Согласно распространённому средневековому преданию, была дочерью короля Корнубии (на юго-западе современной Англии) и жила в конце IV века. С годами расцвела её телесная красота, но добродетельная Урсула решила посвятить своё девство Господу Иисусу Христу.
В 383 году Магн Максим, римский военачальник в Британии, был провозглашен императором и вступил в борьбу за подчинение себе материка. Возможно, одной из мер по упрочению его власти была выдача знатных британок замуж на континенте. Предание говорит, что в то время Урсула стала одной из молодых девушек Британии, уготованных для брака и отправленных на материк [2].
Сильный шторм помешал кораблю, на котором плыли девы, достичь Арморики (современная Бретань, Франция), но они добрались до устья Рейна и поднялись по реке до Колонии Агриппины (ныне - Кёльн, Германия). Существует версия, что девы вначале продолжили своё путешествие и побывали в Василее (ныне Базель, Швейцария), а затем в Риме, однако вскоре после этого вернулись в Колонию Агриппину.
Так или иначе, в Колонии святую Урсулу и её спутниц застигла война. Согласно преданию, в то время город был осаждён варварами [3]. Осаждавшие направились к христианским девам, чтобы дать выход своим грубым страстям, однако встретили мужественное сопротивление. Урсула и её спутницы погибли во время схватки, пронзённые стрелами.
Предание гласит, что сразу после убийства святой Урсулы и её спутниц варвары внезапно увидали огромное войско, готовое ринуться на них. Объятые ужасом, они отступили от города. Так жертва святых дев спасла Колонию Агриппину.
Плита с надписью Климатия (ок. 400 г.) в стене южного бокового нефа церкви Св. Урсулы, Кёльн
Плита с надписью Климатия (ок. 400 г.) в стене южного бокового нефа церкви Св. Урсулы, Кёльн
Мощи и почитание
Тела святой Урсулы и её спутниц были погребены на кладбище, а впоследствии положены в посвящённом им храме. Позднеримская трёхнефная базилика со срединной апсидой, имеющей признаки “погребального храма” (Friedhofbasilika) [4] была обнаружена во время археологических раскопок на месте нынешней церкви святой Урсулы. Сохранился камень с надписью IV-V века [5], сделанной пришедшим в Кёльн знатным римлянином Клематием. Надпись гласит:
"Неоднократно вразумляемый через божественное огненное видение, когда небесные девы, исполненные великолепия, являлись с Востока, сенатор Клематий построил заново, на собственные средства, базилику на своем участке земли в соответствии с данным им обетом. Всякий же, кто дерзнет на священной земле этой базилики, на которой почтенные девы пролили свою кровь за имя Христово, захоронить еще чье-либо тело, должен знать, что заслужит себе этим вечный огонь" [6].
Рака с мощами мц. Урсулы в "золотой камере" церкви Св. Урсулы в Кёльне. Фото ок. 1900 гг. (сейчас рака находится в хоре алтаря)
Рака с мощами мц. Урсулы в "золотой камере" церкви Св. Урсулы в Кёльне. Фото ок. 1900 гг. (сейчас рака находится в хоре алтаря)
V-IX века отмечены местным почитанием кельнских дев-мучениц и их мощей. Из проповеди одного кёльнского священника, читанной в VIII веке в день их памяти, следует, что к тому времени они упоминались уже во многих литургических текстах. К тому же VIII веку историк И. Кессель относит текст, названный им Ursulanisches Offizium, принадлежащий к числу старейших рукописей, найденных на территории Кёльна и Дюссельдорфа. Однако, имени святой Урсулы нет ни в Иеронимовом мартирологе, ни в мартирологе святого Беды Достопочтенного. Первое известное на начало XXI века упоминание имени Урсулы в мартирологе датируется IX-X веками.
Мученица Урсула
Мученица Урсула
Обнаружение в XII веке могилы святой Урсулы приписывают Норберту Ксантенскому (Лаонскому). Жители Кёльна стали почитать святую как свою покровительницу. Церковная память её была установлена 21 октября. В среде римо-католиков со временем составилось пространное житие святой. Так, "Золотая легенда" Иакова Ворагинского в XIII веке приводит множество деталей о путешествии принцессы и 11 тысяч спутниц, о её молодом супруге, её последнем подвиге. Пик почитания святой среди римо-католиков пришёлся на XV-XVI века, когда появилось огромное количество рыцарских орденов, братств, храмов, посвящённых святой Урсуле. В 1535 году в Италии был основан женский монашеский орден урсулинок, который занимался помощью бедным и воспитанием девушек. Однако, с конца XVI века в Римо-католической церкви стала нарастать критика составившейся житийной традиции Урсулы и спутниц: кардинал Бароний подверг повествование значительной ревизии. В последующие века критические исследования продолжались, и к началу XX века авторы "Католической энциклопедии" заключали, что "постепенно был признан апокрифический характер всей" истории об этих кёльнских девах. В то время твёрдым источником об истории дев-мучениц считались лишь древняя надпись Клематия на камне в Кёльнской базилике святой Урсулы и некоторые детали древних литургических книг [7].
Частица мощей св. Урсулы в Тервеническом Покровском монастыре
Частица мощей св. Урсулы в Тервеническом Покровском монастыре
По мере восстановления почитания Западных святых в Православной Церкви в новейшее время, память святой Урсулы стала совершаться в храмах Берлинской епархии Московского Патриархата (в частности, в Кёльне); она была внесена в "Большой месяцеслов", изданный Апостольской диаконией Элладской Православной Церкви [1]. 1 июня 2009 года частица мощей святой была подарена архимандритом Лукианом (Куценко) Тервеническому Покровскому монастырю, в котором святыня заняла почётное место.
На начало 2010-х годов память святой Урсулы в общецерковный месяцеслов Русской Православной Церкви включена не была.
Литература
Беккер-Хуберти Манфред, "Св. Урсула и 11 000 ее спутниц", журнал Крещатик, 2011, №1:
http://magazines.russ.ru/kreschatik/2011/1/be32.htmlУральский Марк, "По зову сновидения", журнал Крещатик, 2011, №1:
http://magazines.russ.ru/kreschatik/2011/1/ur32.htmlБаринг-Гоулд Сабин, Мифы и легенды Средневековья (пер. И. Б. Куликовой), М., 2009, гл. 14: "Святая Урсула и одиннадцать тысяч дев":
http://www.e-reading.club/chapter.php/1004899/15/Baring-Goul...tmlИспользованные материалы
Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Т. I, с. 760-761:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/57179.htmШохин В., "Святые Гереон и Урсула - покровители Кёльна", Альманах "Альфа и Омега", 23 июля 2012:
http://www.pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursula-pokroviteli-kelna/Житие на сайте Тервеничского Покровского монастыря:
http://www.tervenichi.ru/07_library/sv_ursula[1] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,
http://www.synaxarion.gr/gr/sid/951/sxsaintinfo.aspx[2] Некоторые источники сообщают об 11 спутницах Урсулы, другие - об 11 тысячах, третьи - об 11 кораблях, на которых Урсула и её спутницы прибыли в Кёльн. Число 11 фигурирует в гербе Кёльна в виде 11 капель крови, символизирующих страдания дев-мучениц. См. "Кёльн: путешествуем самостоятельно!", страница сайта компании
Infobus.eu,
http://www.infobus.eu/lang/ru/?p=17511[3] Некоторые материалы называют осаждавших гуннами, но нашествие гуннов в то время представляется современным исследователям маловероятным. Осадить город тогда могли, скорее, римские легионеры из лагеря другого императора или франки. Называются и другие возможные противники-варвары - аланы, вандалы или саксы.
[4] Cм. Nyssen W., Heiliges Koln, S. 61.
[5] Так по статье "Католической энциклопедии" - см. Poncelet, Albert, "St. Ursula and the Eleven Thousand Virgins," The Catholic Encyclopedia, vol. 15, New York: Robert Appleton Company, 1912,
http://www.newadvent.org/cathen/15225d.htm. Шохин указывает датировку надписи приблизительно 400 годом - cм. Шохин В., "Святые Гереон и Урсула - покровители Кёльна", Альманах "Альфа и Омега", 23 июля 2012,
http://www.pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursula-pokroviteli-kelna/.
[6] Цит. по Шохин В., "Святые Гереон и Урсула - покровители Кёльна", Альманах "Альфа и Омега", 23 июля 2012,
http://www.pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursula-pokroviteli-kelna/, со ссылкой на Neuss W., Geschichte des Erzbistums Koln, Bd. 1, Koln, 1965, S. 68–69; Nyssen W., Heiliges Koln, S. 61.
[7] Poncelet, Albert, "St. Ursula and the Eleven Thousand Virgins," The Catholic Encyclopedia, vol. 15, New York: Robert Appleton Company, 1912,
http://www.newadvent.org/cathen/15225d.htm
Нет комментариев