15 января, СРЕДА. Седмица 30-я по Пятидесятнице. Предпразднство Богоявления. Преставление, второе обре́тение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца. (Лит. – Евр., 323 зач., X, 1–18. Мк., 56 зач., XII, 28–37. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23)
📚 Комментарий к Евангелию Священник Максим Филатов. (Лк. 6, 17–23)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы становимся свидетелями первой проповеди Христа после избрания Им двенадцати ближайших учеников – апостолов.
Как мы видим, ко Христу устремляется множество народа, который жаждет чуда исцеления от обременяющих болезней и недугов, и Господь возлагает руки Свои на недужных для исцеления. Люди и сами тянутся ко Спасителю, чтобы прикоснуться к Его одежде, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк. 6, 19). Именно во время этого духовного подъема среди множества людей, еще более укрепившихся в вере совершенными чудесами, Иисус Христос обращается к ученикам и народу со словом проповеди о блаженствах.
Евангелист Лука, как, впрочем, и евангелист Матфей, в тексте Священного Писания употребляет греческое слово μακαριος [макариос], которое можно перевести на русский язык как «счастливый» или «благоденствующий».
В античном языческом мире «блаженными» обычно именовались боги, а также уподобляющиеся богам люди, потому что они воплощали в мифах мечту человека о счастье.
Это греческое слово и его значение замечательно характеризуют саму суть христианства, которому присуща Божественная радость.
Рассмотрим блаженства, переданные нам со слов Христа евангелистом Лукой, более подробно.
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие (Лк. 6, 20). В греческом языке есть два слова, обозначающие «нищих»: «пенес» – это трудящийся человек, у которого нет ничего лишнего, человек не богатый, но и не нуждающийся; и «птохос», что означает полную и крайнюю нищету. Именно второй вариант и использует евангелист Лука.
Святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Мы знаем, что многие бедны мирским имуществом, однако не оставили грехи и чужды вере в Бога; их, очевидно, нельзя назвать блаженными. Блаженны те, кто, презрев богатства мира и отвергнув мирское имущество, захотели стать бедными в мире, чтобы стать богатыми в Боге».
Другими словами, нищета духовная – это крайняя нужда в Боге, осознание своей абсолютной беспомощности без Него.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6, 21). Эти слова Спасителя, по мнению Александра Павловича Лопухина, относятся ко всем людям, которые имеют «чувство внутренней неудовлетворенности и могут алкать другой жизни и плакать о неудаче, постигающей их в их стремлениях к высшему совершенству». Поэтому Господь особо поддерживает всякого «голодного» до правды Божией среди греха лжи и суеты, а также человека, сокрушающегося о своих грехах, обещанием будущего насыщения и радости.
Заканчивается сегодняшнее евангельское чтение словами об особом дне, когда радость и веселие будут для тех, кого отвергнет этот мир и чье имя будет поноситься за Сына Человеческого.
К выдающимся качествам Иисуса относится и Его абсолютная честность. Он никогда не оставлял людей в неведении относительно того, что их ждет, если они решат последовать за Ним.
Блаженный Феофилакт так поясняет нам, о каком злословии за имя Господне говорит Иисус: «Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном».
Таким образом, святитель напоминает нам, дорогие братья и сестры, что мы должны быть примером добра, но не зла в этом мире.
Наша верность христианской вере не всегда влечет за собой смерть, но человека, настаивающего на своем добром имени христианина, ждут оскорбления; а человека, проявляющего христианскую любовь и христианское всепрощение, – насмешки. Иисусу Христу и сегодня нужны свидетели; Ему нужны не только люди, готовые умереть ради Него, но, главное, – люди, готовые ради Него жить.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев