Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Киевской епархии, один из важнейших, древнейших, крупнейших, и знаменитейших монастырей на Руси
Адрес: Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 15, корп. № 42
Тел.: 255-11-05 (канцелярия [1])
Официальный сайт:
http://www.lavra.ua/Проезд: от ст. м. "Арсенальная" - авт. 24 до ост. "Музей Великой Отечественной войны", "Киево-Печерский заповедник"
На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
На протяжении столетий главное достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества.
Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).
Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.
Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра
Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).
С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.
После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты - костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.
В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).
На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года [2].
Статистика
XVII в. - до семи тысяч монахов [3]
2009 - ок. 100 монахов, ок. 50 послушников [3]
2013 - 180 монахов и послушников [4]
2018 - 220 монахов [5]
Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Храмы Киево-Печерской Лавры
До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.
На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.
Великая Печерская Церковь (Успенский собор)
Великая Печерская Церковь (Успенский собор)
Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.
К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.
Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, - это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.
Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.
Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, - ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.
Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.
Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.
С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.
К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.
Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.
Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).
Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.
Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.
Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.
Церковь во имя всех преподобных Печерских - второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 году в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже была устроена и освящена церковь в всех преподобных отцов Киево-Печерских. С освящением церкви во вторую Неделю Великого поста того года связано и установление празднования Cобора всех Киево-Печерских преподобных именно в этот день [6]. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.
У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914 - 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.
Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.
Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754 – 1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.
Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.
Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.
Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества - Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.
Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.
Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.
С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.
См. также Ближние пещеры, Дальние пещеры.
Карта-схема Киево-Печерской лавры
Карта-схема Киево-Печерской лавры
Карта-схема Лавры
Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
Крепостные стены
Башня Ивана Кущника
Часовая (Южная) башня
Онуфриевская башня
Малярная башня
Никольский больничный храм
Бывшие больничные покои Никольского монастыря
Бывшие келии соборных старцев
Бывшая иконописная мастерская Лавры
Большая Лаврская колокольня
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Бывший экономический корпус
Церковь Всех Святых. Экономические ворота
Церковь Спаса на Берестове
Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
Бывшая типография
Бывший дом наместника Лавры
Фонтан, бывший колодец
Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Бывшая трапезная палата
Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Южные ворота
Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
Вход в Ближние пещеры
Колокольня на Ближних пещерах
Дебоскетовская (опорная) стена
Аннозачатиевская церковь
Церковные лавки
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Колокольня на Дальних пещерах
Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
Галерея Ближних пещер
Галерея Дальних пещер
Церковь Воскресения Христова
Липа преподобного Феодосия
Конференц-зал, 45-й корпус
Хозяйственные ворота
Церковь в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"
Киевская Духовная Академия и Семинария
Гостиница для священников
Гостиница для паломников
Часовня над источником преподобного Антония
Часовня над источником преподобного Феодосия
Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте"
Настоятели и наместники
прп. Антоний (до 1032 - ?)
прп. Варлаам (1052 - 1062)
прп. Феодосий (1062 - 3 мая 1074)
прп. Стефан (1074 - 1078)
прп. Никон (1078 - 1088)
Иоанн I (1088 - 1103)
свт. Феоктист (1103 - 12 января 1112)
Прохор (9 февраля 1112 - 1124)
Тимофей (1124 - 1131)
Акиндин (1124 - 1131)
прп. Пимен Постник (1132 - 1141)
Феодосий II (1142 - 1156)
Акиндин I (1156 - 1164)
Поликарп I (1165 - 24 июля 1182)
Василий (1182 - 1197)
Феодосий III (1198 - 1203)
прп. Акиндин II (1203 - 1232)
Поликарп II (1232 - 1238)
Агапит I (1238 - 1249)
свт. Серапион (1249 - 1274)
Агапит II (упом. 1289)
Иоанн II (упом. 1292)
Азария (упом. 1300)
Варсонофий (упом. 1321)
Максим (упом. 1335)
Давид (упом. 1377 - упом. 1392)
Авраамий (упом. 1396)
Феодосий IV (упом. 1398)
Никита (упом. 1399)
Иоанн
Азарий
Варсонофий
Никифор (упом. 1416 - упом. 1434)
прп. Игнатий (1435/1436 - 1438)
Авраамий (17 октября 1437)
Николай (упом. 16 июня 1446 - ?)
Макарий I
Николай, повторно (1455 - 1462)
Иоанн III (упом. 1470)
Иоасаф I (упом. 1477)
Феодосий V (Войнилович (1480 - 16 марта 1486)
Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 - ?)
Феодосий VI
Сильвестр I
Вассиан I (Шишка)
Иона I
Сильвестр II, иерусалимец
Иоанн IV
Григорий
Филарет (Волынец), повторно (упом. 1500 - 25 августа 1501)
Вассиан II (28 ноября 1506 - 1508)
Иона II (1509)
Макарий II
Варлаам II
Никандр
Петр
Протасий I (упом. 1514)
Игнатий II (июль 1522 - июнь 1525)
Антоний (апрель 1524 - 1525)
Антоний, вторично (упом. 1526 - 1528)
Иоаким (упом. 1532)
Геннадий (упом. 1535)
Протасий II (упом. 1535)
Иоакинф (упом. 1536)
Иоаким (1538)
Софроний (1540 - 1541)
Вассиан III (1541 - упом. 1544)
Серапион
Иосиф (1550 - 1555)
Иларион (Песочинский) (1556 - 1572)
Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 - 1590)
Никифор (Тур) (1590 - 1598)
Константинопольские патриархи (1598 - 1687)
Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 - 1605)
Елисей (Плетенецкий) (1605 - 1624)
Захария (Копыстенский) (1624 - 1627)
свт. Петр (Могила) (1627 - 31 декабря 1646) митр. Киевский
Иринарх (февраль - май 1646)
Иосиф (Тризна) (1647 - 1655)
Иннокентий (Гизель) (1656 - 8 ноября 1683)
Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 - 31 августа 1690)
Паисий (1690 - 1691) [7]
Московские и всея Руси патриархи (1688 - 1721)
Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 - 6 февраля 1697)
Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 - 15 августа 1708)
Иларион II (1709)
Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 - 1714)
Варлаам (Голенковский) (1714 - 1715)
Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 - 12 ноября 1729)
Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 - 1786)
Платон (Малиновский) (1729 - 18 апреля 1730 [8])
Роман (Копа) (12 июня 1730 - 13 сентября 1736)
Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 - 8 января 1740)
Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 - 1748)
Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 - 8 октября 1751)
Лука (Белоусович) (21 июня 1752 - 30 марта 1761)
Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 - 10 апреля 1786)
Киевские митрополиты (1786 - ?)
Каллист (Стефанов) (1786 - 1792 [9])
Феофилакт (Слонецкий) (1792 - 1795)
Иероним (Яновский) (1795 - 1800)
Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 - 9 августа 1815)
свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 - 31 января 1826)
Авксентий (Галинский) (1826 - 1834)
Серафим (Покровский) (1834 - 1837)
Петр (Зверев-Богданов) (конец 1837 - 1844)
Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 - 1852)
Иоанн (Петин) (16 января 1852 - 1862)
Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 - 24 декабря 1878)
свт. Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 - 1884)
Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 - 1892)
Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 - 22 февраля 1893)
Сергий (Ланин) (1893 - 1896)
Антоний (Петрушевский) (19 июня 1896 - 1909)
Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 - 20 января 1918)
Климент (Жеретиенко) (23 декабря 1917 - 4 августа 1924)
Климент (Жеретиенко) (4 августа - 25 октября 1924)
Макарий (Величко) (16 августа - 28 октября 1924), арестован
Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 - 1931)
1930 - 1941 - закрыта
Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 - 7 февраля 1947)
Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 - 1 августа 1953)
Нестор (Тугай) (1 августа 1953 - 1961)
1961 - 1988 - закрыта
Ионафан (Елецких) (23 июля - 12 октября 1988) и/о
Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 - 1989)
Елевферий (Диденко) (1989 - 22 января 1992)
Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)
Питирим (Старинский) (23 февраля - ок. 25 августа 1992)
Ипполит (Хилько) (25 августа - 8 декабря 1992)
Ахила (Шахтарин) (март-апрель 1992 - март 1994) и/о [10]
Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский
Видео
Документальный фильм режиссера Леонтенко О., 2006. Рассказ об истории обители, архитектуре и внутреннем убранстве всех храмов Киево-Печерской Лавры, о подвигах Преподобных Печерских, о сегодняшнем дне монастыря.
Использованные материалы
Храмы Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2004.
Святыни Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2005.
Храмы Украинской Православной Церкви в г. Киеве [консультант: иерей Александр Кандий], ИПЦ "Даниил-Принт".
Страница сайта Русское Православие:
http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?5_818 (источник использован частично)
Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 11-14.
Закревский Н. В., Описание Киева (Приложение) / Издание Московского археологического общества Т. 2. - М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890
[1]
http://lavra.ua/index.php?option=com_contact&task=view&conta...113[2] "Лавра отметила 25 лет со дня возрождения,"
http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=27...105[3] Ахмедова, Марина, "Киево-Печерская лавра: Цветок, доросший до небес," Русский репортёр, 15 октября 2009,
http://www.taday.ru/text/224223.html[4] "Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем," портал Православие и мир, 28 мая 2013,
http://www.pravmir.ru/mitropolit-pavel-lebed-rasskazyvat-o-n...em/[5] "«Умовою для об’єднання повинні бути любов до Церкви, смиренність і виключення особистих інтересів» - бесіда з екзархом Єрусалимської Церкви (рос)", официальный сайт синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, 30 июля 2018,
http://news.church.ua/2018/07/30/umovoyu-dlya-objednannya-po...os/[6] Согласно сообщению о. Спиридона (Письменного) переданного пользователем "Древа" диаконом Александром Васильевым 3 мая 2019 г.,
https://drevo-info.ru/forum/14920.html.
[7]
http://www.pravenc.ru/text/1684519.html[8] Д. Б. Кочетов, С. Г. Яковенко КПЛ Начало XVI в.- 1786 г., "Православная Энциклопедия" Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2018 г.,
http://www.pravenc.ru/text/1684519.html[9] Евгений (Болховитинов), митр., Избранные труды по истории Киева, 1995,
http://www.pecherski.net/?file=izbrannie-trudy-po-istorii-kieva-48 и К.К. Крайний, Э. П. Р Киево-Печерская Лавра 1786-1961, "Православная Энциклопедия" Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2018 г.,
http://www.pravenc.ru/text/1684519.html[10] Игумен Ахила (Шахтарин): "Лавра оставляет неизгладимый след в душе", Брусника Максим, Интернет-портал "Украина Православная", 1 января 2007,
http://pravoslavye.org.ua/2007/01/igumen_ahila_shahtarin_lav...he/
Нет комментариев