Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества! — такими радостными песнопениями, возлюбленные во Христе братия и сестры, все концы христианского мира воспевают и прославляют Пречистую Деву Марию, удостоившуюся вместить в Себя Невместимого и стать Матерью Бога Всевышнего и тем самым содействовать нашему спасению. Когда лукавому змию-искусителю удалось прельстить первых людей и тем разрушить их райское блаженство, когда смерть сделалась уделом всего человечества, тогда Всемилостивый Бог благоволил в погибающее человечество посеять новое семя жизни и спасения. В слове осуждения змию-искусителю Господь сказал: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем тоя. Той твою сотрет главу (Быт. 3, 15). И с этого момента премудрость Божия начинает устроять спасение человеческого рода, приготовляя и Жену, Которая могла бы вместить Невместимого.
Но можно ли было скоро обрести в зараженном ядом греха человечестве жену столь чистую и непорочную, чтобы семенем ее мог стать Святейший святых? Протекают годы, века, тысячелетия, но Чаяние языков — Спаситель — не является на землю. И виновный пред Богом грешный род человеческий, не находя умилостивительной жертвы к Богу за грехи свои, изнемогает под бременем проклятия Божия и терпит все роды бедствий и страданий за свою вину. Человеческий род, однажды споткнувшийся, все больше и больше уклонялся от истинного пути Божия, заблуждаясь и пребывая во мраке греховной жизни. Более пяти тысяч лет длилась эта духовная ночь, в которой пребывало человечество, позволяя себе совершать всякие гнусные, постыдные дела, омрачившись совершенно в своем разуме и рассуждении. Вот как об этом времени говорили ветхозаветные Пророки: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их (Рим. 3, 10-18).
И вот, когда в последние дни «семя зла» достигло своих крайних пределов, когда, по-видимому, нельзя было уже ожидать торжества добра над злом, тогда Промысл Божий являет миру чистую Деву, Которая оказывается достойною соделаться Матерью Искупителя — Богочеловека. Можно ли не радоваться людям при созерцании очами веры этого радостнейшего события? Ибо настал конец человеческим страданиям и близко время примирения людей с Богом! Она явилась Утренней Звездою, воссиявшей среди греховного мрака и возвестившей миру, что за Нею скоро взойдет Солнце духовное — Христос Спаситель, Который Своим Божественным учением просветит всех, приходящих к Нему.
Родив Бога Слова, Пречистая Дева Мария стала Матерью Божиею. Но Она вместе с тем является сейчас и Матерью всего человеческого рода, в особенности — рода христианского и ходатайствует за нас как за Своих детей. И мы должны чтить Ее по достоинству как Матерь Божию и как Матерь нашу Небесную; Господь всех, в Него верующих, назвал Своими братьями (Мф. 12, 50; Лк. 8, 21), следовательно, и все христиане по благодати Божией являются детьми Матери Божией. И Она, дорогие, печется о Своих чадах и молится за них, принимая самое деятельное участие в судьбе каждого христианина от самого рождения его до последних дней жизни. Однажды святой Андрей Христа ради юродивый был восхищен на небо, где видел множество святых небожителей, но не видел Матери Божией. И на вопрос его: «А где же Царица Небесная?» — Ангел ответил, что Она на земле — утешает скорбящих, помогает больным и всем, находящимся в бедах и несчастиях.
Благаго Царя Благая Мати, Царица Небесная как знак любви к земным жителям оставила на земле Свои иконы, через которые являет неисчислимые милости и источает токи чудес Своей благости всем, кто с верою и благоговением к Ней прибегает. Сегодня празднуется память иконы Божией Матери, именуемой «Ржевская». Краткая история ее такова. В 1539 году в деревне Клочки Ржевского уезда Тверской губернии два вора задумали украсть в соседнем селе двух лошадей. Сделав свое дело, для сбыта похищенного они поехали на торжище, находившееся от них на далеком расстоянии. Немного не доезжая до него, воры спрятали лошадей в чаще, а сами отправились далее. И вот, идя по лесу, они неожиданно увидели на дереве икону Божией Матери. Удивившись этому, они возвратились к себе домой и об увиденном сообщили своим односельчанам.
Для расследования чудесного знамения был послан некий инок по имени Стефан. Придя на указанное место с сотнею прихожан, он увидел там на одном из деревьев крест и на некотором расстоянии от него — икону Богоматери, висящую на сосне. И только Стефан снял ее оттуда, как послышался необыкновенно сильный шум и от иконы засиял необычайный свет. В это же время от нее получил исцеление находившийся там человек, больной ногами. А когда стали служить перед иконою водосвятный молебен, то одна слепая девочка тотчас же после него прозрела, и множество других чудес совершилось тогда у иконы всего лишь за одну неделю — числом двадцать семь.
Пока икона пребывала на том месте, чудеса текли от нее ручьями. Только записано было сто пятьдесят исцелений от этого образа. Не прекращались чудеса и в дальнейшем. Икону привозили в Москву, она и там являла чудесные знамения, исцеляя разных больных и недужных. В честь нее в Москве была выстроена церковь с учреждением туда (в 11-й день месяца июля) крестного хода. Затем, когда с иконы сняли копию, ее отправили обратно в Тверскую губернию.
И нам ли, дорогие, не чтить Божию Матерь, когда Она так нас любит! Будем Ее любить и чтить, ибо мы Ей стольким обязаны! Будем всегда к Ней обращаться со своими нуждами и Она исполнит все наши прошения. Радуйся, Мати Бога Вышняго, усердная Заступнице рода христианскаго! Аминь.
Из книги «Похвала Божией Матери»
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Источник: Православие и современность
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2