Развития идей прошлого альбома в сторону ещё большего диссонирования и структурной “ломки” я одновременно и хотел (англичане смогли приручить диссонансы, сделав их достоинством, а не недостатком), и боялся (чуть переборщил – и у тебя уже маразм, а не музыка), но группа облегчила мою участь, отвергнув этот путь. Да, отголоски “Apex Predator”, разумеется, тут есть, но “Backlash Just Because” и “Acting in Gouged Faith” только так и можно назвать, “Throes of Joy in the Jaws of Defeatism” не использует предшественника даже как базис. Отчасти из-за того, что конкретного базиса тут нет, Napalm Death на четвёртом десятке лет карьеры созрели-таки до более-менее глубокой ретроспективы своего творчества, вместо робких отсылок последних 10-15 лет.
Тут есть, чем поживиться тем, кто хотел, чтобы Napalm Death перестали, наконец, словно дятлы долбить шишку несчастного “Enemy of the Music Business” и направили свой взор к стилистике “Fear, Emptiness, Despair”и “Diatribes”. Здесь для них если не всё, то многое: примат дэтогрувхардкора над грайндом, снижение скоростных показателей и индустриальные заморочки в угоду атмосфере, подросший хронометраж, большее внимание к басу, бластбиты, как средство, а не цель… Ну и в целом более контрастное звучание, какого не было уже очень давно. Орнитологи, вроде меня, которым как раз ближе шишки нынешнего тысячелетия, забыты не были, но даже “их” материал таит в себе вайбы “Words from the Exit Wound”. Вот у кого точно не выгорит, так это у поклонников “Scum”, “FETO” и “Utopia Banished”, отмороженных треков на минуту-полторы тут нет.
К сожалению, названные “Fear, Emptiness, Despair” и “Diatribes” лично для меня ценность представляют больше историческую, нежели практическую как раз из-за указанных выше черт. Но переосмысление творений того времени через фильтр более чем двух десятилетий явно пошло на пользу, результатом чего стал тот факт, что отсюда по итогу многократного прослушивания хочется выбросить не пол альбома, а только “A Bellyfull of Salt and Spleen”. Но такие песни “под нож” есть практически на каждом полноформате, начиная с “Utopia Banished”, так что отряд не заметит потери бойца. Экспериментальное крыло альбома вообще выглядит на удивление крепко. “Invigorating Clutch”, например, вяжет по рукам и ногам тягучим, переливающимся риффом, какой легче представить у какой-нибудь Sepultura, чем у Napalm Death. Правда есть чуйка, что потенциал песни в полной мере может раскрыться лишь на концертах. “Joie De Ne Pas Vivre” меня вообще чуть не вынесла: “обнажённая” ритм-секция под аккомпанемент индустриального шумового пейзажа звучит насколько незамысловато, настолько и эффектно/эффективно. Именно таких вещей ощутимо не хватало в то время, когда их появление логически вытекало из стилистики повествования.“Amoral” же концептуально выгружает в альбом необходимую ему порцию нигилизма.
Раз уж речь зашла о треках, то продолжим. “**** the Factoid”, окажись она в иной части альбома, сильно рисковала просесть в цене, но в качестве старта (в этот раз безо всяких невнятных интро) она реализует свой взрывной потенциал по максимуму. Отдельный плюсик за размазанную до блэкового состояния гитару в припеве, которую я по тугоухости принял сначала за синтезатор. Этот трек стоит во главе фракции, состоящей из “That Curse of Being in Thrall”, “Throes of Joy in the Jaws of Defeatism” и, в меньшей степени, “Contagion” – тех самых “треков-дятлов”, прививающих альбому атмосферу здоровой конкуренции и не дающих ему совсем уж закопаться в прошлом. Ничего экстраординарного – просто крепкие, тактические боевики. В этот список могла попасть и “Fluxing of the Muscle”, но диатрайбовский грув, уверенно переходящий в традиционную долбу неожиданно делает эту песню одним из хитов релиза. Главным из которых является “Zero Gravitas Chamber”, при прослушивании которого в памяти всплывает “Harmony Corruption”, только с нормальным звуком и Барни, который орёт не мимо музыки. Характерный слэйеровский рифф звучит проще пареной репы, но вонзается в память штопором так глубоко, что ему даже не требуется поддержка “шумовых” соло. Запоминаемость и цепкость – черты, не близкие Напалмам, и это резко выделяет песню не только из альбома, но и поздней из дискографии в целом.
Пожалуй, к главному (и едва ли не единственному) минусу “Throes of Joy in the Jaws of Defeatism” я внезапно отнесу отсутствие… протеста. Брэнду “Napalm Death” почти 40 лет, нынешнему составу почти 30, и находясь в таком почтенном возрасте, имея багажом кучу разномастных альбомов, повлиявших не на одно поколение металеров, они в полном моральном праве творить любую дичь, какая им взбредёт в голову. И даже год для этого подобрался подходящий, но ND пошли по рациональному пути, записав альбом-компиляцию, который многих удовлетворит, но едва ли изнасилует. В таком виде даже при наличии яркого контраста, “Joie Ne De Pas Vivre” и Барни, который тут наорал за десятерых, ему ощутимо не хватает резкости, нерва, всё здесь как-то слишком правильно, опрятно, компромиссно. Черта, в том числе по вине которой альбомы середины 90-х мне заходят со скрипом. На этом фоне тот же “Apex Predator” выглядит смелее и даже как-то честнее. Если Митч не разберётся со своими тяжёлыми семейными проблемами и не вернётся в группу в качестве автора, а не только студийного исполнителя, то и в дальнейшем не стоит ждать откровений, и “Throes of Joy in the Jaws of Defeatism” рискует оказаться тем самым максимумом, который может позволить себе Эмбури, работая в одиночку.
#NapalmDeath #grindcore #18Сентября
Комментарии 1