31 октября / 13 ноября
Память священномученика протоиерея Иоанна (1917 г.) и иных
ioann_kochurov
Каждая эпоха открывается зримым символом, заранее определяющим её смысл и содержание. Страшным знаком начала «новой жизни» в России стала смерть православного священника Иоанна Кочурова. В православном календаре под 13 ноября (31 октября по старому стилю) читаем: память «священномученика протоиерея Иоанна (1917 г.)». Таким образом, церковная грань этой «новой эпохи» менее чем на неделю отстоит от роковой грани политической (25 октября / 7 ноября).
Будущий новомученик родился в 1871 года в Рязанской губернии, в 1895 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, затем проходил миссионерское служение в Алеутской и Аляскинской епархии. Вернувшись в 1907 году в Россию, отец Иоанн получил должность законоучителя Нарвских мужской и женской гимназий. С ноября 1916 года начинается его кратковременное служение в качестве приходского священника Екатерининского собора Царского Села.
Утром 12 ноября к городу подошли отряды большевиков. Чтобы предотвратить уличные бои и избежать жертв среди мирного населения, казачьи части генерала П. Н. Краснова ушли, не оказав сопротивления. Началась паника, народ устремился в храмы.
После молебна о прекращении междоусобной брани, под артиллерийским обстрелом, по улицам двинулся крестный ход, лишенный политического оттенка. Более того, успокаивая народ, священники говорили: «Идут к нам братья наши! Что они сделают нам!?» Но эти «новые братья (братки)» скоро опровергли наивные человеколюбивые представления старой «буржуазной морали».
По свидетельству корреспондента одной из петербургских газет, на следующий день «священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Иоанн Кочуров запротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Батюшку таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить его как собаку». На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было». Двенадцатью годами ранее, при вручении ему наградного креста, о. Иоанн пророчески сказал, что не расстанется с ним до могилы.
Так 13 ноября 1917 года в Царском Селе открылась новая страница истории русской церковной святости – святости новомучеников XX столетия. Люди (точнее – нелюди), поднявшие руку на священника (что не дерзали делать даже варвары, когда-то разрушившие Рим), принесли свою смердяковскую нравственность: «Коли Бога нет – всё дозволено». Они уничтожили треть населения страны и разрушили больше памятников культуры, чем все завоеватели, начиная с хана Батыя. Но самое страшное разрушение – то, о котором говорил булгаковский профессор Преображенский: «разруха в мозгах». Жутко сознавать, что над многими людьми эксперимент удался, и пламенные последователи тов. Шарикова всё ещё мечтают вернуть себе власть. Об этой опасности и предупреждает нас печальная дата православного календаря.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература
Жития новомучеников Российских. Протоиерей Иоанн Кочуров и протопресвитер Александр Хотовицкий. СПб., 1995.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев