I. Св. угодники Божии, жившие в пустынях, как упоминается иногда в их жизнеописаниях, любили по временам услаждаться священными песнопениями; и в сказаниях о святых мучениках нередко говорится, что они, особенно в трудные минуты своей жизни, когда, например, содержались в темницах, даже когда подвергались пыткам, укрепляли свой дух священными песнями. Так и о воспоминаемых в нынешний день святых персидских мучениках, Акиндине, Пигасии и Анемподисте, говорится, что они славили Господа святою песнию даже и в то время, когда их мучители возгнетали под ними огонь, повесивши их на мучилищном древе. Подкрепляли они себя священною песнию и тогда, когда их мучили на разженных железных одрах. «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело; сего ради не убоимся, внегда смущается земля... Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене Твоего ради», пели они псаломскими словами. Так переполнялась душа праведников святыми, благоговейными чувствами ко Господу, – они и пели, пели и в радости и скорбях. Святая песня, как выражение святых чувств восторженной души, – святое дело, – это наша святая обязанность.
II. а) Слово Божие учит также. Апостол Павел в свое время заповедывал христианам: «исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (Ефес. 5, 19). «Благодушествует ли кто из вас, да поет» (Иак. 5, 13), учит и св. апостол Иаков.
б) Свв. отцы и учители Церкви весьма восхваляют общее церковное пение.
«Св. Игнатий Богоносец» († 107 г.), ученик св. апостола Иоанна Богослова, говорит: «в общем собрании должна быть у вас одна общая молитва; в согласной и стройной любви вашей воспевайте вы Христа Иисуса и все составляйте один хор, чтобы, исполняясь в единомыслии веселием Божиим, петь единомысленное единым гласом. Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной. Один Иисус Христос и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа. Никто да не обольщается: кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих (Матф. 18, 19) имеет великую силу, то сколько сильнее молитва целой церкви? Потому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя, ибо написано: «Бог гордым противится» (Прит. 3, 34; Иак. 4, 6; 1Петр. 5, 5). Составляйте же из себя все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Ибо если вы – вместе, то низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела». (Св. Игнатий Богоносец. Посл. к магнез. глава III, VI и VII; к римлян. глава II; смирн. гл. VIII; к ефессянам
«Св. Иустин Философ» († 166 г.), рассказывая в апологиях своих, или защитительных речах, о христианах, так выражается о молитве Церкви Христовой: «мы ведем просвещенного (крещением) к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общия молитвы о всех, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться исполнителями заповеди для получения вечного спасения. Тут мы приветствуем друг друга лобзанием любви. Тут песни свои поют христиане в торжестве души и не имеют нужды увеличивать торжества сего звуком орудий мертвых; язык их – цитра благозвучная и жертва их – жертва духа, который поет и славит Господа и молит Его одними чувствами сердца». (Иуст. Фил. «1 аполог. гл. LXVII и 2 апол.»).
«Св. Афанасий Великий» († 373 году), ревнитель общего единогласного пения в церкви, на вопрос – «почему псалмы поются в церкви мерным тактом и на распев?» отвечает желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии душ (молящихся), назначил петь псалмы мерно и читать их на распев; сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния (молящихся)». – (Филар. черниг. «Историч. обзор песноп.» Чернигов, 1864 г., ч. I, стр. 83).
в) Как же желалось бы после этого, чтоб святыя песни распевались и у нас, везде и как можно чаще; как бы желалось, чтобы в наших святых храмах они распевались не одними только голосами скромных церковно-служителей, но и общими хорами всех присутствующих. Как бы желалось, чтобы наши священные песни раздавались не только в наших храмах, но и в наших домах и вне их: на полях, лугах, в мастерских, и вообще за работой и во время нашего досуга.
К сожалению, раздаются у нас песни повсюду, да не те... Пусть бы еще распевались у нас песни про родину святую, про край родной, про его славу и прошедшее горе; пусть бы воспевались в них бытовыя стороны нашей жизни; пусть бы воспевалась в них любовь, но любовь чистая, святая, любовь семейная, любовь супружеская, любовь братская и тому подобное. Но все ли таковы у нас так называемые народные песни наши? Вот, возле дома, где продаются опьяняющие напитки, раздаются дикие, безобразные голоса пьяных, или полупьяных; и сколько в этих песнях бесстыдства, сквернословия, срамоты! Там, в дали раздаются голоса молодежи...; и в этих песнях всегда ли услышишь что-нибудь серьезное, задушевное, высоконравственное? А в песнях наших, так называемых разгульных, плясовых и не ищи чего-нибудь путнаго. И от чего бы нашим возвышенным, высоконравственным священным песням не найти себе места среди нашей поющей молодежи и вообще в нашем народе, вместо разных греховных, срамословных песен. Не так водится на этот счет у других инославных христианских народов. Общая единодушная религиозная песня у них очень часто слышится в храмах; нередко она слышится и в их семействах, и в рабочих артелях, в мастерских.
г) Каким бы путем и у нас завести и распространить общее религиозное пение и в храмах, и вне храмов, по домам? Ответ на этот вопрос, по нашему, простой: нужно с малых лет учить детей церковным песням. Пусть измала в школе дети приучаются к пению церковных песней, и эти священные песни мало-по-малу затвердятся ими, войдут в привычку и сделаются впоследствии для них потребностию. (См. проп. прилож. к Рук. для сельск. паст. за 1886 г. окт.).
III. Вот вам надежный путь ввести в общее употребление и распространить общее хоровое пение священных песней по домам и в храмах, Слава Богу, теперь заботится об этом наша церковно-приходская школа. А нам, значит, остается только содействовать в этом деле школе некоторыми материальными пожертвованиями, а главное тем, чтобы мы непременно посылали наших детей и в школу и в церковь. Аминь. (Сост. по указ. источн. свящ. Гр. Дьяченко).
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.
Нет комментариев