РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ
НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
✅ ИКОНОГРАФИЯ
В основе композиции иконографии Рождества Пресвятой Богородицы — изображение святой Анны, матери Девы Марии, и Самой Марии. Обыкновенно св. Анна изображается полулежащей (полусидящей) на ложе (часто — в левой (со стороны богомольца) нижней части иконы. Её голову обрамляет нимб — символ святости. Богородица бывает представлена в виде спеленутого младенца с нимбом вокруг головы, на руках у повивальной бабки, которая, в свою очередь, изображается сидящей на невысоком сиденье, иногда напротив св. Анны, иногда перед её ложем, в непосредственной близости от него. Как правило, на иконах этого типа изображается и св. Иоаким (но не всегда). Его расположение, а также положение его тела на разных иконах бывают различными. Иногда он отмечен стоя, иногда сидя, иногда разговаривающим со св. Анной, протягивающим в её сторону руку (в данном случае символ обращения и общения). Примечательно, что на данном типе изображений как фигура св. Анны, так и фигура (будущей) Богородицы часто не являются визуальным центром композиции, однако они составляют смысловой центр икон. Фигура св. Анны, как и фигура св. Иоакима часто изображается в увеличенном масштабе по отношению к фигуре повивальной бабки, чем подчеркивается их особая значимость (в том числе в этом событии).
Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Рождество Пресвятой Богородицы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев