09.1825/, старец Задонского мужского монастыря, один из одиннадцати Задонских старцев.
Добродетельная и подвижническая жизнь отца Агапита, несмотря на всю его скромность, была известна многим. При посещении Задонского монастыря, благочестивые паломники долгом считали видеть старца, принять от него благословение и насладиться душеспасительными его наставлениями.
Отец Агапит был учеником и сподвижником старца Митрофана (Голощанова) /†11.03.1793/. О нем прочитать подробней можно по ссылке #Схимонах_Митрофан_Задонский
Родился отец Агапит в Воронежской губернии. Отец его, священник Феодор, впоследствии скончался в Задонском монастыре иеромонахом с именем Феофан.
Первоначальное образование получил в доме отца своего, а затем обучался в Воронежской семинарии и поступил в Задонский монастырь, куда еще в детстве хаживал с родителями и где потом некоторое время был келейником у святителя Тихона Задонского /†26.08.1873/, а затем жил в келье схимонаха Митрофана.
После определенного времени искуса он было пострижен в монашество с именем Аввакума и вскоре был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
Отец Митрофан искренно любил отца Аввакума за благоразумную строгость к себе и горячее усердие к Богу. Однажды будучи в духе озарения духовного, отец Митрофан, возложив на главу Аввакума обе руки свои, благословляя его, сказал: «да почиет на тебе Божие благословение и мое схимонашеское… Тецы, брат, о Господе – да постигнеши небесное отечество, которое Бог обещал любящим Его! Доброе дело от доброго конца познается».
Не просто схимонах Митрофан совершил крестное знамение над главою отца Аввакума: последствия показали, что знаменательное действие это пророчески указывало тогда на грядущие скорби и тесноту жизни, возводящей истинного инока на высшую степень духовного совершенства.
По возникшему от братии гонению, он вынужден был оставить Задонск и впоследствии перешел в Предтечев–Трегуляев монастырь (близ Тамбова), где принял схиму с именем Агапита. Но жить и умереть в Задонском монастыре, где положил начало своему иночеству, было всегдашним желанием старца, и в 1817 г. исполнилось его желание: он переселился в Задонскую обитель.
Принял же он Великую Схиму по особенному Божию призванию, о чем впоследствии, при искреннем собеседовании, поведал следующее: «любил я взирать на схимников, на их ангельскую жизнь, уединенную и высокую, и на их ангельское облачение, а сам восприять на себя схиму и думать не смел, считая себя недостойным и неспособным к сему трудному подвигу; впрочем, молился усердно, да будет со мною и в сем по воле Господней.
Что же однажды во сне вижу? Благолепнейшую и величественную Деву и слышу от Нее: «схима (такому-то) готова, да он не дождется ее, ты же прими ее».
А в это время, нужно сказать, представлен был к схиме некоторый иеромонах Трегуляевского монастыря, который, действительно, еще до разрешения на пострижение епархиального начальства, скончался.
Между тем, благословение архипастырское последовало и настоятель рассуждал с братию: кого посвятим в схиму? К удивлению моему, братия указала на меня. Когда объявили мне это, я с благоговением покорился воле Богоматери, изреченной устами настоятеля, и начал готовиться к принятию великого ангельского чина.
Помолившись и приняв благословение настоятеля, определил я себе сорокадневное говение. Двадцать дней провел без тягости – в молитве, без сна и пищи, но ослабел и, по совету настоятеля скушав гривенную просфору, около фунта весом, и испив чашу воду, продолжил говение, которое только с помощью Божию совершил.
По внешнему виду старец казался строгим; но главные черты его характера были незлобие и простота евангельская. Рост имел высокий, железные вериги, кои носил он на себе до самой кончины, опоясывали его на подобие диаконского препоясания орарем пред святым причастием, и сжимали плеча, поясницу, но об этом ведал только один Всеведец – Господь наш Иисус Христос.
Бывало, старец станет на молитву и, несмотря на трудность своего положения, совершает частые земные поклоны с изумительною и для молодого человека неподражаемою легкостью. И всегда почти молитва его орошалась обильными слезами сокрушения и умиления.
Воздержание отца Агапита была разумно-строгое. В среды и пятки он ничего не вкушал, а в дни святой Четыредесятницы говел и по целым неделям. Сам упражняясь в воздержании, боголюбивый старец требовал того и от келейника своего и всем советовал, по крайней мере, не вкушать рано; ибо начало дня, говорил старец, должно быть сретаемо по долгу христианскому молитвенным возношением к Богу.
Отец Агапит обладал даром прозорливости. Так однажды пришел к нему какой-то чиновник, очень растолстевший, и едва мог пройти в узкую дверь кельи. Келейник, проводив его сказал с улыбкою: «Экий толстый»! Но старец иначе рассудил: «Толстый! Да; ибо горячей любви полный. Едва в келью зашел и зарыдал, слушает, вспоминает о жизни и льет обильные слезы, а мы с тобою тонкие, сухие, перепостились и нет слез о грехах. Никогда не суди по взгляду о ближнем, присовокупил старец. Не лучше ли каждому следить за своим и учиться познавать ближе самого себя»?!!
