НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ РАБА ТВОЕГО, ВЛАДЫКО... Песнь Симеона Богоприимца
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.Песнь Симеона Богоприимца — слова из Евангелия от Луки (Лк 2:29-32), произнесенные Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском Храме в день Сретения — встречи старца с младенцем Иисусом Христом. Песнь вошла в состав богослужебных песнопений — это древнейший христианский гимн. Он читается или поется в конце вечерни, перед утреней, что символично: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасителя.
Иосиф и Мария с Богомладенцем пришли к жертвеннику вместе с другими семьями, которые наверняка тоже пришли для совершения такой же жертвы. Но вдруг их встречает необыкновенный старец, берет на руки Младенца и произносит такие слова:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...»
Он благодарит Бога за освобождение. Потому что однажды Бог через Ангела возвестил Симеону, что он не умрет пока не увидит исполнение пророчества Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). Причиной такого наказания было то, что Симеон усомнился в том, что Дева может стать Матерью, что Бог может явить чудо Боговоплощения. Согласно с преданием Симеон переводил книгу пророка Исайи на греческий, и слова «Се, Дева, во чреве приимет...» хотел перевести как «Се, женщина, во чреве приимет...». Но явивишийся ему Ангел указал перевести «Дева» и сказал, что Симеон умрет только тогда, когда увидит исполнение этого пророчества.
Согласно преданию Симеон прожил примерно 300 лет. Ожидание было очень долгим и трудным. Это подвиг терпения, смирения, надежды и несомненной веры — уверенности в том, что Бог как любящий Отец даст тебе то, что нужно, и тогда, когда будет нужно, то есть когда ты будешь готов это принять.
Симеон знал, что Бог милосерд. Он умел ждать и потому дождался. Как говорил в своей проповеди на Сретение архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «старец Симеон жил ожиданием Мессии и носил Его, еще неведомого, в сердце своем. Тем и сподобился милости от Бога встретить Младенца Христа и стать Богоприимцем». Неслучайно песнь Симеона Богоприимца — «Ныне отпущаеши раба Твоего…» — поют в наших храмах по завершении вечерни, которая, как известно, посвящена Ветхому Завету, перед утреней, перед восходом чаемого Солнца — Христа.
Но чему же он радуется? Симеон с радостью восклицает: сегодня отпускаешь Ты, Владыка, раба Твоего по слову Твоему с миром! Но радуется он не тому, что умирает, а следующему: «яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей:». Я своими глазами увидел Спасителя мира, - говорит он здесь, - своими очами созерцал Младенца на руках Той Самой Девы, о которой предсказал когда-то великий Исайя. И это спасение — для всех людей, для всех народов.
И в следующих словах Симеон раскрывает для каких людей: «свет во откровение языков». В первую очередь он говорит о язычниках, потому что они приняли Христа более, чем иудеи. Симеон предвидит, что Христос станет светом для всех языческих народов, то есть для всех народов, которые когда-были языческими (в том числе и русского) «и славу людей Твоих Израиля». Господь станет славой Израиля — того народа, который произошел от Авраама, ведь многие иудеи обратились и обращаются к вере во Христа. Такие христиане из иудеев и есть слава своего народа.
Господь Иисус станет станет славой Израиля, но не того государства, которое находится в Палестине, а истинного Израиля, который произошел от двенадцати апостолов, который есть Церковь Христова.
Присутствуя на вечернем богослужении и вновь слыша это песнопение, будем радоваться вместе с Симеоном тому, что нам дано спасение, что нам дан Свет, что он во тьме светит, и тьма до сих пор не объяла Его. Будем также помнить, что эта земная жизнь не бесконечна и что дана она нам для того чтобы приобрести спасение в свете Христовом.

«Ныне отпущаеши» – жизнь и смерть в одной молитве»
Регент Евгений Святославович Тугаринов говорит, что в тексте молитвы «Ныне отпущаеши» соединяются Жизнь, которую держит на руках старец Симеон, и смерть, его собственная кончина, которую он ждет, которой он не боится и которая вот-вот должна произойти «с миром», то есть в мирном принятии конца своей земной жизни.
Все композиторы, перекладывавшие эту молитву на музыку, по-разному выражали это сочетание жизни и смерти.
Как трогательно выражен мотив жизни в «Ныне отпущаеши» у великого композитора Сергея Рахманинова. Симеон берет на руки Младенца Христа. И хор это «укачивание» поет! А уход Симеона музыкально изображен в самом конце – басы опускаются в самую глубину хоровой фактуры – как бы могильной глубины.
Рахманинов писал это произведение не для исполнения в храме, оно необычайно сложное и доступно только высокопрофессиональным хорам, например, есть запись этого произведения 1966 года в исполнении хора Свешникова.
В настоящее время в православных Храмах «Ныне отпущаеши» исполняется в изложении разных композиторов: Григория Львовского, Бориса Ледковского, диакона Сергия Трубачева, Кедрова-сына и др.

Рекомендовано читать, но все поют!
Ученый-литургист Михаил Скабалланович в Толковом Типиконе пишет, что согласно Студийскому уставу (IX век) «Ныне отпущаеши» пелась. Древнейшие рукописи Иерусалимского устава (XIII век) ничего не говорят о способе исполнения, но Скабалланович предполагает, что и тогда, возможно, она пелась.
В богослужебном уставе, который используется у нас сегодня, предполагается именно чтение «Ныне отпущаеши»: «Несмотря на высокопоэтический характер этой молитвы-песни, устав для нее назначает не пение, а чтение (как исполнил ее, вероятно, и сам праведный Симеон: «благослови Бога и рече»). Ее «глаголет настоятель» или «один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит» ее.
Но несмотря на такое предписание Типикона, сегодня «Ныне отпущаеши» почти везде поется и стало одним из самых торжественных моментов в богослужении праздника Сретения.
___
Использованы материалы из газеты «Православная вера», статьи священника Валерия Варнашова, статьи Вероники Бузынкиной «Ныне отпущаеши» – жизнь и смерть в одной молитве».
Нет комментариев