Память 21 сентября (Греч.) и в Соборе Ватопедских святых
Родился в деревне Кулакия (Колиакия, греч. Κουλιακιά; соврем. Халастра или Пиргос) к северо-западу от Фессалоники, в семье благочестивого сельского старосты Полихруса и Лулуды. Как пишет святой Никодим Святогорец, отец Афанасия очень заботился об образовании своего сына: “Сначала он обучился начальной грамоте, а затем был послан в Салоники, в греческую школу, где учителем был Афанасий Париос. Афанасий был талантливым и усердным ребенком”. В Салониках Афанасий учился в известной школе “Эллиномусион”, где директором и преподавателем был преподобный Афанасий Паросский.
Впоследствии он продолжил обучение на Святой Горе в академии “Афониада”, где было множество именитых учителей. Святой Никодим Святогорец говорит:
“В поисках большей пользы для себя, он отправился в Ватопедскую школу, где учителем в те годы был Панайотис Палама. Успешно обучившись грамматике, он взялся за изучение “Логики” Евгения (Булгари) под руководством учителя Николая Тзатзулиоса из города Мецово, посланным Великой Церковью в это образовательное учреждение, которым руководил мудрейший учитель Евгений (Булгари). Когда же Николай оставил школу, ушел и Афанасий”.
Он приехал в Константинополь и познакомился с новорукоположенным патриархом Антиохийским Филимоном. Более двух лет он оставался рядом с ним в Дамаске, после чего возвратился на Афон, откуда уехал к себе на родину, где, вероятно, познакомился с деятельным ученым епископом Кампанийским Феофилом Папафилисом.
Мч. Афанасий Солунский
В Кулакии была конюшня, где встречались люди из различных мест. Там часто бывал и Афанасий. Хорошо зная турецкий и арабский языки, на которых написаны различные мусульманские тексты, он однажды, беседуя с турецким эмиром на духовные темы и обсуждая исламское учение, процитировал формулу исповедания мусульманской веры. Эмир решил использовать эту возможность: несмотря на возражения Афанасия, он стал настаивать, что Афанасий исповедует ислам. Эмир приказал хозяину конюшни задержать Афанасия и не дать ему уйти, в то время как сам отправился в Салоники, чтобы донести турецкому судье, что Афанасий, исповедуя ислам, отрёкся от своей веры и перешел в Православие. Судья выслушал эту клевету эмира и попросил привести к нему Афанасия. Представ перед судьей, Афанасий честно рассказал, что никогда не отрекался от своей христианской веры, никогда не принимал ислам и не отказывался от него в пользу христианства. Судью убедили его слова, и он справедливо заключил, что объяснение слов Корана не делает Афанасия последователем ислама. Однако эмир и находящиеся рядом с ним аги негодовали и настаивали на том, что Афанасий высмеивает их религию, совершая тем самым великий грех. Судья, в конце концов, уступил и потребовал, чтобы Афанасий принял ислам, на что тот ответил отказом и был заключен под стражу.
Судья надеялся, что сможет переубедить молодого Афанасия с помощью угроз и наказаний. Эмир тем временем повсюду распространял клевету о том, что Афанасий предал свою веру. Эти лживые слухи дошли и до его отца, который поверил этим слухам, хотя имел возможность с помощью своего богатства, авторитета и связей мог подкупить турок и спасти сына, “украшение его дома, гордость его рода”, как пишет святой Никодим.
Судья вновь попытался убедить Афанасия отречься от своей веры и спастись, но тот остался непоколебимым в своих убеждениях. Тогда судья вынес решение повесить его за городом в местности, называемой Агиа Параскеви, где сейчас располагается Неапольское кладбище Салоник.
Мученик был повешен (по другим данным, ему отрубили голову) 8 сентября 1774 года (по иным источникам, 17 февраля 1776 года), в возрасте 25 лет.
Служба, молебный канон и акафист, посвященные новомученику Афанасию, написаны монахом Герасимом Микраяннанитом. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь мч. Афанасию [1].
Литература
Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 32;
Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 9. Σ. 116-118;
Παπαδόπουλος. Νεομάρτυρες. 50-51;
Μικρόν Εὐχολόγιον. Σ. 454;
ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 580;
Meinardus. Saints of Greece. P. 27;
Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 52-53;
ΝΜ. Τ. 2. Σ. 196-197; Τ. 3. Σ. 197-198;
Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 15.
Просим Молитв о Здравии Раба Божьего Владимира! Господи Помилуй! Богородице Спаси! Ангел Хранитель и Все Святые Молите Бога о ВЛАДИМИРЕ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев