще во время сессий предыдущего альбома и не включенная в него именно из-за мажора. Лучше бы они про нее совсем забыли! Ей-богу, жалеть было бы не о чем! Начинается все с хорового припева а капелла, затем вступает риффинг и присоединяется вся ритм-секция с солирующей гитарой. Претензии, как и в случае с «Дай жару!», у меня в первую очередь к тексту, который «Арии» совершенно не подходит. Нам рисуют образ девушки, которую герой прогоняет из-за того, что эта дрянь пыталась с помощью своей красоты обеспечить себе положение в обществе. Маргарита воспользовалась наблюдениями за своим домом, где жили известные люди и постоянно мелькали какие-то красавицы. Особенно не по-«арийски» звучит строчка: «Бай-бай, детка, в мире много старых козлов». (У 38-летних Дубинина и Холстинина возникли сомнения, уж не их ли имела в виду Пушкина.) Таким образом, молодой и небогатый герой весьма рад избавиться от бывшей подруги, которую когда-то все-таки любил. Конечно, ребята прикалывались, и, например, звучащий после сольной части припев в сопровождении баса и гитары получился неплохо, но не по душе мне такие несерьезные песни в исполнении этой группы. Интересно отметить, что каждая юная поклонница «Арии» хотела думать, что речь в песне идет именно о ней, хотя женский образ предстает не самым привлекательным.
5) «Король дороги». Вступают гитары и ударные, темп весьма быстрый (размер 13/8). Данная композиция закончила трилогию о парне-мотоциклисте из песен «Герой асфальта» и «Не хочешь, не верь мне». Итак, наш герой, видимо, вышел из больницы и продолжает кататься на большой скорости, чувствуя себя настоящим королем. Правда, вместо байка он теперь пересел в автомобиль, который так любил персонаж песни Deep Purple «Highway Star». Кроме того, у него появилась и королева, чему мы все несказанно рады, ведь, помнится, именно от недостатка любви он и страдал. Теперь он готов везти ее куда угодно – хоть в ад, хоть в рай, – лишь бы она была рядом. В припеве ритм-секцию дополняют клавишные. Соло прекрасно иллюстрирует быструю езду.
6) «Возьми мое сердце». Еще одна хитовая баллада на все времена, в авторы которой записаны чуть ли не все участники группы, однако главная идея исходила, конечно, от романтичного Кипелова. Чтобы привести ее в божеский вид, понадобился год, но результат того стоит. Под печальные клавишные играет такая же грустная акустическая гитара Маврина (вот и второй фрагмент), а на заднем плане слышна электрогитара. Вскоре вступает Валерий. Маргарита написала одну из самых личных песен – о человеке, умершем у нее на руках, – только переделала ее для Кипелова так, чтобы герой был мужчиной, скорбящим по своей умершей возлюбленной. Страдающий от одиночества бедняга не знает, как дальше жить, и явно желает покончить с собой. Металлическая ритм-секция вступает аж после повторения припева. Заканчивается ночь, вся нечисть, которая видится герою, уходит под звон колокола, и с рассветом, видимо, пропадает на некоторое время и желание умереть. Пронзительное соло полно сочувствия. Под грустные гитарные аккорды Валерий долго тянет последний звук фразы «Возьми мое сердце», а в конце звучат грустные клавишные.
7) «Зверь». Отлично запоминающаяся тема, возникшая из той же заготовки Кипелова в духе Slade, что и предыдущая вещь. Именно поэтому две композиции и получились похожими, только одна стала балладой, а другая – жестким и динамичным треком. Вступает ритм-секция с мощным риффингом, и почти сразу же появляется вокал. По тексту композиция получилась весьма таинственной. С одной стороны, мы видим историю человека, которого, как в фильме с Джеком Николсоном, укусил волк, и он стал оборотнем. Все осложняется тем, что у героя есть любимая, только вот она не очень-то хочет становиться зверем и даже горит желанием его убить. В общем, не вышло хэппи-энда в духе «Красавицы и чудовища». Если же расценивать все это как метафору, то можно вспомнить роман Германа Гессе «Степной волк» и работу Фрейда «Из истории одного детского невроза» («Человек-волк») и понять, что в каждом человеке есть звериное начало – волк, тигр, шакал… Кроме того, Пушкина вспомнила еще и «Плаху» Айтматова и его вольнолюбивую волчицу, которой она всегда мечтала стать – только чтобы рядом был любимый человек. Инструментальная середина начинается с риффинга, который меняется в сопровождении солирующей гитары. Гитарный вой в конце действительно напоминает волка.
8) «Дух войны». Мощно вступает ритм-секция с пронзительно воющей гитарой. И вот идет быстрый ритм с четким басом. Лирический герой – солдат, которого посылают, вероятно, в разные горячие точки и который полон решимости победить. Запоминаются строки: «Разрушенье – это страсть. Все равно, какая власть. Власть всегда пила чужую кровь». В Союзе они бы такое не спели. Текст можно расценивать как метафору – мол, мы, «арийцы», по-прежнему полны боевого духа. Следует отметить запоминающийся припев и отличающееся пронзительностью соло.
9) «Ночь короче дня». И вот наконец долгожданный эпик. Дубинин еще в 1990 г. хотел работать над этой вещью, но тогда Холстинин ее не принял. Пафосно вступают струнные, присоединяется хор, клавишные, колокол. Под тихо цокающие ударные играет гитара в сопровождении баса и далеких клавишных, а затем риффинг знаменует скорое появление вокала. Вновь Пушкина обратилась к Камю – на этот раз к роману «Посторонний». С тем же успехом можно найти здесь и схожесть с «Оводом» Войнич. Герой композиции находится в темнице и ждет рассвета, на котором его казнят, а тем временем к нему приходит священник и уговаривает его покаяться. Мелодичности в песне хоть отбавляй! В середине под тревожные переливы клавишных начинается гитарное соло. В музыке явно ощущается сочувствие к герою. Тревожности добавляет бас. Заканчивается композиция небольшим инструментальным фрагментом с ударными и гитарой, как бы иллюстрирующими если и не исполнение приговора, то его неизбежность.
Обложку вновь нарисовал Гаврилов. Предложенный ребятами сюжет, запечатленный на ней, является современной переделкой классической картины Репина «Отказ от исповеди». Вместо попа Гаврилов изобразил Смерть, но не старухой, а в виде аппетитной обнаженной девушки (чтобы пластинка лучше продавалась – ход банальный, но удачный!) с косой (имею в виду, конечно, с/х инвентарь :), а революционер оказался без бороды и в джинсах и очень напоминает Холстинина, хотя вновь художник утверждает, что если сходство и есть, то не намеренное. Икону заменили песочные часы, которые Смерть держит как напоминание о быстротечности жизни, а «святой лик» на стене, упоминавшийся в заглавной теме, превратился в демона.
Альбом вышел в конце 1995 г., а вскоре радостная Пушкина выдала рецензию на него и на вышедший в этом же году новый диск Iron Maiden «The X Factor». Сравнивая две работы, рок-поэтесса вовсю превознесла «Арию» и нехорошими словами прошлась по их английским конкурентам. Понятно, что Маргарита пристрастна, но новый альбом «Арии» действительно превзошел англичан, хотя и не лишен недостатков. Старое поколение, когда-то слушавшее «Арию», уже подросло, но теперь ребята смогли завоевать любовь нового поколения, которое упорно воспитывали на всякой попсе. К сожалению, альбому «Ночь короче дня» все же многого не хватает, и хотя он не так уж плох, но все-таки заметно, как на музыкальном материале отразились и затянувшаяся пауза, и конфликты в стане «арийцев».
#ария #HeavyMetal #11Сентября
Нет комментариев