Суббота 2 ноября 2024 год
Библейский сюжет
Иосиф и жена Потифара
Гвидо Рени (1575–1642)
Иосиф и жена Потифара
Дата создания: ~1630 г.
Техника: масло
Материал: холст
Размер: 227×195
В Библии: Быт. 39:7-20
Сюжет
Картина «Иосиф и жена Потифара» отсылает нас к тексту Священного Писания (Быт. 39:7-20), где описывается предание об Иосифе Прекрасном, который был продан своими братьями измаильтянам, которые, в свою очередь, продали его в рабство фараонову царедворцу Потифару, начальнику телохранителей. Иосиф успешно справлялся с вменявшимися ему господином обязанностями; Потифар видел, что «Господь с ним (с Иосифом – Прим. ред.) и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех», и «поставил его над домом своим и над всем, что имел». Иосиф исполнял свои обязанности честно, Потифар доверял ему. Однако случилось непредвиденное обстоятельство: супруга Потифара воспылала страстью к юноше и попыталась склонить его к порочной связи. Но Иосиф, юноша благочестивый и верный своему господину, отвергает попытки замужней женщины склонить его к интимной близости. За это разгневанная женщина решается идти на месть, обвинив его перед мужем в нечестивом поведении, а именно в том, что будто бы Иосиф хотел склонить ее к прелюбодеянию. В качестве доказательства она показывает супругу одежду Иосифа, которую, якобы, тот оставил у нее, когда приходил к ней, но, испугавшись поднятого ею вопля и, соответственно, огласки своего позорного замысла, сбежал (в действительности, он убежал, не желая вступать в порочную связь с женой своего господина, а одежда осталась в ее руках потому, что она хотела его удержать). В результате разгневанный Потифар, поверив словам супруги, бросает невинного юношу в темницу.
Описание
На картине мы видим как раз тот момент, когда Иосиф, отвергая назойливое предложение жены Потифара, спасается бегством. Напряженные взаимоотношения героев мастер выражает, в частности, с помощью композиции. Притяжение и отстранение персонажей, удерживаемый женщиной плащ Иосифа, соскальзывающий с его плеч – все эти разнонаправленные движения хорошо считываются и создают почти хореографическую схему расположения фигур в пространстве.
Картина разделена на два плана: слева мы видим восседающую на троне жену Потифара. На ней богатые одежды – ярко-красная накидка, побитая белым искрящимся мехом горностая, золотистое шелковое платье с лифом из черного бархата. Над ее головой нависает тяжелый черный балдахин. Красивое лицо женщины с аристократичными чертами лица отражает гнездящуюся в ее сердце похотливую страсть, взгляд темных глаз тяжелый, движения резки и порывисты. Перед нами персонификация порока – не только греха прелюбодеяния, но и дьявольской гордыни, зависти и злобы.
Напротив, Иосиф изображен совсем иначе – его лицо, невинное и кроткое, исполнено решимости пресечь навязчивые притязания, корпус тела его резко отклонен вперед. Он устремляется прочь, но схваченный за край плаща, делает рывок вперед. Еще секунда – и плащ окажется в руках обольстительницы, которая использует его в своих коварных целях. Художник расположением фигур, расстановкой акцентов, светоцветовыми эффектами, свойственными стилю барокко, показывает зрителю уродство порока и достоинство добродетели. Сердце человека – это арена борьбы добра и зла, и бегство Иосифа символизирует отвержение христианином нечистых помыслов. Жена, преследующая юношу – олицетворение дьявола, вселяющего в сердце человека нечистые страсти. Для христианина борьба с грехом состоит в отвержении помыслов, в готовности вести духовную борьбу до конца, несмотря на скорби и нестроения, преследующие его на жизненном пути.
История
Гвидо Рени на данную тему написал несколько картин. Одна из них хранилась в галерее маркиза Фердинандо Коспи, который был известным коллекционером 17 века в Италии, другая принадлежала кардиналу Карло де Медичи и хранилась во Флоренции, в одном из его дворцов. Предполагается, что данный вариант находился во дворце Медичи. Есть предположение, что данная картина, находившаяся в собрании Воронцовых-Дашковых, а затем перемещенная в Москву, могла входить в коллекцию Медичи.
Рекомендуемая литература
Целомудрие Азбука веры
Блуд Азбука веры
Искушение Азбука веры
Толкования на Бытие 39:7
Тест: Книга Бытия
Ветхозаветный патриарх Ио́сиф Прекрасный, один из 12-ти сынов Иа́кова
Иосиф Библейская энциклопедия
Потифар Библейская энциклопедия
Житие святого праведного Иосифа Прекрасного свт. Димитрий Ростовский
Иосиф – проданный брат А.С. Десницкий
Об Иосифе свт. Амвросий Медиоланский
Об Иосифе и целомудрии свт. Иоанн Златоуст
Тематическая подборка
Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина, Иванов Александр Андреевич
Братья продают Иосифа, Шнорр фон Карольсфельд Юлиус
Братья продают Иосифа измаильтянам, Доре Гюстав
Дети Иакова продают своего брата Иосифа, Флавицкий Константин Дмитриевич
Иаков узнает одежды Иосифа, Новоскольцев Александр Никанорович
Иосиф – наместник фараона, Шнорр фон Карольсфельд Юлиус
Иосиф – смотритель фараоновых хранилищ, Лоуренс Альма-Тадема
Иосиф и жена Потифара, Гвидо Рени
Иосиф открывается братьям, Шнорр фон Карольсфельд Юлиус
Иосиф открывается братьям своим, Доре Гюстав
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев