ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
Прот. Родион Путятин. В навечерие Рождества Христова.
Нынешний день есть по преимуществу день приготовления к завтрашнему празднику. А потому мы побеседуем о приготовлении.
Слушатель благочестивый! Если бы завтра у тебя был день рождения какого-нибудь важного для тебя человека или любимого тобой лица, или благодетеля твоего, или твоего отца и матери, то ты, без сомнения, заранее придумал бы, позаботился, как бы этого человека завтра получше поздравить, как бы что-нибудь сказать ему и сделать для него приятное, особенно стал бы об этом много думать, заботиться ныне. Так всегда бывает у всех разумных сколько-нибудь людей, благородных и благодарных.
Завтра день рождения любвеобильнейшего Господа нашего, сладчайшего Иисуса, Который для тебя, слушатель благочестивый, всех людей выше, важнее, дороже – и отца и матери дороже. Думал ли ты, заботился ли о том, как тебе завтра поздравить Иисуса Христа со днем Его Рождения? Думал ли, заботился ли, что бы тебе завтра сказать или сделать приятное для Него, угодное Ему?
Если ты об этом не думал, не заботился, если в шесть недель приготовления к празднику тебе и на ум это вовсе не приходило, то по крайней мере ныне позаботься, подумай побольше. Для себя, может быть, ты много приятного приготовил, а для Спасителя что? Подумай же!
Подумай, как провести тебе завтрашний день. Чем больше будешь думать и заботиться об этом, тем будет приятнее твоему Спасителю все сделанное тобой для Него.
И одна эта дума твоя, одна забота сделать что-нибудь завтра угодное Спасителю будет Ему приятна, потому что она будет выражением твоей любви к Нему и доказательством твоей заботы о своем спасении. А для Спасителя твоего нет ничего дороже в тебе твоего спасения.
Итак, и еще скажу, подумай хорошенько, позаботься побольше ныне: чем бы тебе почтить завтрашний праздник, как бы поздравить завтра Господа Иисуса Христа со днем Его рождения, что бы такое завтра сделать или сказать для Него, ради Него?
Такое приготовление и для тебя будет спасительно, и для Спасителя твоего приятно. Аминь.
60. В день Рождества Христова
Сего ради Бог на землю сниде, да нас на Небеса возведет (Из акафиста Иисусу Сладчайшему, кондак 8).
Многие из нас в нынешний день совсем не так радуются, как бы следовало; а это, конечно, происходит оттого, что они хорошо не знают или забывают настоящую причину нынешней радости. И потому, слушатели, побеседуем о том, почему мы в нынешний день должны радоваться.
Ныне Святая Церковь вспоминает то время, когда Иисус Христос, Сын Божий, сошел с Неба и воплотился от Пресвятой Девы Марии. Но для чего Иисус Христос, Сын Божий, сошел с Неба? Да нас на Небеса возведет. Итак, вот в чем заключается главная причина нынешней нашей радости: Иисус Христос, Сын Божий, сошел с Неба для того, чтобы нас возвести на Небо.
Небо, это блаженное жилище невидимых духов и наше будущее вечное жилище, прежде очень мало было известно. О, одно это незнание как было бы убийственно, мучительно для нас! В минуты скорби, в часы сетования куда было бы нам улетать душою? В минуты смерти, в часы разлуки где было бы нам находить утешение? И что была бы это за жизнь, которая должна кончиться невозвратно? Лучше бы вовсе так не жить. И что были бы за радости, которые должны исчезнуть навсегда? Лучше бы вовсе так не радоваться.
Теперь, слушатели, подобные мысли не могут и не должны нас беспокоить. Теперь у нас есть Небо, страна отрады и утешения, куда так часто мы от сует мирских улетаем отдыхать душой, успокаиваться сердцем; теперь есть у нас вечная жизнь, где мы некогда будем жить новой жизнью, неразлучно со всем тем, что так дорого и любезно нашему сердцу.
Но кто же нам сказал об этом? Кто нам сказал, что есть вечная жизнь? Иисус Христос, Сын Божий. Иному мы бы не поверили, но Ему не можем не верить, ибо Он Сам пришел с Неба. Иной не мог бы нас убедить, но в Его словах не можем сомневаться, ибо Он есть истинный Бог. После сего можем ли мы не радоваться в тот день, в который Иисус Христос, Сын Божий, сошел с Небес, в который открыта нам неведомая страна, это Небо, блаженное жилище невидимых духов и наше будущее вечное жилище?
Правда, мы и без Иисуса Христа некогда узнали бы эту неведомую страну. Тело, в котором заключена наша душа, теперь препятствует нам видеть духовный мир; с разрушением же его не будет этого препятствия. Но, увы, мы увидели бы тогда блаженный мир для того только, чтобы вечно не видать его; мы тогда узнали бы, к какому блаженству сотворил нас Бог, но вместе узнали бы, что нам невозможно воспользоваться этим блаженством. О, это знание было бы мучительнее самого незнания, этот свет был бы убийственнее самой тьмы! Но теперь, с пришествием Иисуса Христа, нам бояться нечего: Иисус Христос не только сказал нам, что есть Небо, есть вечная жизнь, но Он указал нам и путь к достижению этого Неба; Он дал и средства к наследию этой жизни.
Что лишает нас Неба? Что нам препятствует наслаждаться вечной жизнью? Грехи. Но Иисус Христос избавил нас от грехов; мы теперь из купели Крещения выходим чистыми от всякой греховной скверны. Иисус Христос пролил Кровь Свою за нас – можем ли мы сомневаться в возможности взойти на Небо? Может ли Иисус Христос не принять на Небо нас, которых искупил честною Своею Кровию для Неба? И после сего можем ли мы не радоваться в нынешний день, в который положено начало сему искуплению?
Итак, слушатели, будем в нынешние дни размышлять или беседовать друг с другом о том, для чего сошел Иисус Христос на землю; тогда радость чистая сама придет к нам, наполнит нашу душу и отразится вовне. Эта чистая и святая радость очистит и освятит собой и земные наши радости, которые мы ныне вкушаем. Да, слушатели, пока мы на земле, нам и земные радости тоже нужны, и Церковь не возбраняет нам и не осуждает их, только бы эти радости не заглушали в нас духовных радостей. А они непременно заглушат их, если мы будем забывать настоящую причину нынешней нашей радости. Аминь.
Нет комментариев