За 8 лет до кончины отец Агапит затворился в кельи по любви к уединению; впрочем, допускал к себе искавших его благословения. Даже Святое причастие ему приносили в келью, через каждые три недели. Затворник продолжал поститься и непрестанно молился, строго соблюдая церковные правила.
В свободное от молитвы время старец размышлял о жизни, смерти и воздаянии и на небольших лоскутках бумаги записывал свои мысли. Однажды келейник спросил его, для чего он это делает. Старец отвечал: «Пусть добрые люди, жаждущие благочестия, читая мои строки, вспомнят о мне грешном и помолятся о спасении моем во спасение свое».
Некто отец Иоанн, благочестивый священник г. Ельца, Преображенской церкви, хорошо знал отца Агапита, знал его истинное благочестие и сокровенную подвижническую жизнь.
Это подтверждается следующим фактом. В 1818 году пришел сюда Георгий Алексеевич Машурин /†07.06.1836/, в будущем проведший жизнь свою в затворе до конца и скончавшийся и монашества с именем Стратоник. Более подробно о нем можно прочитать по ссылке #Затворник_Георгий_Машурин Но как дело спасения без искушений не бывает, то тоже самое случилось и с Георгием.
Однажды смутился он духом и пожелал переменить монастырь, что нередко бывает с новоначальными, с каковою мыслью отправился в Елец за советом к дивному по жизни вышеупомянутому священнику отцу Иоанну, благочестивая жизнь которого была известна многим, и который, дабы скрыть свои добродетели, между прочим, представлялся юродивым.
Особенность его в этом отношении была та, что он нередко служивал молебны с звоном, иногда и в ночное время; жил в чулане, ночевал в притворе церковном.
И вот, к этому то человеку направил свой путь Георгий; но едва успел подойти к дому отца Иоанна, как тот выбежал к нему на крыльцо и, никогда прежде его не видев и не зная, встретил следующими словами:
«А я, брат, сейчас только отслужил молебен со звоном Пресвятой Богородице. Она не велит монахам давать наставлений особенно смущенным и хотящим оставить свой монастырь. Ступай-ка, брат, ступая! У вас есть схимник Агапит, он тебе скажет, что делать».
Поразила Георгия эта прозорливость отца Иоанна, и он, возблагодарив Бога за полученное желаемое наставление, возвратился снова в Задонский монастырь.
На этот раз познакомившись ближе с отцом Агапитом, Георгий действительно нашел в нем себе ангела-утешителя и, после откровенной сердечной беседы, признав свои мысли за искушение от диавола, не смел более думать об оставлении монастыря Задонского.
Однажды братия, разговаривая между собою в присутствии иеросхимонаха Агапита о высокой жизни отца Иоанна Елецкого, услышали в нем следующий отзыв отца Агапита: «Великий столб в мире сияет; благодарите, братие, Господа! Живет в мире, а как подвизается! Есть еще просвещение ходящим во тьме, но жаждущим света».
Старец тщательно искавший Царствия Божия, наконец приблизился к рубежу вечности. Он таял, как свеча; дыхание его все более и более стеснялось; – он все видимо слабел телом…
«Кончина отца Агапита, как человека отдающего свой долг закону природы, по словам Георгия затворника, была не безболезненна и очень томительна, но непостыдна, мирна, как смерть истинного христианина».
Чувствуя приближение смертного часа, он благословил келейника своею иконою Божией Матери с обетованием, что Она не оставить его ни в сей, ни в будущей жизни, только бы молился и жил богоугодно, и велел попросить к себе любимого своего духовника отца Димитрия.
После исповеди, Святого причащения и елеосвящения умирающий тихо сказал: "Поднимите меня". Казначей обители отец Димитрий стал читать над ним акафист Успению Богоматери, и во время этого чтения в 12 часов дня, отец Агапит скончался.
Этот строгий подвижник три четверти жизни подвизался в монашестве, в схиме - 25 лет, в затворе более 8 лет. Был погребен в часовне за алтарем Вознесенской церкви, рядом со старцем схимонахом Митрофаном и другими Задонскими старцами. Над его гробом усердием его духовных чад был устроен катафалк с начертанием на верхней доске его изображения.
Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы многочисленные случаи чудесной помощи, исцелений и заступничества. После закрытия обители в 1920-х годах останки одиннадцати чтимых Задонских подвижников были вывезены на городское Тюнинское кладбище.
В октябре 1993 года место захоронения было найдено и останки были возвращены в монастырь, где рядом с мощами святителя Тихона по благословению правящего архиерея была устроена мраморная гробница, перед которой стали служить панихиды по "Задонским старцам" в дни их памяти.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев