Пятница 8 ноября 2024 год
Историческая живопись
Христианская Дирцея в цирке Нерона
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902)
Христианская Дирцея в цирке Нерона
Дата создания: 1897
Техника: Масло
Материал: Холст
Размер: 263×530
Оригинал: Национальный музей Варшавы
Сюжет
Сюжет картины был взят художником из книжки «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских создателей. Исторически он соответствует 60-м годам I века от Р.Х. – 2-ой половине правления римского правителя Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к погибели, как покушающихся на муниципальный строй. Одним из «театрализованных» видов экзекуции римлянок-христианок было привязывание их к лютому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка – в итоге мученица гибла совместно с быком.
Таковой ожесточенный метод экзекуции был навеян старым мифом, который встречается в различных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была супругой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии – Юпитером) и родила от него двух сыновей – Зефа (также встречается написание «Зет» либо «Цет») и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала безжалостно обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка собиралась привязать Антиопу к рогам лютого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось высвободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которая приняла ту ужасную смерть, которую она готовила Антиопе.
Николай Михайловский в статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит такое описание этой картины:
Сюжет картины заимствован из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая царица Дирцея по приговору пасынков ее, Амфиона и Цета. Привязанная к быку веревками, перевитыми цветами, а к рогам волосами, девушка казалась безжизненной от испытанных ею ужаса, стыда и физических страданий. Животное истекает кровью, умерщвленное гладиаторами (bestiariê), назначенными для звериной травли. Зрелище окончено. Нерона снесли на арену в раззолоченных носилках нумидийские невольники. В сопровождении своего любимца префекта преторианцев, жестокого и развратного Тигелина и нескольких приближенных, Нерон подошел к своим жертвам, любуясь необычайностью и прелестью пластики воспроизведенной им мифологической группы.
Описание
На фронтальном плане в центре картины изображён убитый бык и лежащая рядом с ним мёртвая «христианская Дирцея» – обнажённая женщина, привязанная к быку верёвками, увитыми цветами. Слева от их в фиолетовой тоге, вышитой золотом, стоит правитель Нерон, который спустился с трибун, чтоб лучше разглядеть свою жертву. Левее него, повернувшись боком, стоит префект претория Гай Софоний Тигеллин, а за ним, по-видимому, другие приближённые Нерона.
У правого края картины изображены работники цирка с вилами, которые приготовились убрать мёртвые тела. На заднем плане у стенки стоят буцинаторы и гладиатор. Невольники-нумидийцы стоят у выхода на арену и держат паланкин Нерона. Очень кропотливо выписаны подробности строительного вида цирка. Наверху, за оградой, находятся другие зрители, наблюдающие за происходящим на арене цирка.
История
Работа над картиной была завершена в первой половине 1897 года. В мае 1897 года «Христианская Дирцея» была представлена на Глобальной выставке российского отдела в Венеции и, по отзывам, стала там «гвоздём выставки», вместе с картиной Ильи Репина «Дуэль» (по-видимому, имеется в виду 1-ый вариант этой картины, узнаваемый под заглавием «Простите!»). Невзирая на то, что сама по себе выставка была признана не очень успешной, перед этими 2-мя картинами стояли толпы людей.
В феврале 1898 года картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона» прибыла в Санкт-Петербург и была выставлена на VI выставке Петербургского общества живописцев. Сам Семирадский незадолго до этого был избран членом этого общества.
Искусствовед Вячеслав Глазычев в книжке «Россия в петле модернизации: 1850-1950», написанной в 1989 году, отмечал:
Вобщем, анализ прессы 1897-1898 гг. со всей определённостью позволяет выявить важное событие художественной жизни России. На VI выставке Петербургского общества живописцев была показана большая картина Генриха Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона». Потрясающе владевший красочной техникой и настроенный на совершенство декоративизма «с содержанием», Семирадский овладел массовым воображением. Критики «слева» (революционно-демократические) и «справа» (традиционно-академические) могли швыряться камнями в печати сколько им было угодно. Публика шла «на Семирадского» точно так же, как в 80-е годы ХХ в. она шла «на Глазунова» либо «на Шилова». Из этого делались выводы.
Сам Семирадский уже привык к брутальному стилю художественных критиков по отношению к его картинам. Правда, он был уязвлён тем, что картину «Христианская Дирцея» стали именовать иллюстрацией к историческому роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши» (лат. «Quo vadis»), также посвящённому царствованию Нерона и гонениям на христиан. Дело в том, что замысел и первые варианты картины Семирадского появились ранее романа Сенкевича (написанного в 1894-1896 годах), и он делился ими с Сенкевичем, когда тот его навещал.
«Христианская Дирцея» была последней крупноформатной картиной Генриха Семирадского, который скончался в 1902 году.
Рекомендуемая литература
Мученик Азбука веры
Мартиролог Азбука веры
Тест: Святые и святость
Мученичество Библейский словарь
Мученики Е.Н. Никулина
Гонения на христиан из учебника Церковной гимназии
Гонения на христиан в Римской империи Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Гонение христиан при Нероне В.В. Болотов
Мученичество в раннем христианстве В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский
Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия Поль Аллар
Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим свт. Иоанн Златоуст
Книга о похвале мученичеству сщмч. Киприан Карфагенский
Ранние мученичества А.Д. Пантелеев
Жития святых свт. Димитрий Ростовский
Эпоха мученичества
Тематическая подборка
Архидиакон Лаврентий
Выбор веры, Рыженко Павел Викторович
Выход на арену цирка, Бронников Федор Андреевич
Избиение младенцев в Вифлееме, Шнорр фон Карольсфельд Юлиус
Избиение младенцев в Вифлееме, Гвидо Рени
Избиение младенцев в Вифлееме, Доре Гюстав
Мужество матери, Доре Гюстав
Мученик на арене цирка, Бронников Федор Андреевич
Мученическая смерть Елеазара, Доре Гюстав
Мученическая смерть семи братьев и их матери, Шнорр фон Карольсфельд Юлиус
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев