Память 2 ноябрь и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Еп. Герман (Коккель), 1920-е гг. Фотография с сайта pravenc.ru .
Сщмч. Герман (Коккель). Новосибирская тюрьма, 1933 г. Фотография с сайта Православной энциклопедии.
В миру Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич, родился 23 ноября 1883 года в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашии) в бедной семье крестьян-чувашей, брат известного чувашской художника Алексея Кокеля, ученика И. Е. Репина. Рано лишился родителей, учился в земской школе.
В 1895 - 1898 годах работал учителем в церковно-приходской школе села Батырева Буинского уезда (без диплома об образовании).
В 1898 - 1900 годах служил писцом в имении Удельного ведомства.
12 марта 1901 года принят послушником в Симбирский архиерейский дом.
4 октября 1901 года сдал экзамен на звание псаломщика, 21 апреля 1903 года назначен псаломщиком в храм Рождества Христова села Шерауты, 2 августа перемещен к церкви благоверного князя Александра Невского села Батырева. 16 декабря 1903 года сдал экстерном экзамен на учителя чувашского инородческого училища в Казанской учительской семинарии. 26 января 1905 года посвящен в стихарь.
9 октября 1907 года поступил на Казанские миссионерские курсы.
26 июля 1909 года, по окончании курсов, рукоположен во священника. Служил в чувашских селах на юго-западе Буинского уезда, одновременно исполняя обязанности миссионера. Вел активную просветительскую деятельность среди чувашей, подверженных влиянию ислама и языческим суевериям. Он возами привозил из Симбирска христианские книги на чувашском языке и не оставалось практически ни одной семьи, не получившей от него Евангелие, Псалтирь, Канонник. Он разъяснял суетность и гибельность колдовства, писал проповеди, размножив их дома на машинке, рассылал по приходам. Когда народ начинал понимать сущность христианской веры, о. Григорий переходил в другую волость, не оставаясь на одном приходе более 2-3 лет.
Переводил и издавал православные книги. Открыл в селе Новое-Челны Сюрбеево чувашскую школу псаломщиков.
В конце 1917 года был арестован по доносу местного псаломщика и приговорен к расстрелу. Освобожден на пути к месту казни в селе Мураты (ныне Комсомольский Чувашской Республики) стараниями жены Ирины, собравшей у селян подписи под воззванием о невиновности о. Григория и представившей их властям.
Зимой 1918 года у о.Григория от болезни умерли трое детей, а 25 июля 1920 года и матушка Ирина. Оставшись один с тремя малолетними детьми (Александрой, Аркадием, Софией), младшей из которых было 3(5?) года, о. Григорий устроил их в детский дом в Петрограде.
С 1921 года учился в Богословском институте в Петрограде, который окончил в 1924 году.
В своих письмах он упоминает, что еще в 1922 году получил предложение от обновленцев города Казани стать епископом Чувашским. Изучив жизнь обновленцев, он отказался. Писал, что у них нет благодати, держатся на обмане...
Осенью 1924 года выдвинут как кандидат в епископы группой чувашских священнослужителей (священники Василий Краснов, Николай Максимов, Иаков Турхан, диак. Евграф Павлов и др.). Они выступали за самостоятельную организацию чувашских приходов в связи с захватом церковной власти в Чувашии обновленцами.
9 декабря 1924 года, после пострижения в мантию с именем в честь свт. Германа Казанского, хиротонисан во епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин). Новопоставленному епископу было дано благословение на управление чувашскими приходами, входившими до образования Чувашской автономной области в состав как Симбирской, так и Казанской губерний.
17 декабря прибыл в поселок Ибреси. Он последовательно посещал все приходы, увещевая священников вернуться в Патриаршую Церковь. Епископ Герман посылал многочисленные послания на русском и чувашском языках. Владыка, как придется, где на лошади, где пешком, обошел всю Чувашию, все церкви, вразумляя падших священников и возвращая их в Православие. По 40-50 км за день проходил пешком православный епископ из прихода в приход, и в дождь, и в слякоть, и в пургу по колено в снегу... В течение нескольких месяцев бо́льшая часть православных Чувашии отошла от обновленцев. Обновленческий архиепископ Чебоксарский Тимофей (Зайков) написал на епископа Германа донос в ГПУ, в котором призвал принять решительные меры против его "контрреволюционной деятельности". В селе Хормалы (ныне Ибрессинского района Чувашии) епископ Герман был избит обновленцами и еле спасся от смерти.
Владыка был очень деятельным и энергичным: он и историк, и этнограф, биолог и музыкант. Открывал монастыри, занимался просвещением чувашского народа, переводил и издавал книги сам. Сохранились в архивах много писем, отчеты, воззвания к народу, чувашские песни, собранные им на миссионерских курсах.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
С весны 1925 года находился под следствием по обвинению в "распространении провокационных слухов и присвоении административных прав религиозных общин". Ему было запрещено покидать Ибреси и принимать какое-либо участие в делах приходов.
27 августа с разрешения ГПУ Чувашской АССР владыка переехал в переданный Чувашии из Ульяновской губернии город Алатырь, но 28 августа был арестован представителем ГПУ Ульяновской губернии и отправлен в Ульяновск.
В ноябре 1925 года переведен в тюрьму города Чебоксары, освобожден 30 ноября под подписку о невыезде. Проживал в Алатыре.
После перехода епископа Виссариона (Зорнина) в григорианский раскол митрополит Сергий (Страгородский) поручил епископу Герману управление Ульяновской епархией.
Подвергался преследованию и физическим нападениям со стороны григориан. Однажды, придя в женский монастырь совершать воскресную службу, он был там обруган и забросан камнями местными монашками, подученными лжеепископом Виссарионом. Весь окровавленный, он с грустью покинул монастырь...
4 июня 1926 года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам высылки за пределы Чувашской АССР (по данным ПСТГУ, был приговорен к расстрелу, но затем помилован М.И. Калининым, приговор был заменен на высылку). В дальнейшем получал назначения на служение в местах ссылки: епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии (1926-1927), епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии (1927-1928).
Будучи епископом Бугульминским, часто принимал участие в диспутах на религиозные темы и всегда побеждал в них. В городе Бугульме епископа Германа часто забирали по ночам на допросы в ОГПУ, проводили у него обыски (со слов дочери).
В 1928 году выслан в Томск, назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии, временно управлял Томской епархией. Некоторая часть "староцерковников" примкнула к нему, но остальная часть признавала Временный Высший церковный совет (ВВЦС) ("григорианцы").
В 1929 году утвержден епископом Томским. Служил в Никольской (Христорождественской), Воскресенской [1] церквях города Томска.
В ноябре 1930 года переехал в Омск, управлял Омской епархией.
С июля 1931 года - епископ Никольско-Уссурийский, временно управлял Владивостокской и Хабаровской епархиями.
С сентября 1931 года - епископ Барнаульский, одновременно управлял Бийской епархией.
1 апреля 1932 года арестован в Бийске по обвинению в "антисоветских высказываниях" во время проповедей,
Из обвинительного заключения:
"Относился враждебно к обновленцам, называл их сектантами и призывал в своих проповедях беречься и сторониться их, увольнял священников, которые брили головы и не носили рясы [священника Андрея Алексеевича Ливанова]... Будучи секретным агеном ОГПУ, намеренно расконспирировал себя"
27 июля был освобожден "за прекращением дела ввиду недостаточности обвинительного материала", выслан из Бийска.
2 октября 1932 года назначен на Благовещенскую кафедру.
Сщмч. Герман (Коккель). Новосибирская тюрьма, 1933 г. Фотография с сайта Православной энциклопедии
Сщмч. Герман (Коккель). Новосибирская тюрьма, 1933 г. Фотография с сайта Православной энциклопедии
11 февраля 1933 года был арестован в Хабаровске, доставлен в Барнаул, затем переведен в Новосибирск. Проходил по следствию как один из руководителей "контрреволюционной церковно-монархической организации" на Алтае.
31 декабря по постановлению Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорен к 10 годам ИТЛ.
В январе 1934 года направлен в Бамлаг Амурской области, работал счетоводом. В лагере не скрывал веры в Бога, молился, постился, обсуждал с близкими ему по духу соузниками-священниками духовные и церковные вопросы. За ним была установлена слежка, прикреплен осведомитель.
На основании доносов о "контрреволюционной агитации" 17 октября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к расстрелу.
Расстрелян 2 ноября 1937 года в 2 ч. 30 мин. в Бамлаге.
7 августа 1990 года был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года по 1937 году репрессий.
17 июля 2001 года причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.
Сочинения
Опубликовал в Симбирске на чувашском языке брошюры "Поучение для новокрещеных" и "Толкование на Катехизис" (без указания авторства и года издания).
Документы, литература
ЦГА Чувашской Респ. Ф. 2669. Оп. 2. Д. 4366;
Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Д. 12002;
Архив УФСБ РФ по Алтайскому краю. Д. 627-ПФ;
Архив УФСБ РФ по Амурской обл. Д. Р-3384.
Иоанн (Снычёв). Церковные расколы. С. 77;
За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 310-311;
Алешева Н. А. Сщмч. Герман и новомученики чувашской земли. Чебоксары, 2002;
Оправдан, причислен к лику святых // Сов. Чувашия. 2005. 23 сент.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев