**********************************
🎆Когда речь идет о заповедях, обычно на ум приходят заповеди из Пятикнижия Моисея. Как ветхозаветные заповеди соотносятся с евангельскими заповедями блаженств?
- - - - - - -
– В христианской богослужебной традиции ветхозаветные заповеди не читаются за богослужением, мы редко обращаемся к ним. Хотя когда изучаем Закон Божий, прежде всего изучаем Десятисловие Моисея и другие заповеди из Пятикнижия, которые дополняют его. Но за литургией всегда вспоминаются, торжественно поются заповеди блаженств. Эта практика уходит корнями в ветхозаветные времена, когда в Иерусалимском храме и синагогах, которые были домами молитвы, читался Закон Божий.
Для нас высший закон – евангельский закон. Поэтому когда поются "Блаженны" и мы слышим эти заповеди, мы должны с глубоким вниманием воспринимать эти слова, потому что это действительно нравственный кодекс христианина. Ведь христианам уже не надо напоминать о таких заповедях, как "не убий", "не прелюбодействуй". Это уже очевидно. А заповеди блаженств предлагают нам более высокий духовный уровень, сугубо христианский, отличный от ветхозаветного.
– То есть ветхозаветные заповеди – это фундамент.
- - - - -
– Да, это как бы начатки нравственности, то, что очевидно для всех. А заповеди блаженств – то, чему еще надо научиться, к чему надо приблизиться; может быть, для этого потребуется вся жизнь христианина.
Протоиерей Олег Стеняев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев