Четверг 17 октября 2024 год
Проповедь: Благословен Бог утешающий нас во всякой скорби
2Кор.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
2Кор.1:4. утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
"Благословен Бог!" Как естественно было воззвать так святому Павлу после того, как Бог избавил его от толикия смерти во Асии (1:10), и как он, не имевший покоя духу своему в Троаде (2:13) и в Македонии испытывавший внеуду брани, внутрьуду боязни, утешен был пришествием Титовым (7:5-6)! Всецело предан будучи Богу, всякий случай с собою он производил непосредственно от Бога и Его благостынную десницу видел не в утешениях только, но и в скорбях.
"Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа" употреблено в таком же значении, как и Сам Господь сказал по воскресении: "восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20:17), то есть по домосроительству спасения нашего.
"Отец щедрот и Бог всякия утехи", – Бог, Которого существо в том состоит, чтоб изливать одни щедроты и утешения: "ибо Он любы есть" (1 Ин. 4:16). Так Он все устроил в сущем и так все строит в бывающем, что, не выходи только тварь из воли Его и Его предначертаний, она всегда будет пить одни утешения из чаши щедрот Божиих.
Для того, говорит, Бог утешает нас во всякой скорби, чтоб и мы могли утешать других. Мы – это или святой Павел со святым Тимофеем, или вообще все Апостолы. Бог избрал их быть как органами слова Своего, так и орудиями утешения скорбящих за сие слово.
Будучи утешаемы Богом, они становятся преизливающимся источником утешения для скорбящих; утешением, каким Бог утешает их, они делятся с другими. Это же каким образом? – Чрез слово. Сердце, полное утешения, и слову сообщает утешительную силу, так что оно дышит одним утешением. Скорбевший знает, с какой стороны приходят томящие и убивающие приливы скорби, и знает также, какие помышления воздвигает в душе утешающий Бог в отражение сих приливов; почему всякую душу может так настроить, что она, и скорбящи, присно будет радоваться. Этим даром преизобиловали Апостолы; и как, будучи живы, утешали всех скорбящих, так в писаниях своих оставили нам наставления, какими руководясь, всякий скорбный найдет себе утешение.
Свт. Феофан Затворник
****************************
Люди... услышав о том, что Бог не только есть Отец всего творения, но также есть Отец милосердия, обретают надежду на то, что, доселе порицаемые, они смогут найти милосердие Бога, обратившись. Зачем бы еще он говорил об Отце милосердия, как не для того, чтобы раскаявшиеся знали, что изменяются и вновь рождаются, и так, что не только отпущение имеют, но и восстановление прежнего достоинства? И о милосердии Бога говорит здесь Павел во множественном числе по причине различности допущенных грехов - дабы утешились. И все для того, чтобы не лишать обращенных надежды.
Амвросиаст
****************
Во время арианских споров много обращалось внимания на это и на другие подобные выражения Апостола, чтобы в них найти доказательство или опровержение Божества Иисуса Христа.
Так, ариане усиливались доказать, что Апостол, называя Бога Отца Богом Господа Иисуса Христа, тем самым доказывает, что Иисус Христос ниже Бога Отца. Отвергая это, отцы Церкви доказывали, что слово "Бог" относится к нам, а к Господу Иисусу Христу относится только слово "Отец", и требовали ставить знак препинания после слова Бог (блаж. Феодорит). Другие же проще относили слово "Бог" к человеческой природе Иисуса Христа, а "Отец" к Божеству.
профессор Александр Васильевич Иванов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев